СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология деятельностного подхода на уроках географии как метод повышения качества знаний.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на заседании методических комиссий техникума об использовании педагогических технологий на уроках географии.

Просмотр содержимого документа
«Технология деятельностного подхода на уроках географии как метод повышения качества знаний.»

 ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯРОВСКОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» Тема самообразования:  Технология деятельностного подхода  на уроках географии как метод повышения качества знаний . Преподаватель географии высшей квалификационной категории Ворфоломеева Г.Г. 2016г.

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРОВСКОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Тема самообразования:

Технология деятельностного подхода

на уроках географии как метод повышения качества знаний .

Преподаватель географии высшей квалификационной категории

Ворфоломеева Г.Г.

2016г.

 Великая цель образования – это  не знания, а действия»  Герберт Спенсер  Системно - деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся.  Функции универсальных учебных действий включают: —  обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; —  создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; —  обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания;

Великая цель образования – это

не знания, а действия»

Герберт Спенсер

Системно - деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся.

Функции универсальных учебных действий включают:

—  обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

—  создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

—  обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания;

  Формирование  универсальных учебных действий определяется тремя взаимодополняющими положениями: —  формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию; —  формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения предметных дисциплин, в т.ч. Географии; —  универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в т.ч. Социальной и личностной компетентности.  Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Формирование  универсальных учебных действий определяется тремя взаимодополняющими положениями:

—  формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию;

—  формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения предметных дисциплин, в т.ч. Географии;

—  универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в т.ч. Социальной и личностной компетентности.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

 В условиях системно – деятельностного подхода:  Позиция учителя : к классу не с ответом, а с вопросом.  Позиция обучающегося : за познание мира (в специально организованных для этого условиях).  Учебная задача – задача, решая которую обучающийся выполняет цели учителя; она может совпадать с целью урока или не совпадать.  Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.  Учебное действие – действие по созданию образа.  Образ – слово, рисунок, схема, план и т.д.  Оценочное действие – Я умею! У меня получилось!  Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю… и т.д.

В условиях системно – деятельностного подхода:

Позиция учителя : к классу не с ответом, а с вопросом.

Позиция обучающегося : за познание мира (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача – задача, решая которую обучающийся выполняет цели учителя; она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план и т.д.

Оценочное действие – Я умею! У меня получилось!

Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю… и т.д.

Структура урока с позиций системно – деятельностного подхода:   Учитель Ученик   Создаёт проблемную Принимает проблемную  ситуацию ситуацию   Выявляют проблему   Управляет поисковой Самостоятельный  деятельностью поиск    Обсуждают результаты

Структура урока с позиций системно – деятельностного подхода:

Учитель Ученик

Создаёт проблемную Принимает проблемную

ситуацию ситуацию

Выявляют проблему

Управляет поисковой Самостоятельный

деятельностью поиск

Обсуждают результаты

Содержание учебного материала Формы обучения Цель Учение Препода-вание СДП Результат Методы обучения Средства обучения

Содержание учебного материала

Формы обучения

Цель

Учение

Препода-вание

СДП

Результат

Методы обучения

Средства обучения

Содержание учебного материала  Использую следующие технологии:  работа в малых группах;  технология проблемного обучения;  диалоговое обучение;  сравнительный метод;  метод проектов. Формы обучения СДП Учение Цель Препода-вание Результат Методы обучения Средства обучения

Содержание учебного материала

Использую следующие технологии:

  • работа в малых группах;
  • технология проблемного обучения;
  • диалоговое обучение;
  • сравнительный метод;
  • метод проектов.

Формы обучения

СДП

Учение

Цель

Препода-вание

Результат

Методы обучения

Средства обучения

Тема «Природные ресурсы мира»  Методические ключи к каждому разделу: Что нужно вспомнить ( понятия, термины, закономерности размещения природных ресурсов …) Что нужно усвоить ( будущее зависит от осуществления всемирной охраны природы ..) Что нужно уметь ( давать характеристику размещения основных природных ресурсов …) Знакомство с инструкцией по овладению навыками самостоятельной работы ( как оценивать обеспеченность видами ресурсов..)

