СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Технология дифференцированного обучения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов. 

Просмотр содержимого документа
«"Технология дифференцированного обучения"»

Технология дифференцированного обучения Презентацию подготовила: учитель МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ М.В. Гурских»

Технология дифференцированного обучения

Презентацию подготовила:

учитель МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ М.В. Гурских»

Выдающийся педагог ХХ столетия В.А.Сухомлинский говорил: «Все дети талантливы  по-своему!».

Выдающийся педагог ХХ столетия В.А.Сухомлинский говорил:

«Все дети

талантливы

по-своему!».

Дифференцированное обучение приобретало особую значимость на различных этапах развития образования: - до середины XIX века, когда обучение проходило при непосредственном взаимодействии учителя и ученика (индивидуальное обучение); - в конце XIX века, когда дифференцированное обучение активно внедряется в массовую школу капиталистических стран, в которых из-за увеличения сроков обязательного обучения (8-10 лет) окончание школьного курса стало совпадать с периодом профессионального самоопределения; - в 20-е годы ХХ века, когда В. Штерном и Э. Клапаредом были разработаны и апробированы различные виды дифференцированного обучения (дифференциация по способностям, дифференциация по интеллекту, дифференциация по неспособностям).

Дифференцированное обучение приобретало особую значимость на различных этапах развития образования:

  • - до середины XIX века, когда обучение проходило при непосредственном взаимодействии учителя и ученика (индивидуальное обучение);
  • - в конце XIX века, когда дифференцированное обучение активно внедряется в массовую школу капиталистических стран, в которых из-за увеличения сроков обязательного обучения (8-10 лет) окончание школьного курса стало совпадать с периодом профессионального самоопределения;
  • - в 20-е годы ХХ века, когда В. Штерном и Э. Клапаредом были разработаны и апробированы различные виды дифференцированного обучения (дифференциация по способностям, дифференциация по интеллекту, дифференциация по неспособностям).
В России о необходимости дифференцированного обучения говорили еще в 1918 году. В опытно-показательных учреждениях Наркомпроса того времени создавали группы учащихся по степени одаренности. Занятия с одаренными детьми способствовали повышению их творческой активности. К сожалению, в таких группах наблюдалось и перевозбуждение психики детей, их чрезмерная усталость, нервозность, что объяснялось отсутствием опыта работы, недостатком литературы и методик. Одновременно создавали группы слабых учеников - прообраз современных классов коррекции. Учащимся предоставлялась возможность работать по индивидуальным планам в соответствии со своими способностями и возможностями.

В России о необходимости дифференцированного обучения говорили еще в 1918 году.

  • В опытно-показательных учреждениях Наркомпроса того времени создавали группы учащихся по степени одаренности. Занятия с одаренными детьми способствовали повышению их творческой активности. К сожалению, в таких группах наблюдалось и перевозбуждение психики детей, их чрезмерная усталость, нервозность, что объяснялось отсутствием опыта работы, недостатком литературы и методик. Одновременно создавали группы слабых учеников - прообраз современных классов коррекции. Учащимся предоставлялась возможность работать по индивидуальным планам в соответствии со своими способностями и возможностями.
Понятие дифференциации   Дифференциация (латин.) - разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация в образовании - это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений.

Понятие дифференциации

  • Дифференциация (латин.) - разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
  • Дифференциация в образовании - это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений.
Дифференцированное обучение – это: форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников

Дифференцированное обучение – это:

  • форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников
Цель дифференцированного обучения   создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей. 

Цель дифференцированного обучения

  • создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей. 
Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

Основная задача дифференцированного обучения -

  • вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
Критерии деления учащихся на группы: объем имеющихся знаний; • культура умственного труда; • уровень познавательной активности; • способность к абстрактному мышлению; • умение анализировать и обобщать; • утомляемость от интеллектуальной деятельности; • уровень самостоятельности  (желание самостоятельно учиться). Все эти критерии взаимосвязаны .

Критерии деления учащихся на группы:

  • объем имеющихся знаний;

• культура умственного труда;

• уровень познавательной активности;

• способность к абстрактному мышлению;

• умение анализировать и обобщать;

• утомляемость от интеллектуальной деятельности;

• уровень самостоятельности

(желание самостоятельно учиться).

