Методические рекомендации по организации подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Подготовил
Кучерявенко Владимир Николаевич, учитель физики МКОУ «Нижнесмородинская СОШ» Поныровского района Курской области
Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ важна система в целом, которая должна осуществляется обдуманно, планомерно и давать ученику определенные ориентиры в выполнении заданий ЕГЭ и ОГЭ разного уровня. Сейчас можно найти в печатных изданиях и в сети Интернет много различных подходов и методик, способов и приемов подготовки к экзаменам. Можно воспользоваться теми или иными рекомендациям, методиками. Но выработать эффективную систему может только сам учитель, учитывая способности и уровень подготовки своих учеников.
1. Прежде чем составить план подготовки к ЕГЭ и ОГЭ следует четко уяснить, к чему готовить ученика, что требуется от него на экзаменах. Для ответа на этот вопрос полезно ознакомиться с материалами, представленными на официальном сайте ФИПИ. Ежегодно на нём оформляются три важных документа:
- Кодификатор элементов содержания физики;
- Спецификация содержания экзаменационной работы;
- Демонстрационный вариант экзаменационной работы. (приложение)
2. Для успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ ученик должен владеть всем учебным материалом по предмету, начиная с 7 класса.
- А это значит, что учитель должен найти в 9 и 11 классе время (на уроке или после него) для повторения и систематизации ранее изученного материала.
3. Теоретический материал по физике очень велик. Поэтому на решение задач на уроке остается мало времени.
Это значит, что совершенствовать навык решения простых задач и приобретать навык решения более сложных задач учащиеся могут только во внеурочное время.
4. Большая трудность при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по физике заключается в том, что учащиеся обладают недостаточными знаниями по математике
- Поэтому необходимо также организовать повторение необходимых знаний по математике самому или согласовать совместную работу по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ с учителем математики.
- 5. Важно изучить типичные ошибки, которые допускают учащиеся при сдаче ЕГЭ и ОГЭ, чтобы при планировании учесть это.
- Ежегодно публикуется анализ выполнения выпускниками и основной и средней школы единого экзамена, выделяются задания, в которых учащиеся чаще всего допускают ошибки и вызывают затруднения. В связи с этим необходимо определиться с основными методами и приемами, которые помогут решать данные проблемы .
- Например: Наибольшую трудность для ребят при сдаче ОГЭ представляет понимание текстов физического содержания. Одним из методов решения данной проблемы является технология развития критического мышления. Поэтому целесообразно при обучении физике или подготовки к экзаменам использовать эту технологию.
В технологии критического мышления используются 3 последовательные стадии: “вызов – осмысление новой информации – размышление (рефлексия)”.
- 6. Необходимо познакомиться с различными методиками и технологиями подготовки к ЕГЭ и ОГЭ и отобрать для себя на свой взгляд более подходящие и эффективные .
- 7. Провести анкетирование учащихся на выявление трудностей подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по физике.
- 8. Построить (спланировать) подготовку к ЕГЭ и ОГЭ, учитывая особенности и уровень подготовки своих учеников.
- Важным условием при подготовке является последовательность от теории к практике.
- Главное условие успеха на экзамене по физике (причем в любой его форме) – это овладение основными физическими понятиями, понимание физических законов и умение применять их на практике. Это значит:
- Во первых- что процесс изучения физики не следует подменять процессом подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
- Во-вторых- во время непосредственной подготовки к ЕГЭ подача теории по физике должна даваться только учителем, который глубоко и качественно объяснит суть физических явлений, законов, понятий поможет систематизировать материал.
- Овладение учащимися основными физическими понятиями, понимание физических законов и умение применять их на практике является необходимым, но не достаточным условием успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Успешная сдача экзамена невозможна без опыта выполнения тестов.
Важное значение при подготовке к государственной (итоговой) аттестации по физике использование ИКТ.
На уроках.
В процессе организации подготовки к итоговой аттестации на уроке восстребованы и интересны следующие возможности интернет-ресурсов.
Информационные : быстрый поиск и компьютерная визуализация учебной информации.
Технические : иллюстративный и вспомогательный материал, используемый в процессе подготовке к ОГЭ или как сопровождение приготовленного на урок сообщения.
