Технология дифференцированного обучения
Презентацию подготовила:
учитель МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ М.В. Гурских»
Выдающийся педагог ХХ столетия В.А.Сухомлинский говорил:
«Все дети
талантливы
по-своему!».
Дифференцированное обучение приобретало особую значимость на различных этапах развития образования:
- - до середины XIX века, когда обучение проходило при непосредственном взаимодействии учителя и ученика (индивидуальное обучение);
- - в конце XIX века, когда дифференцированное обучение активно внедряется в массовую школу капиталистических стран, в которых из-за увеличения сроков обязательного обучения (8-10 лет) окончание школьного курса стало совпадать с периодом профессионального самоопределения;
- - в 20-е годы ХХ века, когда В. Штерном и Э. Клапаредом были разработаны и апробированы различные виды дифференцированного обучения (дифференциация по способностям, дифференциация по интеллекту, дифференциация по неспособностям).
В России о необходимости дифференцированного обучения говорили еще в 1918 году.
- В опытно-показательных учреждениях Наркомпроса того времени создавали группы учащихся по степени одаренности. Занятия с одаренными детьми способствовали повышению их творческой активности. К сожалению, в таких группах наблюдалось и перевозбуждение психики детей, их чрезмерная усталость, нервозность, что объяснялось отсутствием опыта работы, недостатком литературы и методик. Одновременно создавали группы слабых учеников - прообраз современных классов коррекции. Учащимся предоставлялась возможность работать по индивидуальным планам в соответствии со своими способностями и возможностями.
Понятие дифференциации
- Дифференциация (латин.) - разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
- Дифференциация в образовании - это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений.
Дифференцированное обучение – это:
- форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников
Цель дифференцированного обучения
- создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.
Основная задача дифференцированного обучения -
- вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
Критерии деления учащихся на группы:
• культура умственного труда;
• уровень познавательной активности;
• способность к абстрактному мышлению;
• умение анализировать и обобщать;
• утомляемость от интеллектуальной деятельности;
• уровень самостоятельности
(желание самостоятельно учиться).
Все эти критерии взаимосвязаны .
Класс можно разделить на группы:
3
1
2
Характеристика 3 группы
♦ Имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к абстрагированию, обобщению, анализу.
♦ Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного труда.
♦ Такие учащиеся самостоятельны и работоспособны.
Задачи педагога:
- Тщательно организовать учебную деятельность учащихся.
2. Подбор заданий высокой сложности.
3. Не увеличивая объем, разнообразить задания.
Задания для группы 3
Например:
- составление текстов диктантов;
2) составление карточек-заданий по изученному материалу;
3) сочинение лингвистических сказок;
4) работа с дополнительной литературой;
5) выполнение обязанностей консультанта;
6) работа «учителем» (фрагменты урока).
Характеристика 2 группы
- Имеют определенный объем знаний, средний уровень познавательной активности.
- У них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу.
Задачи педагога:
1. Главное внимание нужно уделить развитию познавательной активности учащихся, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах.
2. Таким учащимся необходимо создавать условия для развития.
Характеристика 1 группы
- Отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии.
- Плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации.
- Затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации.
- Не могут долго удерживать внимание.
- Слабо знают ранее изученный материал.
- Имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности.
- Говоря о детях с пониженной обучаемостью, психолог З. И. Калмыкова утверждает, что в основе их отставания лежит расхождение требований , предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутым ими уровнем умственного развития.
Задачи педагога:
1 . Проблема преодоления неуспеваемости – это и психологическая проблема. Ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим работы.
2. Таким школьникам необходимы опорные схемы, таблицы, стенд «Подсказки на каждый день» с материалом к урокам по изучаемой теме.
3. На партах – словари и «папка – помощница».
Задачи педагога:
4. Посильные проверочные задания.
5. Опорные карточки во время объяснения и закрепления материала.
6. Зрительно – текстовая опора и индивидуальный темп работы.
7. Тот же диктант (3,2), но с пропущенными орфограммами.
Задание на карточке позволяет выявить реальную картину достижений учащихся.
Выводы:
Итак, дифференцированное обучение предполагает соблюдение необходимых условий:
♦ учитель хорошо знает ученика, его индивидуальные психологические особенности, его сильные и слабые стороны;
♦ ученики достигли определенного уровня умений самостоятельно приобретать знания;
♦ в классе есть коллектив;
♦ свой «образ ученика» учитель должен подвергать критическому пересмотру.
Примерная схема урока дифференцированного обучения
1. Совместная постановка задачи.
2. Дифференцированное повторение необходимого материала.
3. Совместное изучение нового материала.
( Для учащихся гр. 1 - повторение в облегченном варианте с учителем;
гр. 2, 3. - работа по учебнику, если материал уже знаком.)
4. Дифференцированное закрепление.
5. Проверка работы каждой группы с участием остальных учеников.
6. Общая проверка усвоения материала.
7. Дифференцированное домашнее задание.
Дифференцированный подход на этапах урока
Этап
1гр.
Этап введения нового материала
Нуждаются в поэтапной отработке изучаемого материала и наглядности, поэтому осваивают теоретический материал под руководством учителя,
2гр.
который использует наглядно-опорные материалы.
3гр.
Работают
самостоятельно с учебником, затем заполняют таблицы по изучаемой теме.
Самост. прочитать литературу, проанализировать
текст.
Дифференцированный подход на этапах урока
Этап
1гр. 2гр. 3гр.
Этап закрепления
Повышение уровня сложности
Роль педагога в каждой из групп
1
2
Помощь
3
+
Более
детальный
самостоятельность
Даются общие указания о требованиях к выполнению заданий; о путях и способах выполнения.
комментарий
Дифференцированное домашнее задание
1
2
Задание служит закреплению основ изученного и ликвидации пробелов в ЗУН.
3
Задание на углубленное изучение нового материала.
Расширение и углубление ЗУН;
выполнение упражнений, требующих творческого подъема.
Дифференцированный подход к обучению даёт положительные результаты:
- уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы;
- решается проблема неуспеваемости, потому что каждый ребенок учится так, как может, в классе улучшается психологический климат;
- становится реальностью усвоение каждым образовательного минимума.
Спасибо
за внимание!