Все эти критерии взаимосвязаны .

Класс можно разделить на группы: 3 1 2

Класс можно разделить на группы:

3

1

2

Характеристика 3 группы ♦ Имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к абстрагированию, обобщению, анализу. ♦ Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного труда. ♦ Такие учащиеся самостоятельны и работоспособны.

Характеристика 3 группы

♦ Имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к абстрагированию, обобщению, анализу.

♦ Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного труда.

♦ Такие учащиеся самостоятельны и работоспособны.

Задачи педагога: Тщательно организовать учебную деятельность учащихся. 2. Подбор заданий высокой сложности. 3. Не увеличивая объем, разнообразить задания.

Задачи педагога:

  • Тщательно организовать учебную деятельность учащихся.

2. Подбор заданий высокой сложности.

3. Не увеличивая объем, разнообразить задания.

Задания для группы 3 Например: составление текстов диктантов; 2) составление карточек-заданий по изученному материалу; 3) сочинение лингвистических сказок; 4) работа с дополнительной литературой; 5) выполнение обязанностей консультанта; 6) работа «учителем» (фрагменты урока).

Задания для группы 3

Например:

  • составление текстов диктантов;

2) составление карточек-заданий по изученному материалу;

3) сочинение лингвистических сказок;

4) работа с дополнительной литературой;

5) выполнение обязанностей консультанта;

6) работа «учителем» (фрагменты урока).

Характеристика 2 группы   Имеют определенный объем знаний, средний уровень познавательной активности.  У них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу.

Характеристика 2 группы

  • Имеют определенный объем знаний, средний уровень познавательной активности.
  • У них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу.
Задачи педагога: 1. Главное внимание нужно уделить развитию познавательной активности учащихся, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах. 2. Таким учащимся необходимо создавать условия для развития.

Задачи педагога:

1. Главное внимание нужно уделить развитию познавательной активности учащихся, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах.

2. Таким учащимся необходимо создавать условия для развития.

Характеристика 1 группы Отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии.  Плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации.  Затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации.  Не могут долго удерживать внимание. Слабо знают ранее изученный материал. Имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности.

Характеристика 1 группы

  • Отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии.
  • Плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации.
  • Затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации.
  • Не могут долго удерживать внимание.
  • Слабо знают ранее изученный материал.
  • Имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности.
 Говоря о детях с пониженной обучаемостью, психолог З. И. Калмыкова утверждает, что в основе их отставания лежит расхождение требований , предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутым ими уровнем умственного развития.
  • Говоря о детях с пониженной обучаемостью, психолог З. И. Калмыкова утверждает, что в основе их отставания лежит расхождение требований , предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутым ими уровнем умственного развития.
Задачи педагога: 1 . Проблема преодоления неуспеваемости – это и психологическая проблема. Ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим работы. 2. Таким школьникам необходимы опорные схемы, таблицы, стенд «Подсказки на каждый день» с материалом к урокам по изучаемой теме. 3. На партах – словари и «папка – помощница».

Задачи педагога:

1 . Проблема преодоления неуспеваемости – это и психологическая проблема. Ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим работы.

2. Таким школьникам необходимы опорные схемы, таблицы, стенд «Подсказки на каждый день» с материалом к урокам по изучаемой теме.

3. На партах – словари и «папка – помощница».

Задачи педагога: 4. Посильные проверочные задания. 5. Опорные карточки во время объяснения и закрепления материала. 6. Зрительно – текстовая опора и индивидуальный темп работы. 7. Тот же диктант (3,2), но с пропущенными орфограммами.  Задание на карточке позволяет выявить реальную картину достижений учащихся.

Задачи педагога:

4. Посильные проверочные задания.

5. Опорные карточки во время объяснения и закрепления материала.

6. Зрительно – текстовая опора и индивидуальный темп работы.

7. Тот же диктант (3,2), но с пропущенными орфограммами.

Задание на карточке позволяет выявить реальную картину достижений учащихся.

Выводы: Итак, дифференцированное обучение предполагает соблюдение необходимых условий: ♦ учитель хорошо знает ученика, его индивидуальные психологические особенности, его сильные и слабые стороны; ♦ ученики достигли определенного уровня умений самостоятельно приобретать знания; ♦ в классе есть коллектив; ♦ свой «образ ученика» учитель должен подвергать критическому пересмотру.

Выводы:

Итак, дифференцированное обучение предполагает соблюдение необходимых условий:

♦ учитель хорошо знает ученика, его индивидуальные психологические особенности, его сильные и слабые стороны;

♦ ученики достигли определенного уровня умений самостоятельно приобретать знания;

♦ в классе есть коллектив;

♦ свой «образ ученика» учитель должен подвергать критическому пересмотру.

Примерная схема урока дифференцированного обучения 1. Совместная постановка задачи. 2. Дифференцированное повторение необходимого материала. 3. Совместное изучение нового материала.  ( Для учащихся гр. 1 - повторение в облегченном варианте с учителем;  гр. 2, 3.  - работа по учебнику, если материал уже знаком.)

Примерная схема урока дифференцированного обучения

1. Совместная постановка задачи.

2. Дифференцированное повторение необходимого материала.

3. Совместное изучение нового материала.

( Для учащихся гр. 1 - повторение в облегченном варианте с учителем;

гр. 2, 3. - работа по учебнику, если материал уже знаком.)

4. Дифференцированное закрепление. 5. Проверка работы каждой группы с участием остальных учеников. 6. Общая проверка усвоения материала. 7. Дифференцированное домашнее задание.

4. Дифференцированное закрепление.

5. Проверка работы каждой группы с участием остальных учеников.

6. Общая проверка усвоения материала.

7. Дифференцированное домашнее задание.

Дифференцированный подход на этапах урока Этап 1гр. Этап введения нового материала Нуждаются в поэтапной отработке изучаемого материала и наглядности, поэтому осваивают теоретический материал под руководством учителя, 2гр. который использует наглядно-опорные материалы. 3гр. Работают самостоятельно с учебником, затем заполняют таблицы по изучаемой теме. Самост. прочитать литературу, проанализировать текст.

Дифференцированный подход на этапах урока

Этап

1гр.

Этап введения нового материала

Нуждаются в поэтапной отработке изучаемого материала и наглядности, поэтому осваивают теоретический материал под руководством учителя,

2гр.

который использует наглядно-опорные материалы.

3гр.

Работают

самостоятельно с учебником, затем заполняют таблицы по изучаемой теме.

Самост. прочитать литературу, проанализировать

текст.

Дифференцированный подход на этапах урока Этап 1гр. 2гр. 3гр. Этап закрепления Повышение уровня сложности

Дифференцированный подход на этапах урока

Этап

1гр. 2гр. 3гр.

Этап закрепления

Повышение уровня сложности

Роль педагога в каждой из групп 1 2 Помощь 3 + Более детальный самостоятельность Даются общие указания о требованиях к выполнению заданий; о путях и способах выполнения. комментарий

Роль педагога в каждой из групп

1

2

Помощь

3

+

Более

детальный

самостоятельность

Даются общие указания о требованиях к выполнению заданий; о путях и способах выполнения.

комментарий

Дифференцированное  домашнее задание 1 2 Задание служит закреплению основ изученного и ликвидации пробелов в ЗУН. 3 Задание на углубленное изучение нового материала. Расширение и углубление ЗУН; выполнение упражнений, требующих творческого подъема.

Дифференцированное домашнее задание

1

2

Задание служит закреплению основ изученного и ликвидации пробелов в ЗУН.

3

Задание на углубленное изучение нового материала.

Расширение и углубление ЗУН;

выполнение упражнений, требующих творческого подъема.

Дифференцированный подход к обучению даёт положительные результаты: уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы; решается проблема неуспеваемости, потому что каждый ребенок учится так, как может, в классе улучшается психологический климат; становится реальностью усвоение каждым образовательного минимума.

Дифференцированный подход к обучению даёт положительные результаты:

  • уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы;
  • решается проблема неуспеваемости, потому что каждый ребенок учится так, как может, в классе улучшается психологический климат;
  • становится реальностью усвоение каждым образовательного минимума.
Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!