УДК
ТЕХНОЛОГИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ТHE TECHNOLOGY, FORMS AND METHODS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUNGER STUDENTS
Банченко Ирина Григорьевна
Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Свердловская гимназия № 2»,
г. Свердловск, ЛНР
E-mail: banchenkoirina@gmail.com
Banchenko Irina Grigoryevna
State Educational Establishment of the Luhansk People’s Republik
«Sverdlovsk Gimnasium №2»
Sverdlovsk, Luhansk People’s Republik
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются технологии, формы и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников. В работе прослеживается формирование духовно-нравственных ценностей становления личности.
Annotation. Тhe modern technologies, forms and methods of spiritualy - moral bringing up prime pupils are described in this article. The forming of spiritualy – moral values of being person is pointing out in this work/
Ключевые слова: технологии, формы, методы, духовность, воспитание, нравственность.
Key words: technology, forms, methods, morality, bringing up.
«Задача воспитания - пробудить внимание к духовной жизни… Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и духовному - вы не достигли цели воспитания».
К. Д. Ушинский
Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Каждое новое время и поколение ставит новые задачи перед педагогами и воспитателями. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к вечному, благому, доброму.
Как у классного руководителя в моей методической копилке много разнообразных воспитательных мероприятий и собраний, которые рассчитаны на тесное и плодотворное сотрудничество с родителями, которые призваны заинтересовать родителей в совместном воспитании и развитии детей. Но ни одна из задач воспитания не будет решена до тех пор, пока не удастся решить главную - возрождение духовности.
На протяжении многих лет, набирая новый класс, я ставлю перед собой одну из главных и первоначальных задач – создание крепкой и дружной школьной семьи: коллектива детей и родителей. Школьная семья – это то место, где тебя понимают, уважают, любят, помогают, ценят, направляют. Из опыта знаю и понимаю, что классный коллектив должен быть такой семьёй, где всегда должны царить доброта, взаимопомощь, милосердие, взаимопонимание, где каждый человек чувствует себя уютно и комфортно.
В наше время насущным вопросом является вопрос сохранения нравственности, восстановление и развитие культурного наследия. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством. В мире и обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. С каждым годом слабеет влияние на выбор нравственных образцов: учителя, литературного героя, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания молодого поколения.
Поэтому моя цель воспитания в этом случае ориентирована на формирование у личности нравственного отношения к собственной жизни. И здесь очень важно вовремя распознать интересы и потребности каждого ребенка, индивидуальные особенности его развития и создать с учетом всего этого благоприятные условия для их реализации в обществе.
Внеклассные мероприятия, классные часы и подготовка к ним - замечательная почва, где можно успешно воспитать духовно-нравственного человека. С чего я начинаю работу в этом направлении?
Я анализирую каждую ситуацию: какие ценности уже имеются у моих учащихся на момент поступления в школу, а что необходимо скорректировать или исправить, и чего не достает им. Я это делаю в процессе наблюдза учащимися, анализируя их отношения с другими школьниками и взрослыми. Наблюдения проводятся и в урочной деятельности и во внеурочной.
Целью моей работы в формировании духовно-нравственных ценностей является социально-педагогическая поддержка становления личности школьника. Т.е. такого ученика, который будет: уметь учиться, умеющего правильно пользоваться интернетом, будет способным организовать свою деятельность, отличать добро от зла и не поддаваться искушениям; умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение; любознательного, интересующегося и активно познающего мир; любящего свою семью, свой край, свою Родину; готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; выполняющего правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Процесс подготовки и проведения классных часов и воспитательных мероприятий - благоприятная почва для формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников.
В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Для того, чтобы сформировать необходимые условия для формирования нравственной сферы ребенка надо организовать совместную деятельность между детьми, которая способствует развитию взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок получает представления о других людях и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Патриотическое воспитание ребенка является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники, посвященные Дню Победы, Дню Народного единства, Дню Республики предполагают просмотры кинофильмов, видеороликов, встречи с интересными людьми.