Тема «Природные ресурсы мира»

Методические ключи к каждому разделу:

  • Что нужно вспомнить ( понятия, термины, закономерности размещения

природных ресурсов …)

  • Что нужно усвоить ( будущее зависит от осуществления всемирной охраны природы ..)
  • Что нужно уметь ( давать характеристику размещения основных природных ресурсов …)
  • Знакомство с инструкцией по овладению навыками самостоятельной работы ( как оценивать обеспеченность видами ресурсов..)

Тема «Природные ресурсы мира»

Тема «Природные ресурсы мира»

Блок добывания знаний и умений: Проанализируйте данные таблиц . Рассчитайте, на сколько лет хватит мировых общегеологических и разведанных запасов угля, нефти… Используя текст учебника, карту минеральных ресурсов мира в атласе и таблицы в «Приложениях», проанализируйте размещение топливных полезных ископаемых . Назовите страны, обладающие значительными запасами угля, нефти, крупнейшие их бассейны. Какие выводы можно сделать на основе этого анализа?

Блок добывания знаний и умений:

  • Проанализируйте данные таблиц . Рассчитайте, на сколько лет хватит мировых общегеологических и разведанных запасов угля, нефти…
  • Используя текст учебника, карту минеральных ресурсов мира в атласе и таблицы в «Приложениях», проанализируйте размещение топливных полезных ископаемых . Назовите страны, обладающие значительными запасами угля, нефти, крупнейшие их бассейны. Какие выводы можно сделать на основе этого анализа?

Блок самоконтроля и взаимного контроля Как вы объясните: 1.Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов? 2.Почему для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество? Как вы думаете? В чем заключается рациональное использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов? Что означают слова немецкого географа А.Гумбольдта: «Человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни?» Знаете ли вы? 1.Какие крупнейшие в мире бассейны какого из следующих видов полезных ископаемых обозначены на картосхеме: 1) угля, 2) нефти, 3) железной руды?

Блок самоконтроля и взаимного контроля

Как вы объясните:

1.Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?

2.Почему для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество?

Как вы думаете?

  • В чем заключается рациональное использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов?
  • Что означают слова немецкого географа А.Гумбольдта: «Человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни?»

Знаете ли вы?

1.Какие крупнейшие в мире бассейны какого из следующих видов полезных ископаемых обозначены на картосхеме: 1) угля, 2) нефти, 3) железной руды?

Можете ли вы? Дать определение понятий «ресурсообеспеченность», «природопользование» Оценить, насколько верны следующие утверждения и, если нужно, дать правильный ответ: а) мировые общегеологические запасы угля намного превосходят запасы нефти; б) запасы пресной воды на Земле составляют лишь 10% всех водных ресурсов планеты; в) главный путь решения экологических проблем заключается в переходе к принципиально новой технологии производства? Проверка знаний по теме «Природные ресурсы» Выполнение практических работ по видам природных ресурсов с опорой на умения читать информацию из карт атласа и картосхем.

Можете ли вы?

  • Дать определение понятий «ресурсообеспеченность», «природопользование»
  • Оценить, насколько верны следующие утверждения и, если нужно, дать правильный ответ: а) мировые общегеологические запасы угля намного превосходят запасы нефти; б) запасы пресной воды на Земле составляют лишь 10% всех водных ресурсов планеты; в) главный путь решения экологических проблем заключается в переходе к принципиально новой технологии производства?

Проверка знаний по теме «Природные ресурсы»

Выполнение практических работ по видам природных ресурсов с опорой на умения читать информацию из карт атласа и картосхем.

Вариант 1 Практическая работа. Построение схемы « Классификация минеральных ресурсов по их использованию » . Ход работы: Используя текст учебника и знания, полученные ранее, заполните схему « Классификация минеральных ресурсов по их использованию » .  -------- -------- -------- -------- --------  -------- -------- ------- -------- -------- 2. Сделайте вывод о необходимости рационального использования  минеральных ресурсов. Минеральные ресурсы металлургические химические строительные технологические топливные

Вариант 1

Практическая работа. Построение схемы « Классификация минеральных ресурсов по их использованию » .