На уроках физики возможны следующие варианты применения ИКТ:
- компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний обучающихся и использование на этапе закрепления и повторения;
- электронные учебники и электронные конспекты уроков, снабженные гипперссылками, анимацией, речью диктора, интересными заданиями, мультимедийными эффектами;
- создание слайдов с текстовым изображением. Работа с использованием Интернет-сайтов.
Во время внеурочной подготовки например на факультативах ил самостоятельно дома для тренировки можно использовать тесты ФИПИ и Статграда, сайт http :// phys . reshuege . ru / (сайт Гущина Д.Д.)
- На сайте «Решу ЕГЭ» можно пройти тренировочное тестирование в тематическом и полном режимах, посмотреть решения заданий, отработать навыки сдачи ЕГЭ.
Так как ЕГЭ и ГИА состоят в основном из задач, то важным является обучить учащихся алгоритму решения задач.
Пример: Алгоритм решения задач на вычисление работы постоянной силы
- 1. Выяснить, работу какой силы требуется определить в задаче, и записать
- исходную формулу: А = Fsсоsα.
- 2. Сделать схематический чертёж и определить угол между силой и
- перемещением.
- 3. Если в условии задачи сила неизвестна, её следует найти из 2 закона
- Ньютона.
- 4. Определить величину модуля перемещения из законов кинематики.
- 5. Подставить значения модулей силы и перемещения в формулу работы и,
- проверив размерность, сделать числовой расчёт.
-
- Предоставлять учащимся возможность неоднократно выполнять тесты в форме ЕГЭ и ОГЭ на стандартных бланках ответов.
.
Этап 1. Систематизация теоретического материала.
Этап 2. Решение задач базового уровня
Этап 3. Решение задач повышенного уровня из части1 ЕГЭ.
Этап 4. Решение задач повышенного уровня из части 2 ЕГЭ.
Этап 5. Решение задач высокого уровня
Этап 6. Контроль результатов повторения по разделу.
Цикл 1. Формирование общих приёмов подготовки к ЕГЭ (на примере раздела «механика»)
Цикл 2. Повторение раздела «Молекулярная физика и термодинамика»
Цикл 3. Повторение раздела «Электродинамика»
Цикл 4. Повторение раздела квантовая физика»
- Выполнение тренировочных работ
2. Анализ результатов
3. Итоговый контроль
Цикл 5. Выработка стратегии выполнения экзаменационной работы
- Начинайте подготовку заблаговременно!
- Для полноценной подготовки к ЕГЭ по физике нужно заниматься не менее четырех раз в неделю в течение учебного года для учащихся 11 классов и не менее трех-четырех раз в неделю в течение учебного года для учащихся 9 классов. Именно столько требуется времени, чтобы научиться решать задачи по всему пятилетнему школьному курсу для 11 класса, трехлетнему для 9-го класса. Оптимальный вариант, надо начинать готовиться к ЕГЭ по физике за два года, в начале 10 класса.
- При подготовке надо делать упор не на ЕГЭ, а на изучение самой физики! Нет вопросов и задач, характерных для ЕГЭ, нужно вникать в суть физических законов и понятий, понимать смысл формул, а не бездумно их вызубривать. Учиться решать разнообразные физические задачи — причём не из пособий для подготовки к ЕГЭ по физике, а из разных задачников, методическая ценность которых давно проверена временем. Дело заключается в том, что эффективное изучение физики — это не вызубривание правил, формул и алгоритмов, а усвоение идей . Очень большого количества весьма непростых идей. Конечно, время от времени, нужно давать тесты ФИПИ и Статграда.
- 1. Многократное повторение учебного материала. 2. Выделение главного при изучении темы. 3. Развитие чувства реальности, ориентирование в величинах. 4. Самостоятельная деятельность учащихся. 5. Систематический опрос и проверка усвоения материала.
I. Повторение и изучение тематического материала.
Проводится повторение (изучение) теоретического материала из блока «Модули по физике для подготовки к ОГЭ» или книги О.Ф. Кабардина «Физика. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания» . Вопросы выбираются согласно кодификатору ОГЭ по физике и тематическим вопросам курса физики. Выбор лучше делать тематически, по модулям. Учащиеся рассматривают теоретический материал модуля, выясняют под руководством учителя непонятное. Учитель, по ситуации, проводит экспресс-проверку материала темы.
