СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология Case Study

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология Case Study»

Технология кейс-стади.


Сегодня спрос на учителя не только владеющего иностранным языком, но и знающего самые эффективные технологии и методы обучения возрастает. Технология кейс стадии (case-study) или метод разбора конкретной ситуации как раз является одним из таких методов и относится к методам интерактивного обучения иностранным языкам.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Одна из целей такого обучения - это создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения ИЯ.

«Интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебной средой, которая служит источником усваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, содержание которого является основным источником формируемых знаний, навыков, умений. Функция педагога при этом сводится к побуждению учащихся к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в И. о. иной характер приобретает взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. На занятиях по иностранным языкам такое обучение получило широкое применение в рамках так называемого центрированного на ученике подходе (student-centred approach), суть которого заключается в максимальной передаче инициативы учения самому ученику, а также в обучении в сотрудничестве» [1: C. 83].

Интерактивная деятельность на уроках ИЯ может способствовать развитию диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Для этого на уроках ИЯ организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации и т.д.

Интерактивные методы обучения решают несколько задач:

1) развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися;

2) решают информационную задачу, поскольку обеспечивают учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность;

3) развивают особые умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и другие), то есть обеспечивают решение обучающих задач;

4) обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают учащихся работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Также к интерактивным методам обучения относятся модельный метод обучения; метод проектов; метод мозгового штурма; и метод аквариумного погружения.

Словарь Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина определяет технологию кейс-стади как методику ситуативного обучения, основанную на реальной действительности и реальных проблемах, требующую от учащегося целесообразного решения в предложенной ситуации. Данная технология включает в себя описание конкретной практической ситуации с постановкой проблемы, справочную и дополнительную информацию о ситуации, методические материалы и указания. Развивает умения определять проблему, рассматривать ее со всех точек зрения, осуществлять поиск недостающей информации, аргументировать свою точку зрения.

Таким образом, представленная методика предполагает использовать проблемно-ситуационный анализ, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (кейсов).

Как интеллектуальный продукт, кейс-метод имеет свои источники: 1) науку; 2) реальную жизнь; 3) образование, которое определяет цели и задачи образовательного процесса.

Принято считать, что техника кейс-метода была разработана в начале 20-х годов прошлого века в Гарвардской бизнес-школе. Однако основы этой методики лежат в глубокой древности. Одним из первых кейсологов был Сократ, который много веков назад понял, что знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и потому не так долговечно, как продукт собственного мышления. Задачу учителя он видел в том, чтобы помочь своим слушателям самостоятельно «родить» знания, которые в каком-то смысле уже содержатся в их головах, как ребёнок во чреве матери. Тысячелетия спустя использование метода, прародителем которого был Сократ, назовут ментальным переломом в образовании и имя ему будет метод кейс-стади. В России применять кейс метод в обучении различных предметов, в том числе и ИЯ, стали в 80-х гг. [11].

Метод кейс стади способствует развитию различных практических навыков. Они могут быть описаны одной фразой – творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения.

Структура кейс-метода основывается на том, что школьники сталкиваются с конкретным случаем, взятым из практики. Затем, обсуждая этот случай на английском языке, ищут альтернативы его решения, предлагают свой собственный вариант решения, который грамотно обосновывают, а потом сравнивают его с решением, которое было принято на практике. Одного верного решения не существует, поэтому по окончании презентаций может быть выбран лучший вариант решения. При этом школьниками предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой актуализирует определённый комплекс лексических и грамматических знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы [9; 11].

Кейсы могут быть различными по объёму и содержанию, что зависит от целей обучения ИЯ, от уровня знаний и умений школьников, а также от того, какую помощь необходимо оказывать в процессе принятия решений.

Следует учесть, что материал для кейс-стади может быть представлен в различных формах: художественное повествование, описание ситуации, фрагменты точной фактической информации, чьи-то цитаты по заданной тематике и т.д. Должно быть предоставлено достаточное количество информации, чтобы заставить поверить в достоверность и критичность ситуации, вызвать интерес, мотивировать на поиск решения. Целесообразно подбирать кейсы по изучаемым темам, преследуя цель активизировать новую лексику в ситуациях, приближенны к реальным условиям.

Все кейсы условно подразделяются на: 1) научно-исследовательские, которые ориентированы на осуществление исследовательской деятельности; 2) практические, отражающие реальные жизненные ситуации; 3) обучающие, задачей которых выступает организация образовательного процесса.

Научно-исследовательский кейс выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Его обучающая функция сводится к обучению навыкам научного исследования с помощью метода моделирования.

Практический кейс ставит своей задачей детальное и подробное отражение жизненной ситуации. Таким образом, этот кейс создаёт практическую модель ситуации. Учебное назначение практического кейса сводится к тренингу обучаемых в той или иной лексико-грамматической теме, закреплению ЗУНов, принятия решений в конкретной языковой ситуации.

Обучающий кейс отражает типовые языковые ситуации, которые наиболее часто встречаются в реальной жизни и, с которыми придётся сталкиваться старшекласснику в профессиональной деятельности. При этом на первое место ставятся учебные и воспитательные задачи.

Любой кейс включает в себя:

1) ситуацию (какая-либо проблема, история из реальной жизни, случай);

2) контекст ситуации (исторический, хронологический, особенности действия участников ситуации);

3) комментарий ситуации;

4) задания для работы с кейсом;

5) различные приложения.

