СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология эффективной подготовки у ЕГЭ и ОГЭ по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Технология эффективной подготовки у ЕГЭ и ОГЭ по физике»

Методические рекомендации по организации подготовки к ЕГЭ и ОГЭ  Подготовил Кучерявенко Владимир Николаевич, учитель физики МКОУ «Нижнесмородинская СОШ» Поныровского района Курской области

Методические рекомендации по организации подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Подготовил

Кучерявенко Владимир Николаевич, учитель физики МКОУ «Нижнесмородинская СОШ» Поныровского района Курской области

Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ важна система в целом, которая должна осуществляется обдуманно, планомерно и давать ученику определенные ориентиры в выполнении заданий ЕГЭ и ОГЭ разного уровня. Сейчас можно найти в печатных изданиях и в сети Интернет много различных подходов и методик, способов и приемов подготовки к экзаменам. Можно воспользоваться теми или иными рекомендациям, методиками. Но выработать эффективную систему может только сам учитель, учитывая способности и уровень подготовки своих учеников.

Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ важна система в целом, которая должна осуществляется обдуманно, планомерно и давать ученику определенные ориентиры в выполнении заданий ЕГЭ и ОГЭ разного уровня. Сейчас можно найти в печатных изданиях и в сети Интернет много различных подходов и методик, способов и приемов подготовки к экзаменам. Можно воспользоваться теми или иными рекомендациям, методиками. Но выработать эффективную систему может только сам учитель, учитывая способности и уровень подготовки своих учеников.

 1. Прежде чем составить план подготовки к ЕГЭ и ОГЭ следует четко уяснить, к чему готовить ученика, что требуется от него на экзаменах. Для ответа на этот вопрос полезно ознакомиться с материалами, представленными на официальном сайте ФИПИ. Ежегодно на нём оформляются три важных документа: Кодификатор элементов содержания физики; Спецификация содержания экзаменационной работы; Демонстрационный вариант экзаменационной работы. (приложение)    2. Для успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ ученик должен владеть всем учебным материалом по предмету, начиная с 7 класса. А это значит, что учитель должен найти в 9 и 11 классе время (на уроке или после него) для повторения и систематизации ранее изученного материала.  

1. Прежде чем составить план подготовки к ЕГЭ и ОГЭ следует четко уяснить, к чему готовить ученика, что требуется от него на экзаменах. Для ответа на этот вопрос полезно ознакомиться с материалами, представленными на официальном сайте ФИПИ. Ежегодно на нём оформляются три важных документа:

  • Кодификатор элементов содержания физики;
  • Спецификация содержания экзаменационной работы;
  • Демонстрационный вариант экзаменационной работы. (приложение)

 

2. Для успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ ученик должен владеть всем учебным материалом по предмету, начиная с 7 класса.

  • А это значит, что учитель должен найти в 9 и 11 классе время (на уроке или после него) для повторения и систематизации ранее изученного материала.

 

 3. Теоретический материал по физике очень велик. Поэтому на решение задач на уроке остается мало времени.   Это значит, что совершенствовать навык решения простых задач и приобретать навык решения более сложных задач учащиеся могут только во внеурочное время.    4. Большая трудность при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по физике заключается в том, что учащиеся обладают недостаточными знаниями по математике Поэтому необходимо также организовать повторение необходимых знаний по математике самому или согласовать совместную работу по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ с учителем математики.

3. Теоретический материал по физике очень велик. Поэтому на решение задач на уроке остается мало времени.

Это значит, что совершенствовать навык решения простых задач и приобретать навык решения более сложных задач учащиеся могут только во внеурочное время.

 

4. Большая трудность при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по физике заключается в том, что учащиеся обладают недостаточными знаниями по математике

  • Поэтому необходимо также организовать повторение необходимых знаний по математике самому или согласовать совместную работу по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ с учителем математики.
5. Важно изучить типичные ошибки, которые допускают учащиеся при сдаче ЕГЭ и ОГЭ, чтобы при планировании учесть это.  Ежегодно публикуется анализ выполнения выпускниками и основной и средней школы единого экзамена, выделяются задания, в которых учащиеся чаще всего допускают ошибки и вызывают затруднения. В связи с этим необходимо определиться с основными методами и приемами, которые помогут решать данные проблемы .  Например:   Наибольшую трудность для ребят при сдаче ОГЭ представляет понимание текстов физического содержания. Одним из методов решения данной проблемы является технология развития критического мышления. Поэтому целесообразно при обучении физике или подготовки к экзаменам использовать эту технологию.  В технологии критического мышления используются 3 последовательные стадии: “вызов – осмысление новой информации – размышление (рефлексия)”.
  • 5. Важно изучить типичные ошибки, которые допускают учащиеся при сдаче ЕГЭ и ОГЭ, чтобы при планировании учесть это.
  • Ежегодно публикуется анализ выполнения выпускниками и основной и средней школы единого экзамена, выделяются задания, в которых учащиеся чаще всего допускают ошибки и вызывают затруднения. В связи с этим необходимо определиться с основными методами и приемами, которые помогут решать данные проблемы .
  • Например: Наибольшую трудность для ребят при сдаче ОГЭ представляет понимание текстов физического содержания. Одним из методов решения данной проблемы является технология развития критического мышления. Поэтому целесообразно при обучении физике или подготовки к экзаменам использовать эту технологию.

