СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология «Дебаты» на уроках литературы (учимся рассуждать и убеждать)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология «Дебаты» на уроках литературы (учимся рассуждать и убеждать)»

Юлия Григорьевна Полякова, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №53 г. Магнитогорска»,  кандидат филологических наук Технология «Дебаты»  на уроках литературы  (учимся рассуждать и убеждать)

Юлия Григорьевна Полякова,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №53 г. Магнитогорска»,

кандидат филологических наук

Технология «Дебаты» на уроках литературы (учимся рассуждать и убеждать)

Дебаты – целенаправленный и упорядоченный (структурированный) обмен идеями, суждениями, мнениями, форма дискуссии. Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собс­твенной позиции, искусства аргументации, иными словами, тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества. .

Дебаты –

целенаправленный и упорядоченный (структурированный) обмен идеями, суждениями, мнениями, форма дискуссии.

Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собс­твенной позиции, искусства аргументации, иными словами, тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества.

.

 Технология «ДЕБАТЫ» базируется на основе следующих принци­пов: целостность, универсальность, вариативность, личностная ориентированность, самообразование и самообучение учащихся. В этой технологии учёба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель выступает как руководитель этого процесса.

Технология «ДЕБАТЫ»

базируется на основе следующих принци­пов: целостность, универсальность, вариативность, личностная ориентированность, самообразование и самообучение учащихся. В этой технологии учёба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель выступает как руководитель этого процесса.

Технология «Дебаты» предполагает: активное включение самого ученика в поисковую, учебно-поз­навательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации; организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых; обеспечение диалогичности общения не только между учите­лем и учениками, но и между учащимися в процессе приобретения новых знаний.

Технология «Дебаты» предполагает:

  • активное включение самого ученика в поисковую, учебно-поз­навательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
  • организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых;
  • обеспечение диалогичности общения не только между учите­лем и учениками, но и между учащимися в процессе приобретения новых знаний.
 Подготовка к дебатам Учитель формулирует тему дебатов; Оказывает помощь в подготовке команд; Участники дебатов готовят заранее цитаты, фактический материал, статистические данные, чтобы аргументировать свои высказывания; Аргументы должны соответствовать аспекту, аспект – теме. На уроках отрабатывается навык конструирования аргументов и контраргументов. Например: « Я согласен с точкой зрения: во-первых.., во-вторых.., в-третьих…). «Я не согласен с точкой зрения: во-первых.., во-вторых.., в-третьих…).

Подготовка к дебатам

  • Учитель формулирует тему дебатов;
  • Оказывает помощь в подготовке команд;
  • Участники дебатов готовят заранее цитаты, фактический материал, статистические данные, чтобы аргументировать свои высказывания;
  • Аргументы должны соответствовать аспекту, аспект – теме.
  • На уроках отрабатывается навык конструирования аргументов и контраргументов. Например: « Я согласен с точкой зрения: во-первых.., во-вторых.., в-третьих…). «Я не согласен с точкой зрения: во-первых.., во-вторых.., в-третьих…).
Примерные темы Евгений Онегин – положительный или отрицательный герой? Надежда – это благо или зло для человека? Милосердные люди нужны? Добро должно быть с кулаками? Технический прогресс – благо или зло

Примерные темы

Евгений Онегин – положительный или отрицательный герой?

Надежда – это благо или зло для человека?

Милосердные люди нужны?

Добро должно быть с кулаками?

Технический прогресс – благо или зло

14 правил, помогающих убеждать Правило Гомера .  Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные - средние - один самый сильный. Следствия: а) избегайте слабых аргументов; б) не начинайте с просьбы, начинайте с аргументов. Правило Сократа .  Для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких вопроса, на которые собеседник ответит вам

14 правил, помогающих убеждать

  • Правило Гомера .  Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные - средние - один самый сильный.

Следствия: а) избегайте слабых аргументов; б) не начинайте с просьбы, начинайте с аргументов.

  • Правило Сократа .  Для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких вопроса, на которые собеседник ответит вам "да".
  • Правило Паскаля .  Не загоняйте собеседника в угол. Дайте ему возможность "сохранить лицо".
14 правил, помогающих убеждать Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего. Не загоняйте себя в угол, не понижайте свой статус. Не принижайте статус собеседника. К аргументам приятного собеседника мы относимся снисходительно, а неприятного - с предубеждением. Желая переубедить, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы согласны с оппонентом .

14 правил, помогающих убеждать

  • Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего.
  • Не загоняйте себя в угол, не понижайте свой статус.
  • Не принижайте статус собеседника.
  • К аргументам приятного собеседника мы относимся снисходительно, а неприятного - с предубеждением.
  • Желая переубедить, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы согласны с оппонентом .
Проявите эмпатию к убеждаемому. Будьте хорошим слушателем. Избегайте конфликтогенов. Проверяйте, правильно ли понимаете собеседника. Следите за мимикой, жестами и позами - своими и собеседника. Убеждая, старайтесь удовлетворить какую-нибудь из потребностей человека. .
  • Проявите эмпатию к убеждаемому.
  • Будьте хорошим слушателем.
  • Избегайте конфликтогенов.
  • Проверяйте, правильно ли понимаете собеседника.
  • Следите за мимикой, жестами и позами - своими и собеседника.
  • Убеждая, старайтесь удовлетворить какую-нибудь из потребностей человека.

.

Юлия Григорьевна Полякова, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №53 г. Магнитогорска»,  кандидат филологических наук Технология «Дебаты»  на уроках литературы  (учимся рассуждать и убеждать)

Юлия Григорьевна Полякова,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №53 г. Магнитогорска»,

кандидат филологических наук

Технология «Дебаты» на уроках литературы (учимся рассуждать и убеждать)