СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология формирования иноязычной письменной компетенции посредством метода ассоциаций на уроке английского языка в начальных классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описаны основные принципы и этапы обучения посредством применения метода ассоциаций.

Просмотр содержимого документа
«Технология формирования иноязычной письменной компетенции посредством метода ассоциаций на уроке английского языка в начальных классах.»

Технология формирования иноязычной письменной компетенции посредством метода ассоциаций на уроке английского языка в начальных классах

В основе формирования навыков письменной речи школьников лежит психологическая теория обучения языку (В. П. Белянин, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Залевская, А. П. Клименко, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.), которая учитывает психические процессы порождения и восприятия текста и включает создание на их основе теоретических моделей обучения языку.

Чтобы сформировать ассоциативное мышление нужно рассмотреть его как «обогащающую модель» обучения (Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная), которая, в свою очередь, предполагает обогащение индивидуального опыта каждого школьника в процессе обучения письменной компетенции на ассоциативной основе, развитие их ассоциативного мышления. Для формирования иноязычной письменной компетенции посредством метода ассоциаций на уроке английского языка в начальных классах необходимо разработать специальную систему.

В качестве основополагающих компонентов данной системы традиционно можно включить следующие: подход, цель, содержание, принципы, методы, организационные формы и средства формирования иноязычной письменной компетенции посредством метода ассоциаций на уроке английского языка в начальных классах.

Все компоненты данной системы находятся в определенной иерархической зависимости. Доминирующая роль принадлежит цели, которая и оказывает влияние на выбор подхода к формированию иноязычной письменной компетенции посредством метода ассоциаций, содержания, принципов, форм, методов и средств.

Целью функционирования данной системы является формирование иноязычной письменной компетенции посредством метода ассоциаций на уроке английского языка в начальных классах.

Содержательная часть данной системы включает основные знания, умения и навыки. В связи с этим нами была разработана система заданий и упражнений для обучения письменной речи на иностранном языке посредством метода ассоциаций. Достижению цели обучения младших школьников письменной речи будет способствовать решение следующих задач:

  • обеспечить усвоение школьниками основных орфографических понятий и правил;

  • развить у учащихся орфографическую зоркость (способность распознавать орфограммы как в написанных, так и в воспринятых на слух словах);

  • выработать на основе теоретических знаний умения практического правописания;

  • добиться запоминания написания слов с орфограммами, которые не проверяются;

  • воспитать у учащихся потребность обращаться в случае необходимости к орфографическому словарю, вооружить их умениями пользоваться таким словарем;

  • сформировать у детей навыки самоконтроля и исправления допущенных во время письма орфографических ошибок.

Для создания системы формирования иноязычной письменной компетенции посредством метода ассоциаций на уроке английского языка в начальных классах необходимо выделить ряд основных принципов обучения:

  • принцип устного опережения;

  • принцип учета правил орфографии изучаемого языка;

  • принцип сопоставления с родным языком – нацелен на перенос общих графических элементов;

  • принцип сочетания правил и большого количества тренировочных упражнений;

  • принцип поэтапности формирования навыков письма, который в свою очередь включает:

  • развитие техники письма;

  • использование письма для овладения языковым материалом

  • применение навыков и умений письма в коммуникативной письменной и устной речи.

Таким образом, специфика формирования иноязычной письменной компетенции посредством метода ассоциаций на уроке английского языка в начальных классах заключается в реализации принципов, представленных выше.

В соответствии с целью, создаваемой нами системы формирования иноязычной письменной компетенции посредством метода ассоциаций на уроке английского языка в начальных классах в качестве ведущего подхода был выбран ассоциативный подход, а рассмотренные нами принципы, в свою очередь, оказывают определенное влияние на выбор и обоснование методов и приемов.

Ю.К. Бабанский считает, что успешный выбор методов обучения определяется следующими факторами:

закономерностями и принципами обучения;

  • целями обучениями;

  • содержанием обучения;

  • учебными возможностями обучающегося;

  • уровнем профессиональной квалификации учителя.

В соответствии с целью нашего исследования мы будем использовать методы, предложенные И.Л. Бим:

  • метод ознакомления с учебным материалом (показ, объяснение);

  • методы организации тренировки и применения учебного материала;

  • методы контроля и самоконтроля.

Процесс обучения формированию иноязычной письменной компетенции посредством метода ассоциаций на уроке английского языка в начальных классах возможно через прохождение взаимосвязанных этапов:

  • мотивационный этап

  • формирующий этап

  • реализующий этап.

Данные этапы были использованы И. А. Зимней в описании вторичной коммуникативной деятельности, в нашем исследовании они будут рассмотрены в проекции на первичную коммуникативную деятельность.

Рассмотрим каждый из указанных этапов более подробно.

Цель первого: создание мотивации к словесному творчеству

На данном этапе происходило:

  • подбор ассоциаций с целью показать многообразие ассоциативных связей слов;

  • написание творческой работы;

  • сравнение и сопоставление текстов на одну тему.

Обратив внимание на то, что учащихся имеют разные ассоциации на один и то же предмет-стимул, убеждаемся в необходимости развивать необычный взгляд на окружающий нас мир, умения включать свой «внутренний слух», «внутренний взгляд», учиться переводить свои «внутренние ощущения» на язык красок, звуков, слов.

Приведём примеры игр со словом, позволяющих показать многообразие ассоциативных связей слов:

  • «раскрасить» в соответствии с собственным эмоциональным состоянием слова «happy», «scared», «angry»;

  • подобрать ассоциации к словам «cap», «tree», «button» и на их основе написать за 5 минут о предмете всё, что сможете: из чего состоит, для чего служит, цвет, размер, сравнить с другими и т.д.;

  • составить 1-2 предложения, объединив слова: bear – honey – heel; ruller – tree – toy;

  • по описанию определить явление (предмет), отгадать соответствующее ему слово: в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, на него бросают деньги (wind); они вянут, но не цветы, не ладоши, а ими хлопают, не бельё, а развешивают (ears).

Формируя письменную компетенцию, мы всё больше обращаемся к субъективным смыслам каждого школьника, к его индивидуальным ассоциациям, выделяя общие для всех, которые позволяют говорить об индивидуальном пути развития каждого ученика, о постепенном выстраивании его индивидуальной картины мира.

Цель второго этапа: формирование ассоциативного мышления в процессе обучения письменной речи.

На данном этапе происходило:

  • обновление «старых» значений слов на основе работы с ассоциативным словарём;

  • сравнение типовых ассоциаций с индивидуальными;

  • подбор звуковых и цветовых ассоциаций;

  • подбор ассоциаций других типов.

Считаем, что особая роль при этом принадлежит:

  • языковым играм (например, опираясь на подобранные ассоциации, найти общее и различное между словами «cat» и «cup»);

  • созданию текстов, раскрывающих содержание лингвистических терминов (опиши жизнь «ручки» и т.д.);

  • моделированию речевых ситуаций (письмо другу, диалоги на наиболее важные для учащихся темы и т.д.).

Например, задание на основе подбора ассоциаций к слову-стимулу; лингвистическая миниатюра, в которой словесно и с помощью рисунка представлен образ-ассоциация слова-термина; произведения музыки при выстраивании ассоциативного ряда и моделирование содержания текста на основе музыкальных впечатлений. Обращение к ассоциативным словарям для расширения и уточнения представлений о слове помогают более системно формировать навыки письменной компетенции на ассоциативной основе.

Целью реализующего этапа является подготовка собственного текста на основе подобранных ассоциаций на слово-стимул, редактирование созданного текста. На данном этапе происходило:

  • подбор ассоциаций с ориентацией на содержание текста;

  • написание небольшого текста (3-5 предложений) ассоциативного характера;

  • редактирование текста: соотнесение содержания текста с ассоциативным полем ключевого слова, избранным стилем и жанром текста.

Учащимся предлагается подобрать ассоциации к слову-стимулу, которое связано с темой будущей самостоятельной работы или является одним из ключевых слов. В данном случае слово-стимул дается устно, а ответы записываются.

Реакции на слово-стимул в направленной работе с ассоциациями могут быть подобраны с различных точек зрения (цвета, запаха, звука и т.д.), и с учётом культурного, философского или эстетического контекста. На данном этапе важно обратить внимание учащихся на использование таких видов ассоциаций, как тематические, ситуативные, языковые. Учащемуся необходимо расширить слово-стимул различными дополнительными понятиями, смыслом. В связи с этим происходит обогащение индивидуального опыта каждого школьника на основе ассоциативной деятельности, развитие его ассоциативного мышления.

Можно использовать приём контаминации (возникновение другого значения слова в результате смешения нескольких слов или образов). Предлагается придумать новые названия уже известным предметам: book, pen, tongue, table, jag и т.д.).

Сочинение загадки по алгоритму:

  • загадайте предмет;

  • определите признаки по вопросу: какой он? (предлагается указать три признака, характеризующие форму, цвет, размер);

  • укажите, что может быть таким же (необходимо сравнить предметы или назвать ассоциации с данным предметом);

  • составьте предложения, используя вспомогательные слова «as…», «but not…».

Данный этап также предполагает использование полученных реакций на слово-стимул в написании творческой работы на заданную или самостоятельно сформулированную тему и использование художественно-выразительных средств, стимулированных ассоциативным полем слова. На данном этапе приветствуется подбор синонимов и антонимов. Здесь ассоциации могут быть опорным материалом в создании текста.

С учетом тесной связи письма с чтением, поскольку их основой является одна графическая система языка, обучение иноязычному письму следует осуществлять параллельно с овладением техникой чтения. Однако в процессе письма, в отличие от чтения, графемно-фонемные соответствия, которые устанавливаются, имеют другую направленность: от звуков к буквам, поэтому здесь целесообразно использовать метод фонетических ассоциаций.

Процесс письменной речи, как известно, начинается с речи внутренней. Именно во внутренней речи готовится программа высказывания, проводится отбор лексических единиц, грамматическое оформление предложений, их логическое сочетание в абзацы. Весь процесс состоит из внутреннего проговаривания и фиксации подготовленного материала на бумаге, что требует автоматизированного оперирования звуко-графическими ассоциациями. Возможность отыскать в памяти необходимые языковые средства для точного и ясного выражения мысли, возможность использовать словарь и другие справочники добавляют тому, кто пишет, большей уверенности.

Сочетание в памяти слухо-речедвигательных образов внутренней речи и зрительно-рукомоторных образов в процессе письма обеспечивает комплексное усвоение знаний. Созданные таким образом устойчивые ассоциации способствуют более эффективному восприятию, запоминанию и воспроизведению материала на письме.

Учитывая вышесказанное нами представлены система заданий и упражнений для обучения письменной речи на иностранном языке посредством метода ассоциаций. Совершенно точно можно сказать, что для развития определенных навыков характерны различные типы и виды упражнений. Так, для развития каллиграфических навыков, используя ассоциативные связи можно использовать упражнения, приведенные ниже.

Под каллиграфическими навыками понимают навыки написания букв и буквосочетаний конкретного языка как отдельно, так и в письменной речи. Английский язык имеет латинскую графику. Если разглядеть системы печатных знаков английского и русского языков можно увидеть, что у них есть:

  • подобные буквы (например, А а, В в, Х х, Е е, Р р, К к, М m) (используются ассоциации с родным языком обучающихся);

  • буквы, которые частично совпадают в написании (например, T t, H h, U u, B b) (используются ассоциации с родным языком обучающихся);

  • буквы, которые полностью отличаются по написанию (например, S s, W w, F f, R r, Q q, J j, Z z).

При изучении алфавита и написания букв считаем необходимым использовать зрительные ассоциации. Педагог в процессе освоения каллиграфических навыков основное внимание должен уделить четкости и нормативному написанию букв.

Учиться писать большинством иностранных языков лучше начинать с печатных букв, а позже переходить к рукописным буквам. В английском языке целесообразнее применять так называемый Print Script, в котором печатный и прописной шрифт почти совпадают.

В обучении каллиграфии посредством метода ассоциаций можно выделить следующие подэтапы:

  1. написание отдельных букв алфавита английского языка. Предлагать данные упражнения их следует в таком порядке:

  • сначала подобные по написанию буквы;

  • потом – буквы, которые частично совпадают по написанию;

  • в конце – буквы, которые совсем отличаются по написанию.

На данном этапе предлагаем использовать аудиовизуальный метод, для которого характерна максимальная загрузка зрительного канала приема информации одновременно со слуховым, что достигается показом «картинки» одновременно со звучащим звуковым стимулом. Благодаря этому ожидается образование устойчивых ассоциаций, а, следовательно, и автоматизма в изучении алфавита и обучении написания букв. Образование данных ассоциация способствует воспроизведению в дальнейшем букв алфавита даже тогда, когда один из стимулов снимается.

2. Переход от написания отдельных букв к написанию типовых буквосочетаний (например: sh, wh, th).

3. Написание отдельных слов, предложений; списывание слов, словосочетаний, предложений.

4. Проведение звуко-буквенного анализа слов, который является промежуточным звеном между графикой и орфографией.

Все эти этапы должны сопровождаться использованием метода ассоциаций. В процессе обучения письму на начальном этапе следует придерживаться следующих принципов последовательного усвоения материала:

  • для сообщения еще неизвестной системы письма отдельные графические знаки следует давать по очереди, с учетом определенной градации сложностей. Необходимо применять специальные упражнения для развития рукомоторных навыков;

  • орфографические и лексические знания следует давать одновременно, чтобы у учащихся сформировалось ассоциативное единство компонентов: значение – звуковая форма – форма написания;

  • закрепление; тренировки для усвоения иноязычных знаний должны тесно связываться с повторением орфографических знаний (переписывание, письменное выполнение заданий).

Примеры упражнений на развитие каллиграфических навыков.

1. Напишите эти слова так, чтобы первая и последняя буквы были большими. Например: teacher – TeacheR, sea, life, drink, book, father, friend.

2. Помогите большим и маленьким буквам найти друг друга. Запишите пары букв, например: Gg. Кто сделает это быстрее? PBAOTDR atordbp

3. Напишите эти слова с большой буквы S. Кто первый? Например: sea – Sea, sister, visit, class, yesterday, present, six.

На данном этапе важно сформировать орфографические навыки. Под орфографическими навыками понимают формирование навыка написания слов в соответствии с правилами использования письменных знаков в каждом конкретном слове.

Обучение орфографии имеет целью:

  • во-первых, овладение звуко-буквенными и буквенно-звуковыми соответствиями;

  • во-вторых, написание слов в соответствии с правилами орфографии английского языка.

Формирование орфографических навыков у обучающихся посредством метода ассоциаций базируется на следующих принципах:

  • фонетическом (буква и звук совпадают в произношении, например: pen); необходимо сформировать устойчивые ассоциативные связи: изображение предмета – звучание слова – написание;

  • идеографическом (звуковые омонимы различаются с помощью графических знаков, например, two – too, see – sea), методом зрительных ассоциаций.

Определяются следующие этапы работы над орфографией:

  • усвоение типовых, регулярных звуко-буквенных соответствий по правилам чтения и письма;

  • ознакомление с правилами чтения. Изучая правила чтения гласных в разных позициях и сочетания согласных, которые передают определенный звук, ученики одновременно усваивают и обратные связи – буквенно-звуковые;

  • упражнения в записывании слов, предложений.

При обучении технике письма важно учитывать особенности графемно-фонемных ассоциаций и проводить целенаправленное обучение с целью преодоления трудностей в овладении графемно-фонематической системой языка. Данные упражнения педагогу целесообразно будет использовать для контроля усвоенных знаний, умений и навыков посредством метода ассоциаций.

На начальной ступени обучения необходимо заложить прочные основы графических и орфографических навыков, что обеспечит учениками возможность использования письма на последующих ступенях. Когда ученики научатся писать быстро и правильно, иноязычное письмо будет помогать им в учебе, а не тормозить ее.

Развитие письменной компетенции обусловлено качеством сформированных навыков техники письма, а для этого на каждом уроке английского языка необходимо регулярно выполнять письменные упражнения с использованием метода ассоциаций. В домашнем задании также должно быть доступно хотя бы одно письменное упражнение. В свою очередь не стоит забывать, что формирование иноязычной письменной компетенции проходит параллельно обучению чтению, а эффективной формой работы с младшими школьниками в данном процессе является метод ассоциаций.

Считаем необходимым отметить, что использование метода ассоциаций на уроке английского языка значительно разнообразит письменную коммуникативную деятельность, будет способствовать возникновению у обучающихся потребности осуществлять речевые действия, в том числе и письменные.