В технологии критического мышления используются 3 последовательные стадии: “вызов – осмысление новой информации – размышление (рефлексия)”.

6.  Необходимо познакомиться с различными методиками и технологиями подготовки к ЕГЭ и ОГЭ и отобрать для себя на свой взгляд более подходящие и эффективные .  7. Провести анкетирование учащихся на выявление трудностей подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по физике.   8. Построить (спланировать) подготовку к ЕГЭ и ОГЭ, учитывая особенности и уровень подготовки своих учеников.  
  • 6. Необходимо познакомиться с различными методиками и технологиями подготовки к ЕГЭ и ОГЭ и отобрать для себя на свой взгляд более подходящие и эффективные .
  • 7. Провести анкетирование учащихся на выявление трудностей подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по физике.

 

  • 8. Построить (спланировать) подготовку к ЕГЭ и ОГЭ, учитывая особенности и уровень подготовки своих учеников.

 

Важным условием при подготовке является последовательность от теории к практике. Главное условие успеха на экзамене по физике (причем в любой его форме) – это овладение основными физическими понятиями, понимание физических законов и умение применять их на практике. Это значит:  - Во первых- что процесс изучения физики не следует подменять процессом подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.  - Во-вторых- во время непосредственной подготовки к ЕГЭ подача теории по физике должна даваться только учителем, который глубоко и качественно объяснит суть физических явлений, законов, понятий поможет систематизировать материал. Овладение учащимися основными физическими понятиями, понимание физических законов и умение применять их на практике является необходимым, но не достаточным условием успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Успешная сдача экзамена невозможна без опыта выполнения тестов.  
  • Важным условием при подготовке является последовательность от теории к практике.
  • Главное условие успеха на экзамене по физике (причем в любой его форме) – это овладение основными физическими понятиями, понимание физических законов и умение применять их на практике. Это значит:

- Во первых- что процесс изучения физики не следует подменять процессом подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.

- Во-вторых- во время непосредственной подготовки к ЕГЭ подача теории по физике должна даваться только учителем, который глубоко и качественно объяснит суть физических явлений, законов, понятий поможет систематизировать материал.

  • Овладение учащимися основными физическими понятиями, понимание физических законов и умение применять их на практике является необходимым, но не достаточным условием успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Успешная сдача экзамена невозможна без опыта выполнения тестов.

 

Важное значение при подготовке к государственной (итоговой) аттестации по физике использование ИКТ. На уроках. В процессе организации подготовки к итоговой аттестации на уроке восстребованы и интересны следующие возможности интернет-ресурсов. Информационные : быстрый поиск и компьютерная визуа­лизация учебной информации. Технические : иллюстративный и вспомогательный матери­ал, используемый в процессе подготовке к ОГЭ или как со­провождение приготовленного на урок сообщения.

Важное значение при подготовке к государственной (итоговой) аттестации по физике использование ИКТ.

На уроках.

В процессе организации подготовки к итоговой аттестации на уроке восстребованы и интересны следующие возможности интернет-ресурсов.

Информационные : быстрый поиск и компьютерная визуа­лизация учебной информации.

Технические : иллюстративный и вспомогательный матери­ал, используемый в процессе подготовке к ОГЭ или как со­провождение приготовленного на урок сообщения.

На уроках физики возможны следующие варианты применения ИКТ: компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний обучающихся и использование на этапе закрепления и повторения; электронные учебники и электронные конспекты уроков, снабженные гипперссылками, анимацией, речью диктора, интересными заданиями, мультимедийными эффектами; создание слайдов с текстовым изображением. Работа с использованием Интернет-сайтов.  Во время внеурочной подготовки например на факультативах ил самостоятельно дома для тренировки можно использовать тесты ФИПИ и Статграда, сайт http :// phys . reshuege . ru /  (сайт Гущина Д.Д.) На сайте «Решу ЕГЭ» можно пройти тренировочное тестирование в тематическом и полном режимах, посмотреть решения заданий, отработать навыки сдачи ЕГЭ.