- Методический прием «Самоконтроль». . Прием состоит в том , что учащиеся отвечают на поставленные по вариантам вопросы в течение строго определенного времени Форма ответа краткая , применяются условные обозначения и сокращения . План ответа учащиеся записывают и запоминают на первых ознакомительных уроках .
- План ответа:
- Определение закона, явления, понятия. Поясните их.
- Формулы и их вывод(если есть).
- Новые физические величины и их единицы(если есть).
- Рисунки, схемы, графики.
- Практическое применение.
- Повторения Эббингаусса (рассредоточенное во времени повторение эффективнее, чем концентрированное) – по этим же вопросам самоконтроль повториться через некоторое время (через 1-3 урока).
- Методический прием «Центрифуга»
- При использовании метода «Центрифуга» класс делится на группы , в которых не менее 3 человек и назначаются ассистенты - учителя , которые будут выслушивать, анализировать и оценивать ответы своих товарищей в каждой группе, это как правило наиболее сильные ученики.
I. Метод «Взаимоконтроль» , т.е. взаимопроверка в парах.
- В этом случае каждый ученик работает, как «учитель – ученик», проверяет и проверяется сам. После проверки ими делается анализ ответов с постановкой оценки, в данном случае каждый получает две оценки, как «учитель» и , как «ученик». Коррекцию оценки с учетом степени сложности вопросов делает сам учитель
- По мере необходимости материал темы повторяется и изучается в интерактивном режиме с помощью сайта http :// interneturok . ru / . В данном случае применяется кодификатор вопросов для подготовки к ГИА – Темы для теоретической подготовки к ГИА . Учащиеся могут индивидуально выбрать на сайте интересующие их вопросы , посмотреть и прослушать объяснения , повторив это нужное число раз.
-
Проводится тестирование в письменной форме рассмотренного тематического материала, для этого применяется обучающий тест из блока « Модули по физике для подготовки к ГИА ».
- Для работы в интерактивном тестировании необходимо перейти на сайт http :// phys . sdamgia . ru / (сайт Гущина Д.Д.)
- На сайте «Сдам ГИА» можно пройти тренировочное тестирование в тематическом и полном режимах, посмотреть решения заданий, отработать навыки сдачи ГИА.
Повторение и изучение тематического материала продолжается дома. С этой целью учащиеся используют блок « Модули по физике для подготовки к ОГЭ », а также задания Василевского А.С. Для данной темы выполняют тренировочные и контрольные задания, по которым будут отчитываться на следующим занятии.
1. Изучение- повторение теоретического материала по блокам.
Систематизация его в виде таблиц, схем.
2. Зачет по теоретическому материалу данного блока.
3. Решение тематических тестовых и расчетных задач 1 и 2 части.
4. Решение типовых тестовых заданий ГИА и ЕГЭ.
5. Выполнение контрольных заданий.
6. Коррекционная работа.
- . Литература для подготовки
- КабардинО.Ф «Физика. Справочные материалы».,М., «Просвещение» (любой год издания)
- Кабардин О.Ф., «Физика. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы»., М., «АСТ-пресс.Школа» (любой год издания).
- ГИА-2013. Физика: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Е.Е. Камзеевой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
- ГИА-2013. Физика: тематические и типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. Е.Е. Камзеевой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
- ЕГЭ-2013. Физика: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. М.Ю. Демидовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)
- ЕГЭ-2013. Физика: тематические и типовые экзаменационные варианты: 32 варианта / Под ред. М.Ю. Демидовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)
- ЕГЭ-2013. Физика: актив-тренинг: решение заданий А и В / Под ред. М.Ю. Демидовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)
- ЕГЭ-2013 Физика / ФИПИ авторы-составители: В.А.Грибов – М.: Астрель, 2012
- ЕГЭ. Физика. Тематические тестовые задания/ФИПИ авторы: Николаев В.И., Шипилин А.М. - М.: Экзамен, 2011.
- 2)Интернет- поддержка
- http://phys.reshuege.ru/?redir=1 сайт «Решу ЕГЭ» (физика)
- http://interneturok.ru/ru сайт «Интернет урок»
- http://vk.com/ege_physics группа «Подготовка к ЕГЭ по физике» социальной сети «В контакте»