Также кейс должен соответствовать ряду требований, а именно:

1) быть приближенным к реальной жизни;

2) оформленным так, чтобы позволял устанавливать связь с накопленным жизненным опытом, а также с будущими жизненными ситуациями старшеклассников;

3) предоставлять возможность интерпретации с точки зрения участников;

4) содержать проблемы и конфликты;

5) быть обозреваемым и решаемым в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей старшеклассников;

6) допускать различные варианты решения.

Выделяют следующие основные этапы создания CASEов:

– определение цели создания кейса;

– идентификация конкретной реальной ситуации в соответствии с целью;

– проведение предварительной работы по поиску источников информации для кейса;

– сбор данных с использованием различных источников;

– подготовка первичного варианта представления материала кейса;

– получение разрешения на публикацию кейса;

– обсуждение кейса с привлечением как можно более широкой аудитории;

– подготовка методических рекомендаций по использованию кейса.

Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:

Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;

Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать;

Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения;

Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

Рассмотрим подробно основные этапы организации занятий с использованием кейс-метода и их специфику. Анализ материала может производиться с учётом конкретного вопроса или охватывать все аспекты ситуации, что зависит от формулировки задания.

Если кейс объёмный, то знакомство с ним происходит заранее в виде самостоятельной работы учащихся. При первом предъявлении информации у школьников должно сложиться общее впечатление о предмете кейса; важно понять, знания из каких дисциплин помогут решить ситуацию (например, школьники читают текст - просмотровое чтение). При повторном прочтении предлагается, используя навыки селективного чтения, отобрать ту информацию из текста, которая необходима для решения кейса, выписать основные понятия, имена, цифры. Позднее обучаемые должны сосредоточить своё внимание на подробной обработке лишь необходимой информации (чтение с полным охватом содержания), так как в кейсах специально часто дана избыточная информация. На этом этапе происходит также погружение в совместную деятельность, на котором ставится задача, состоящая в формировании мотивации к совместной деятельности.

Поиск дополнительной информации используется редко, так как это требует дополнительного времени. Если одной из целей кейса является обучение работе с различными источниками информации, то эта фаза необходима.

Обсуждение различных вариантов решения проблемы происходит в группах (3–5 человек), хотя эта деятельность может проходить индивидуально. Предполагается организация совместной деятельности, основной задачей которой является организация деятельности по решению языковой проблемы. Учащиеся в ходе работы над определённым кейсом находятся в виде интерактивного процесса принятия решений. В каждой подгруппе идёт сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, оформляющейся для презентации.

Презентация решения может быть представлена как в устной, так и в письменной форме. После устной презентации учитель ИЯ организует обсуждение выступления, направляя его в нужное русло с помощью вопросов. На этом этапе происходит анализ и рефлексия совместной деятельности, основной задачей которого является проявление образовательных и учебных результатов работы с кейсом, анализ эффективности организации урока по ИЯ, постановка задачи для дальнейшей работы. Учитель ИЯ завершает дискуссию и анализирует процесс обсуждения ситуации и работы всех подгрупп [6; 10].

Использование метода конкретных ситуаций позволяет:

– учитывать учебные, личные интересы и потребности школьников, их индивидуально-психологические особенности;

– осуществлять контроль знаний по ИЯ;

– применять все формы аудиторной работы со школьниками: индивидуальную, парную, групповую, фронтальную;

– развивать все виды речевой деятельности: чтение (обзорное, селективное, детальное), говорение (монологическая, диалогическая речь), письмо (составление плана, написание эссе и т.д.), аудирование и перевод;

– стимулировать творческую активность учащихся.

В таблице представлены возможности интеграции разных методов при организации работы с технологией кейс-стади.



Однако важно отметить, что применение метода case study предъявляет высокие требования к уровню подготовки учащихся. С одной стороны, они должны обладать определёнными знаниями по специальным предметам, чтобы решить case, а с другой стороны, владеть иностранным языком на уровне В2-С1.

Кейс-метод требует подготовленности учащихся, наличия у них навыков самостоятельной работы. Их неподготовленность и неразвитость мотивации может привести к поверхностному обсуждению кейса, поэтому кейс-метод на занятиях английского языка целесообразно применять в старших классах, т.к. необходим определённый запас знаний по определенным предметам. Кроме того, будучи сложным и эффективным методом обучения, кейс-метод не является универсальным и применяется особенно успешно только в сочетании с другими методами обучения иностранным языкам, т.к. сам по себе не закладывает обязательного нормативного знания языка.

Подводя итог выше сказанному, следует еще раз отметить, кейс-метод представляет собой стратегию обучения, которая направлена на развитие критического мышления, коммуникативных навыков и умения выстраивать взаимоотношения с партнерами. Также метод кейс-cтади предоставляет учащимся отличную возможность творчески применять пройденный языковой материал на базе своих знаний по определенным предметам и позволяет адаптироваться к реальным и потенциально возможным ситуациям. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны школьников, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию школьников, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.
































Литература

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

  2. Покушалова Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 155-157. — URL https://moluch.ru/archive/28/3073/ (дата обращения: 20.02.2018). Режим доступа: https://moluch.ru/archive/28/3073/

  3. Быстрицкая Е., Ядрышников К. МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ КЕЙС-МЕТОДА) // Вестник Мининского университета, 2015 №1
  4. Интернет источники:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649626/

http://iyazyki.prosv.ru/2012/08/casemethod-englishlessons/

  1. Щербатых Л.Н. МЕТОД CASE STUDY В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Философия и история образования. Педагогика и методика преподавания. Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки» 4 (3) 235-240 с 235-240

  2. Ярмина Т.Н. Метод кейсов в обучении иностранному языку.// ИЯШ 2017 №9 с 24-27




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!