На уроках физики возможны следующие варианты применения ИКТ:

  • компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний обучающихся и использование на этапе закрепления и повторения;
  • электронные учебники и электронные конспекты уроков, снабженные гипперссылками, анимацией, речью диктора, интересными заданиями, мультимедийными эффектами;
  • создание слайдов с текстовым изображением. Работа с использованием Интернет-сайтов.

Во время внеурочной подготовки например на факультативах ил самостоятельно дома для тренировки можно использовать тесты ФИПИ и Статграда, сайт http :// phys . reshuege . ru / (сайт Гущина Д.Д.)

  • На сайте «Решу ЕГЭ» можно пройти тренировочное тестирование в тематическом и полном режимах, посмотреть решения заданий, отработать навыки сдачи ЕГЭ.
 Так как ЕГЭ и ГИА состоят в основном из задач, то важным является обучить учащихся алгоритму решения задач.  Пример:  Алгоритм решения задач на вычисление работы постоянной силы  1. Выяснить, работу какой силы требуется определить в задаче, и записать исходную формулу: А = Fsсоsα. 2. Сделать схематический чертёж и определить угол между силой и перемещением. 3. Если в условии задачи сила неизвестна, её следует найти из 2 закона Ньютона. 4. Определить величину модуля перемещения из законов кинематики. 5. Подставить значения модулей силы и перемещения в формулу работы и, проверив размерность, сделать числовой расчёт.    Предоставлять учащимся возможность неоднократно выполнять тесты в форме ЕГЭ и ОГЭ на стандартных бланках ответов.  

Так как ЕГЭ и ГИА состоят в основном из задач, то важным является обучить учащихся алгоритму решения задач.

Пример: Алгоритм решения задач на вычисление работы постоянной силы

  • 1. Выяснить, работу какой силы требуется определить в задаче, и записать
  • исходную формулу: А = Fsсоsα.
  • 2. Сделать схематический чертёж и определить угол между силой и
  • перемещением.
  • 3. Если в условии задачи сила неизвестна, её следует найти из 2 закона
  • Ньютона.
  • 4. Определить величину модуля перемещения из законов кинематики.
  • 5. Подставить значения модулей силы и перемещения в формулу работы и,
  • проверив размерность, сделать числовой расчёт.
  • Предоставлять учащимся возможность неоднократно выполнять тесты в форме ЕГЭ и ОГЭ на стандартных бланках ответов.

 

. Этап 1. Систематизация теоретического материала. Этап 2. Решение задач базового уровня Этап 3. Решение задач повышенного уровня из части1 ЕГЭ. Этап 4. Решение задач повышенного уровня из части 2 ЕГЭ. Этап 5. Решение задач высокого уровня Этап 6. Контроль результатов повторения по разделу. Цикл 1. Формирование общих приёмов подготовки к ЕГЭ (на примере раздела «механика») Цикл 2. Повторение раздела «Молекулярная физика и термодинамика» Цикл 3. Повторение раздела «Электродинамика» Цикл 4. Повторение раздела квантовая физика» Выполнение тренировочных работ 2. Анализ результатов 3. Итоговый контроль Цикл 5. Выработка стратегии выполнения экзаменационной работы

.

Этап 1. Систематизация теоретического материала.

Этап 2. Решение задач базового уровня

Этап 3. Решение задач повышенного уровня из части1 ЕГЭ.

Этап 4. Решение задач повышенного уровня из части 2 ЕГЭ.

Этап 5. Решение задач высокого уровня

Этап 6. Контроль результатов повторения по разделу.

Цикл 1. Формирование общих приёмов подготовки к ЕГЭ (на примере раздела «механика»)

Цикл 2. Повторение раздела «Молекулярная физика и термодинамика»

Цикл 3. Повторение раздела «Электродинамика»

Цикл 4. Повторение раздела квантовая физика»