Ход работы:

  • Используя текст учебника и знания, полученные ранее, заполните схему « Классификация минеральных ресурсов по их использованию » .

-------- -------- -------- -------- --------

-------- -------- ------- -------- --------

2. Сделайте вывод о необходимости рационального использования

минеральных ресурсов.

Минеральные ресурсы

металлургические

химические

строительные

технологические

топливные

 Вариант 2 Практическая работа. Построение схемы «Классификация минеральных ресурсов».  Ход работы:  На основании карты атласа «Минеральные ресурсы» классифицировать по показателям, представленным в таблице, следующие страны: США, ЮАР, Саудовская Аравия, Бразилия, Австралия, Япония.  Сделайте вывод на основании полученных данных, ответив на вопрос «Влияет ли наличие или отсутствие полезных ископаемых на положение страны в мире с точки зрения экономики?» Топливно – энергетические ресурсы Рудные ресурсы  Каменный уголь  Железные  Химические ресурсы   Алюминиевые  Нефть  Слюда Драгоценные камни, металлы  Газ  Полиметаллические  Графит  Алмазы   Золото  Марганцевые  Калийные соли   Платина

Вариант 2

Практическая работа. Построение схемы «Классификация минеральных ресурсов».

Ход работы:

  • На основании карты атласа «Минеральные ресурсы» классифицировать по показателям, представленным в таблице, следующие страны: США, ЮАР, Саудовская Аравия, Бразилия, Австралия, Япония.
  • Сделайте вывод на основании полученных данных, ответив на вопрос «Влияет ли наличие или отсутствие полезных ископаемых на положение страны в мире с точки зрения экономики?»

Топливно – энергетические ресурсы

Рудные ресурсы

Каменный уголь

Железные

Химические ресурсы

Алюминиевые

Нефть

Слюда

Драгоценные камни, металлы

Газ

Полиметаллические

Графит

Алмазы

Золото

Марганцевые

Калийные соли

Платина

Тестирование по теме «Природные ресурсы мира»

Вариант 1

1.Часть земной природы, с которой человечество взаимодействует в процессе своей жизнедеятельности, называется:

а) природными ресурсами; б) географической оболочкой;

в) природопользованием; г) географической средой.

2.К исчерпаемым невозобновимым природным ресурсам относятся:

а) минеральные и лесные; б) минеральные и водные; в) минеральные и почвенные; г) только минеральные.

3.Выделите страну, в структуре земельного фонда которой преобладает пашня:

а) Австралия; б) Бразилия; в) Индия; г) Ливия.

4.Доля пресной воды в общем объеме гидросферы составляет:

а) 2,8%; б) 10%; в) 25%; г) 50%.

5.Выберите ответ, в котором все названные страны относятся к обеспеченным лесными ресурсами:

а) Бразилия, Ливия, Россия; в) Канада, Индонезия, Финляндия;

б) Китай, Намибия, США; г) Конго, Саудовская Аравия, Швеция.

6.В настоящее время наиболее используются ресурсы Мирового океана:

а) биологические; б) водные; в) минеральные; г) энергетические.

7.Соотношение между величиной запасов природных ресурсов и размером их использования называется:

а)природовосстановлением; б)природопользованием; в)ресурсообеспеченностью;

г) ресурсосбережением.

8.Главным путем решения сырьевой проблемы человечества является:

а) уменьшение объемов добычи природных ресурсов; б) использование безотходных технологий в производстве; в) переход на синтетические материалы;

г) использование неисчерпаемых ресурсов.

9.Выделите страну, испытывающую наибольший дефицит водных ресурсов:

а) Алжир; б) Перу; в) Финляндия; г) Япония.

10.Приведите в соответствие минеральные ресурсы и страны-лидеры по их запасам:

а) золото б) нефть в) железные руды

а) Россия б) ЮАР в) Саудовская Аравия

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание