СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология «друдлы» как средство развития креативного мышления и связной речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применяя данную технологию можно научить детей умению мыслить нестандартно, рассматривать ситуацию под разными углами, находить новые пути достижения цели.

В своей практике мы решили использовать данную технологию, потому что «Друдлы» обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение взрослого и ребенка. Эта технология может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота позволит быстро получить результат.

Просмотр содержимого документа
«Технология «друдлы» как средство развития креативного мышления и связной речи»

ТЕХНОЛОГИЯ «ДРУДЛЫ»

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

И СВЯЗНОЙ РЕЧИ


Авторы: Крячко Н. А., старший воспитатель, Грогуль С.П., воспитатель.

МБДОУ «Детский сад № 17» г. Усолье-Сибирское Иркутской области.


Данная технология является актуальной, так как с приходом обновленной системы дошкольного образования перед педагогом стоит задача воспитания дошкольника «нового поколения» с креативным, как сейчас модно говорить, мышлением.

 Применяя данную технологию можно научить детей умению мыслить нестандартно, рассматривать ситуацию под разными углами, находить новые пути достижения цели.

В своей практике мы решили использовать данную технологию, потому что «Друдлы» обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение взрослого и ребенка. Эта технология может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота позволит быстро получить результат.

В контексте использования данной технологии ставим перед собой главную цель – развитие воображения и креативного мышления, развитие речи. Для осуществления поставленной цели решаю следующие задачи:

-познакомить детей с новой формой работы-картинками-загадками;

-создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления, речи; поощрять инициативность и самостоятельность; тренировать усидчивость;

-способствовать воспитанию у детей творческой инициативы.

Картинки- Друдлы стали известны в 1953 году благодаря американскому автору – юмористу Роджеру Прайс и креативному продюсеру Леонарду Стерну. Название произошло от комбинации трех слов: «doodle» - каракули, «drawing» - рисунок, «riddle» - загадка. Друдл представляет некую задачу, в которой требуется домыслить, что изображено на рисунке. Это незаконченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Смысл друдлов – придумать как можно больше вариантов видения картинки. Они заставляют мозг переработать массу информации, чтобы соотнести образ с изображением на картинке. Вроде бы ничего конкретного там не нарисовано. Но стоит начать приглядываться, как мозг тут, же начинает привязывать эти формы, к каким - то знакомым объектам, вещам и событиям. Если вам удалось увидеть на картинке, то что не видят другие- поздравляю- вы обладатель оригинального творческого мышления.

Подобная методика встречается в трудах великого Леонардо да Винчи. Когда ему требовалось освежить творческую энергию, он садился и долго вглядывался в облака или скалы. Художник мог открыть для себя на старой стене, покрытой грязью, на иной причудливой поверхности, испещренной извилистыми прожилками целые картины, пейзажи, людей, узоры.

Очень важно, что, работая с технологией «Друдлы», вместе с детьми развивается и сам педагог. Ведь по большей части у нас всех сформировано мышление, которое подразумевает поиск одного единственно верного решения. В свою очередь и детей мы оцениваем соответственно: либо ты ответил правильно, либо ответ неверный. Самое главное в этой игре – правильного ответа не существует. Здесь считается правильным каждый ответ, особенно если он оригинальный и необычный.

Друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии. На занятиях по рисованию ребенку можно предложить использовать при рисовании с друдлами цветные карандаши или фломастер. Каждая картинка предлагается отдельно, что дает детям манипулировать картинкой; поворачивать, рассматривать с разных сторон.

Использование техники друдлы происходит по принципу от простого к сложному. То есть с возрастом происходит усложнение выполняемых детьми игровых действий. Начинать лучше с самого простого графичного варианта, который будет хорошо угадываться детьми.

В старшей группе игровые задания постепенно усложняются. Теперь детям предлагается не просто описывать и дорисовывать готовые друдлы, а и объяснять. Например: В игре «Что за зверь?» необходимо объяснить, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. При необходимости картинку можно перевернуть вверх ногами и фантазийные высказывания ребенка продолжатся. Подобные игры способствуют развитию речевого планирования у ребят. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то теперь слова выходят на первый план. Дети сначала продумывают и рассказывают о том, что они намереваются дорисовать.

В результате у детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Дети шестого года жизни достаточно последовательно и четко, с использованием эмоциональной окраски описывают дорисованные ими друдлы.

Как научить ребенка придумывать интерпретации друдлов?

1.Подсказка рисунка. Следуйте подсказкам из рисунка. Они могут быть смешными, странными, невероятными или банальными. Используйте эти идеи для того, чтобы генерировать различные варианты. Если ребенок затрудняется, подскажите.

2. Изменение ракурса. Пусть ребенок попробует представить себе рисунок с точки зрения смотрящего сверху, снизу, с необычного ракурса, очень большим или очень маленьким, в необычной ситуации, и т.д.

3. «Случайный импульс». Возьмите произвольное слово (из журнала или книги, любой предмет в комнате или просто из головы) и каким-то образом привяжите его к картинке.

Наглядно - образный способ мышления к 5- 6 годам становится уже активным. Но, к сожалению, не у всех детей наглядно - образное мышление формируется должным образом. Используя данную технологию несколько лет, мы убедились, что некоторым детям сложно представить что - либо в уме, поэтому им сложно разглядеть в друдлах задуманную картинку. Чтобы помочь ребенку ее увидеть, приходится дорисовывать детали не виртуально, а вербально. И друдл превращается в обычную картинку, в которой проигран только один вариант, и другим детям трудно уже увидеть на этой картинке, что-то другое, а вариантов еще много. И мы нашли выход-ламинирование друдлов. Это позволяет использовать картинку много раз. Ребенок пририсовывают детали фломастером, поясняя, что у него получится. Потом стирает и может рисовать новые варианты картинки.

С помощью друдлов можно расширить словарный запас, потренировать воображение, мелкую моторику, развить умение вести диалог, заставить работать мозг и получить эмоциональный эффект. Мы можем сделать вывод о значительной эффективности технологии и рекомендовать Друдлы коллегам к применению в профессиональной деятельности, так как при минимуме затрат (финансы, время, трудоемкость) они получат максимальный результат, выражающийся в уровне развития воспитанников. А также рекомендовать родителям. Эта игра не только способствует развитию, но и поможет вам интересно и весело провести время со своим ребенком. Друдлы - одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться. Учитесь сами видеть необычное в обычном и научите этому детей.

Используемая литература

1.Венгер Л. А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. М. Знание, 1994.

2.Верещагина Н.В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка// «Детство-пресс», 2019

3.Войкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи дошкольников.

4.Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Гос. Изд-во РСФСР, Москва- Ленинград, 1930

5.Ефименко Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Дрофа, 1985.

6.Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. М., 2008.

7.Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. –Москва, 2004.