  • Выполнение тренировочных работ

2. Анализ результатов

3. Итоговый контроль

Цикл 5. Выработка стратегии выполнения экзаменационной работы

  • Начинайте подготовку заблаговременно!
  • Для полноценной подготовки к ЕГЭ по физике нужно заниматься не менее четырех раз в неделю в течение учебного года для учащихся 11 классов и не менее трех-четырех раз в неделю в течение учебного года для учащихся 9 классов. Именно столько требуется времени, чтобы научиться решать задачи по всему пятилетнему школьному курсу для 11 класса, трехлетнему для 9-го класса. Оптимальный вариант, надо начинать готовиться к ЕГЭ по физике за два года, в начале 10 класса.
  • При подготовке надо делать упор не на ЕГЭ, а на изучение самой физики! Нет вопросов и задач, характерных для ЕГЭ, нужно вникать в суть физических законов и понятий, понимать смысл формул, а не бездумно их вызубривать. Учиться решать разнообразные физические задачи — причём не из пособий для подготовки к ЕГЭ по физике, а из разных задачников, методическая ценность которых давно проверена временем. Дело заключается в том, что эффективное изучение физики — это не вызубривание правил, формул и алгоритмов, а усвоение идей . Очень большого количества весьма непростых идей. Конечно, время от времени, нужно давать тесты ФИПИ и Статграда.
  1. Многократное повторение учебного материала.  2. Выделение главного при изучении темы.  3. Развитие чувства реальности, ориентирование в величинах.  4. Самостоятельная деятельность учащихся.  5. Систематический опрос и проверка усвоения материала.
  •   1. Многократное повторение учебного материала. 2. Выделение главного при изучении темы. 3. Развитие чувства реальности, ориентирование в величинах. 4. Самостоятельная деятельность учащихся. 5. Систематический опрос и проверка усвоения материала.

I. Повторение и изучение тематического материала. Проводится повторение (изучение) теоретического материала из блока «Модули по физике для подготовки к ОГЭ» или книги О.Ф. Кабардина «Физика. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания» . Вопросы выбираются согласно кодификатору ОГЭ по физике и тематическим вопросам курса физики. Выбор лучше делать тематически, по модулям. Учащиеся рассматривают теоретический материал модуля, выясняют под руководством учителя непонятное. Учитель, по ситуации, проводит экспресс-проверку материала темы.

I. Повторение и изучение тематического материала.

Проводится повторение (изучение) теоретического материала из блока «Модули по физике для подготовки к ОГЭ» или книги О.Ф. Кабардина «Физика. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания» . Вопросы выбираются согласно кодификатору ОГЭ по физике и тематическим вопросам курса физики. Выбор лучше делать тематически, по модулям. Учащиеся рассматривают теоретический материал модуля, выясняют под руководством учителя непонятное. Учитель, по ситуации, проводит экспресс-проверку материала темы.

Методический прием «Самоконтроль». . Прием состоит в том , что учащиеся отвечают на поставленные по вариантам вопросы в течение строго определенного времени Форма ответа краткая , применяются условные обозначения и сокращения . План ответа учащиеся записывают и запоминают на первых ознакомительных уроках . План ответа: Определение закона, явления, понятия. Поясните их. Формулы и их вывод(если есть). Новые физические величины и их единицы(если есть). Рисунки, схемы, графики. Практическое применение.
  • Методический прием «Самоконтроль». . Прием состоит в том , что учащиеся отвечают на поставленные по вариантам вопросы в течение строго определенного времени Форма ответа краткая , применяются условные обозначения и сокращения . План ответа учащиеся записывают и запоминают на первых ознакомительных уроках .
  • План ответа:
  • Определение закона, явления, понятия. Поясните их.
  • Формулы и их вывод(если есть).
  • Новые физические величины и их единицы(если есть).
  • Рисунки, схемы, графики.
  • Практическое применение.
Повторения Эббингаусса (рассредоточенное во времени повторение эффективнее, чем концентрированное) – по этим же вопросам самоконтроль повториться через некоторое время (через 1-3 урока). Методический прием «Центрифуга» При использовании метода «Центрифуга» класс делится на группы , в которых не менее 3 человек и назначаются ассистенты - учителя , которые будут выслушивать, анализировать и оценивать ответы своих товарищей в каждой группе, это как правило наиболее сильные ученики.
  • Повторения Эббингаусса (рассредоточенное во времени повторение эффективнее, чем концентрированное) – по этим же вопросам самоконтроль повториться через некоторое время (через 1-3 урока).
  • Методический прием «Центрифуга»
  • При использовании метода «Центрифуга» класс делится на группы , в которых не менее 3 человек и назначаются ассистенты - учителя , которые будут выслушивать, анализировать и оценивать ответы своих товарищей в каждой группе, это как правило наиболее сильные ученики.
I. Метод «Взаимоконтроль» , т.е. взаимопроверка в парах. В этом случае каждый ученик работает, как «учитель – ученик», проверяет и проверяется сам. После проверки ими делается анализ ответов с постановкой оценки, в данном случае каждый получает две оценки, как «учитель» и , как «ученик». Коррекцию оценки с учетом степени сложности вопросов делает сам учитель

I. Метод «Взаимоконтроль» , т.е. взаимопроверка в парах.

  • В этом случае каждый ученик работает, как «учитель – ученик», проверяет и проверяется сам. После проверки ими делается анализ ответов с постановкой оценки, в данном случае каждый получает две оценки, как «учитель» и , как «ученик». Коррекцию оценки с учетом степени сложности вопросов делает сам учитель
По мере необходимости материал темы повторяется и изучается в интерактивном режиме с помощью сайта http :// interneturok . ru / . В данном случае применяется кодификатор вопросов для подготовки к ГИА – Темы для теоретической подготовки к ГИА . Учащиеся могут индивидуально выбрать на сайте интересующие их вопросы , посмотреть и прослушать объяснения , повторив это нужное число раз.  
  • По мере необходимости материал темы повторяется и изучается в интерактивном режиме с помощью сайта http :// interneturok . ru / . В данном случае применяется кодификатор вопросов для подготовки к ГИА – Темы для теоретической подготовки к ГИА . Учащиеся могут индивидуально выбрать на сайте интересующие их вопросы , посмотреть и прослушать объяснения , повторив это нужное число раз.
  •  
Проводится тестирование в письменной форме рассмотренного тематического материала, для этого применяется обучающий тест из блока « Модули по физике для подготовки к ГИА ».

Проводится тестирование в письменной форме рассмотренного тематического материала, для этого применяется обучающий тест из блока « Модули по физике для подготовки к ГИА ».

Для работы в интерактивном тестировании необходимо перейти на сайт http :// phys . sdamgia . ru /  (сайт Гущина Д.Д.) На сайте «Сдам ГИА» можно пройти тренировочное тестирование в тематическом и полном режимах, посмотреть решения заданий, отработать навыки сдачи ГИА.
  • Для работы в интерактивном тестировании необходимо перейти на сайт http :// phys . sdamgia . ru / (сайт Гущина Д.Д.)
  • На сайте «Сдам ГИА» можно пройти тренировочное тестирование в тематическом и полном режимах, посмотреть решения заданий, отработать навыки сдачи ГИА.
Повторение и изучение тематического материала продолжается дома. С этой целью учащиеся используют блок « Модули по физике для подготовки к ОГЭ », а также задания Василевского А.С.  Для данной темы выполняют тренировочные и контрольные задания, по которым будут отчитываться на следующим занятии.

Повторение и изучение тематического материала продолжается дома. С этой целью учащиеся используют блок « Модули по физике для подготовки к ОГЭ », а также задания Василевского А.С. Для данной темы выполняют тренировочные и контрольные задания, по которым будут отчитываться на следующим занятии.

1. Изучение- повторение теоретического материала по блокам. Систематизация его в виде таблиц, схем. 2. Зачет по теоретическому материалу данного блока. 3. Решение тематических тестовых и расчетных задач 1  и 2 части. 4. Решение типовых тестовых заданий ГИА и ЕГЭ. 5. Выполнение контрольных заданий. 6. Коррекционная работа.  

1. Изучение- повторение теоретического материала по блокам.

Систематизация его в виде таблиц, схем.

2. Зачет по теоретическому материалу данного блока.

3. Решение тематических тестовых и расчетных задач 1 и 2 части.

4. Решение типовых тестовых заданий ГИА и ЕГЭ.

5. Выполнение контрольных заданий.

6. Коррекционная работа.

 

  • . Литература для подготовки
  • КабардинО.Ф «Физика. Справочные материалы».,М., «Просвещение» (любой год издания)
  • Кабардин О.Ф., «Физика. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы»., М., «АСТ-пресс.Школа» (любой год издания).
  • ГИА-2013. Физика: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Е.Е. Камзеевой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  • ГИА-2013. Физика: тематические и типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. Е.Е. Камзеевой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  • ЕГЭ-2013. Физика: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. М.Ю. Демидовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)
  • ЕГЭ-2013. Физика: тематические и типовые экзаменационные варианты: 32 варианта / Под ред. М.Ю. Демидовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)
  • ЕГЭ-2013. Физика: актив-тренинг: решение заданий А и В / Под ред. М.Ю. Демидовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)
  • ЕГЭ-2013 Физика / ФИПИ авторы-составители: В.А.Грибов – М.: Астрель, 2012
  • ЕГЭ. Физика. Тематические тестовые задания/ФИПИ авторы: Николаев В.И., Шипилин А.М. - М.: Экзамен, 2011.
  • 2)Интернет- поддержка
  • http://phys.reshuege.ru/?redir=1 сайт «Решу ЕГЭ» (физика)
  • http://interneturok.ru/ru сайт «Интернет урок»
  • http://vk.com/ege_physics группа «Подготовка к ЕГЭ по физике» социальной сети «В контакте»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя