СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология формирования певческой культуры на уроках музыки по новым ФГОС 2021 года

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение этой технологии на уроках музыки позволяет научить детей осмысленно подходить к разучиваню песенного репертуара и передавать в своём исполнении свои чувства через музыкальную интонацию.

Просмотр содержимого документа
«Технология формирования певческой культуры на уроках музыки по новым ФГОС 2021 года»

Технология формирования певческой культуры

цель технологии: Развитие музыкального слуха и певческого голоса

Описание порядка использования (алгоритм применения) технологии в практической профессиональной деятельности:

Этапы:

-подготовительный этап (подбор репертуара)

-подготовка к показу песни (разучивание произведений педагогом (мелодии, аккомпанемента), подбор материала о композиторе, поэте, исполнительской трактовки сочинения);

-показ песни, беседа о ее содержании, вовлечение в сотворчество;

-основной этап работы над песней (вокально-хоровая работа: чистое интонирование и ритмическая точность, работа над образом и т.д.);

-исполнение выученного произведения целиком;

- концертное исполнение песни

Результат использования образовательной технологии:

Сформирован интерес и любовь к вокально-хоровому искусству.

Создаётся творческая, комфортная и доброжелательная атмосфера на уроке.

Призовые места на певческих вокальных конкурсах муниципального уровня.

Активное участие во внеурочной музыкальной деятельности учащихся 2-8 классов

 1. Вокально-хоровые навыки

Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.

В основе выразительного пения, развитие слуха и голоса лежат вокально - хоровые навыки. Необходимым условием их формирования является певческая установка. Под термином «певческая установка» понимается комплекс обязательных требований - стоять или сидеть подтянуто, ненапряжённо, развернув плечи и держа голову прямо. Указанные требования способствуют правильному звукообразованию. Создание певческой установки - очень важный и во многом определяющий момент хорового исполнительства.

Певческая установка непосредственно связанна с навыком певческого дыхания. Тремя составляющими дыхания являются: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох со звукообразованием. Наиболее целесообразно для пения грудобрюшное дыхание, предусматривающее при вдохе расширение грудной клетки в средней и нижней её частях с одновременным расширением передней стенки живота. Ключичное (поверхностное) дыхание, при котором дети поднимают плечи при вдохе, недопустимо. С певческим дыханием связанно понятие певческой опоры. В пении она обеспечивает наилучшие качества певческого звука, а также является необходимым условием чистоты интонации. Однако не следует забывать, что при всей неоспоримой значимости певческой опоры объяснить её суть младшим школьникам нужно очень аккуратно, так как результаты бывают обратные - дети напрягаются, сопят и поднимают плечи. Возобновление дыхания производится в установленные и отмеченные в нотах моменты. Обычно оно совпадает с границами построений фраз, цезурами в музыкальном и поэтическом тексте. В тех случаях, когда продолжительность звучания фразы превышает физические возможности певческого голоса детей, применяет цепное дыхание.

- не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;

- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а по возможности внутри длинных нот;

- брать дыхание незаметно и быстро;

- вливаться в общее звучание хора без акцента, с мягкой атакой (началом) звука, интонационно точно;

- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию.

Не менее важным в хоровом пении является навык звукообразования, при формировании которого должны соблюдаться следующие требования:

- перед возникновением звук должен быть оформлен в мысленно - слуховых представлениях школьников;

- звук при атаке осуществляется интонационно точно, без глиссандо.

Из трёх типов атаки звука основной принято считать мягкую, создающую условия для эластичной работы связок. Твёрдая атака, и придыхательная атака, когда смыкание голосовых связок происходит после начала выдоха, применяются в пении младших школьников крайне редко. Как правило, твёрдая атака может быть рекомендована для ребёнка, склонного к вялости, инертности, и наоборот, чрезмерно активному ученику лучше посоветовать придыхательную атаку. Формирование навыка артикуляции предполагает становление тембрального родства гласных, главным условием чего является стремление сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных.

Понятие «ансамбль» означает художественное единство, согласованность всех компонентов исполнения. В связи с конкретностью задач в хоровом пении различают ансамбли динамический, ритмитический и тембровый. Видный мастер хорового пения П. Г. Чесноков, определяя условия пения в ансамбле, полагал, что певцу надо возможно более уравновешиваться по силе звука и сливаться по тембру со своей партией голосов, партии - уравновешиваться в хоре, а дирижеру - регулировать силу и окраску звука как отдельных певцов, так и целых партий.

Пение в ансамбле тесно связанно с хоровым строем - точным интонированием в одноголосном пении (горизонтальный строй) и многоголосном пении (вертикальный строй). В работе над трудностями строя следует придерживаться правил интонирования ступеней лада:

I, V - интонируется в мажоре устойчиво, в миноре с тенденцией к повышению;

IV - в миноре при движении мелодии вверх - с тенденцией к повышению; при движении вниз - с тенденцией к понижению; в мажоре - устойчиво;

II - интонируется высоко;

III - в мажоре интонируется высоко, в миноре - низко;

VI - в натуральном миноре и гармоническом мажоре интонируется с тенденцией понижению; в натуральном мажоре и мелодическом миноре интонируется высоко;

VII - в мажоре и гармоническом миноре интонируется с тенденцией к повышению; в натуральном миноре - с тенденцией понижению.

Такова работа по формированию вокально-хоровых навыков.

3. Методика разучивания песни на уроке

Работа над школьной песней - процесс многоплановый. Чтобы воплотить в исполнение художественный замысел композитора, учителю музыки необходимо не только овладеть репетиционным жестом для лучшего обращения с классом с целью подчинения его своей воле, но и провести большую трудоёмкую предварительную работу, а именно: выявить эмоционально - смысловое содержание песни, поставить учебно-воспитательные задачи, определить трудности, которые могут возникнуть при разучивании песни, составить её исполнительский план, а также план репетиций, подобрать распевки на материале песни. Всё это подготовительная работа учителя музыки.

Разучивание песни со школьниками значительно отличается от разучивания произведения с подготовленной взрослой аудиторией. В школе учителю приходится преодолевать значительные трудности, связанные с неразвитостью музыкальных способностей и голосового аппарата ребят, их неумением петь. И, несмотря на это, при работе со школьной аудиторией задачи достижения качества звучания, стройности, выразительности исполнения не снимаются. Учитель в школе ставит не только учебные задачи - научить петь, брать дыхание, формировать звук, петь интонационно верно в небольшом диапазоне, преимущественно с поступенным движением, связанно, тянуть звук, но и педагогические - научить детей петь выразительно, развивать у них музыкальный слух и память, прививать любовь к музыке и пению. По мере решения этих задач выдвигаются новые, более дифференцированные (научить пению на «опертом» дыхании, добиться правильного формирования гласных, не допускать форсирования звука, петь каноном).

Вокальные навыки формируются комплексно, но бессмысленно обращать внимание на все недостатки звучания сразу. Выделив педагогические задачи, учитель на основании анализа музыкальных и певческих возможностей школьников формулирует последовательно учебные задачи. Ориентиром правильности постановки задач является отношение школьников к певческой деятельности. Ослабление внимания и интереса детей свидетельствует о необходимости изменений в содержании и методах разучивания песни.

Способы разучивания школьной песни различны, можно установить лишь последовательность главнейших моментов этого процесса:

1. краткое вступительное слово педагога;

2. исполнение (показ) песни учителем;

3. Беседа с детьми о песни;

4. Чтение поэтического текста песни;

5. Разучивание песни (репетиционный план).

В разучивании песни можно выделить три этапа: ознакомление и усвоение первого куплета, разучивание всей песни, закрепление художественное исполнение песни.

Важен выбор песни. На первых порах школьные песни должны отвечать следующим требованиям а) по форме - крайне лаконичные, не более одного периода; б) по мелодии - яркие, выразительные напевные; в) ритму - весьма простые, чередование не более 2 - 3 видов длительностей; г) голосоведение - ясное естественное, склад диатонический; д) диапазон голосовых партий не должен превышать октавы. Этим требованиям, скорее всего, отвечают народные песни, обладающие высокими художественными достоинствами и легко усваиваемые детьми. Если песня нравится детям, то легче преодолеваются трудности по её разучиванию, поэтому песни надо выбирать мелодичные, весёлые, запоминающиеся, с интересным текстом. Нужно учитывать, что постепенно нарастающие трудности поставленных учителем задач должно сочетаться с включением в работу более сложных песен и непременно привлекательных для детей своей мелодией и текстом. Это обеспечит атмосферу увлечённости пением на уроке в школе.

В кратком вступительном слове учителю следует сообщить детям название песни, рассказать о том кто её сочинил. В зависимости от характера песни необходимо сказать несколько слов о её содержании. Пояснения должны быть очень краткими и образными, тогда они достигнут своей цели.

Показ учителем песни лучше начинать со слов: « Послушайте песню, которую мы будем разучивать». Основные требования к показу песни учителем: играть аккомпанемент на нюанс тише, чем петь мелодию, тогда более понятен текст песни. Нельзя допускать ошибок, остановок, незнание слов при игре и пении. Песня должна быть выучена и исполнена эмоционально, с хорошей дикцией, выразительно по нюансам, агогике, в соответствии трактовкой учителя. Аккомпанемент песни, звучащий на фортепиано, следует играть мягко, неназойливо, выделяя наиболее сложные мелодические скачки и ритмические фигурации. Показывая песню, учитель должен смотреть на детей. Исполнение в целом должно создавать яркий, впечатляющий художественный образ. Только тогда оно вызовет у детей желание выучить прослушанную песню. Необходимо, чтобы пение учителя соответствовало детскому пению, было лёгким и звонким по характеру звука, точным по интонации, чётким по ритму и осмысленности фразировки. Если показ песни не произведёт на школьников должного впечатления, не станет образцом, к достижению которого они будут стремиться, то работа над песней врядли будет успешной.

Важный момент в работе учителя музыки - беседа о песне. Она должна строиться с учётом возрастных особенностей учащихся и предлагает знакомство с другими сочинениями авторов музыки и поэтического текста песни, разбор эмоционально-смыслового содержания песни, использование наглядности, обращение к воображению детей. Поэтому беседа о песне имеет большое воспитательное и образовательное значение. После её прослушивания у детей может возникнуть желание высказать свои впечатления о характере и содержании песни, о мелодии и движении (направлении) голосов, о динамических оттенках и темпах. Целенаправленность и объём этих высказываний всецело зависят от качества песенного материала, от музыкального развития учащихся и от исполнительского искусства учителя. Первое время дети не располагают нужными знаниями и опытом анализа песни, поэтому учитель должен помогать им в этом наводящими вопросами. Не следует, однако, перегружать беседу излишними подробностями.

Поэтический текст песни читается педагогом выразительно, чтобы помочь ребятам понять смысл, идею песни. Объяснение непонятных слов и стилистических особенностей текста должно быть заранее продуманно учителем и передано детям в кратких и понятных выражениях. Затем учитель предлагает всем вместе выразительно прочитать текст. Учащиеся должны читать текст песни, негромко, ясно и отчётливо выговаривая слова. Для ознакомления с текстом рекомендуется использовать плакат. Содержание песни воспринимается эмоциональнее, если на плакате кроме текста есть рисунок, соответствующий содержанию песни. Грубейшей ошибкой является заучивание текста с детьми методом скандирования. Выразительное чтение текста способствует более глубокому проникновению в его эмоционально - смысловое содержание, что, в свою очередь, помогает более выразительно петь песню.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!