Участие в общешкольных и общегородских мероприятиях оказывает большую и неоценимую помощь в воспитании нравственных ценностей школьника. Их подготовка и проведение требует большого труда и времени. Одним из важных средств духовно-нравственного воспитания школьника является система ежегодных праздников, которая проходит в течение всего года в гимназии:
сентябрь - День знаний;
ноябрь - День Народного единства;
декабрь - День Святого Николая;
январь - Рождество Христово;
февраль - Неделя патриотической песни;
апрель - Пасха;
май - День рождения Республики.
Вовлечение обучающихся в деятельность: трудовую, художественно - творческую, общественно – полезную, учебно - познавательную, спортивно - оздоровительную является другим методом духовно-нравственного воспитания.
Немаловажную и большую роль в воспитании духовно - нравственных качеств обучающихся играют традиционные русские народные праздники Масленица, Праздник Петра и Февроньи. В результате этого дети знакомятся с фольклором, изучают традиции и обычаи своего народа.
Каждый классный час, в любой форме проведения, будь то беседа, викторина, соревнование, квест или игра-путешествие, способствует духовному и нравственному воспитанию учащихся.
Благоприятную почву на развитие мышления ребенка и осмысленное восприятие поступков и событий оказывают познавательные беседы с детьми. У детей формируется и развивается нравственно-эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию своей республики. Очень важно в начальных классах проводить с детьми этические беседы - беседы о морали. Эти беседы должны включать основные вопросы, которые дают возможность привить школьникам нравственные представления и качества: справедливость, гуманность, разумность, человечность. Тему для беседы каждый учитель подбирает и формулирует сам, индивидуально к своему коллективу. Формулировка должна быть четкой и выразительной, содержать правило, вывод, указывающий на то, как надо поступать в различных ситуациях. В процессе этих бесед необходимо, чтобы учащиеся активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили и делали выводы, учились отстаивать свое личное мнение, убеждали и переубеждали своих товарищей.
Например, «Друга ищи, а нашёл – береги», «Как научиться жить без драк», «Говорить легко – делать трудно». Такие беседы запланировать заранее очень сложно, поскольку необходимость их проведения конкретно связана с жизнью и событиями в классном коллективе. Иногда этические беседы приходится проводить с группой учащихся или индивидуально с отдельными учениками.
В процессе общения и взаимодействия, дети учатся видеть и слышать собеседника, договариваться, считаться с его мнением, уступать, работать в коллективе вместе и дружно, делиться чем-либо. То есть, они получают опыт совместных действий. Совместная деятельность направлена на сплочение коллектива.
Дети с удовольствием принимают участие в различных конкурсах: «Осенняя фантазия», «Вместо елочки букет» и другие. Вовлечение в различные конкурсы делает детей более раскованными и культурными в общении. Мои ученики принимают участие в различных акциях: «Теплый дом», «Собери портфель другу», «День пожилого человека», «Подарок бойцу».
Художественно-эстетическое воспитание реализуется через занятия в кружках «Умелые ручки», «Помощники», «Страна радужного солнышка». Эти занятия помогают детям по-новому осмыслить и увидеть мир вещей и предметов в нашей жизни, будят их фантазию, подталкивают к активному творческому поиску и созиданию.
Большую роль в воспитании ребенка играет положительный опыт семьи. Этот опыт бесценен. И очень хорошо, когда родители готовы поделиться своим опытом, открыты к диалогу и сотрудничеству. Тесная взаимосвязь детей с родителями является важным условием нравственного воспитания. Недостаточно и мало на словах, говорить с детьми о духовно-нравственных ценностях, даже виртуальные путешествия не имеют такого эффекта как личный пример родителей и педагогов, а также непосредственное участие детей в добрых делах, а еще лучше, когда эти дела коллективные.
Приобщению детей и родителей к участию в совместных мероприятиях, в своей практике я уделяю большое внимание. Это способствует формированию крепкой, школьной и благополучной семьи, ведь ни один праздник не обходится без помощи родителей.
Традиционными стали мероприятия: «День пожилого человека», «Милая, любимая, родная», «8 марта», «День защитника Отечества», «День Победы». Мероприятия стали традиционными, но формы проведения каждый год разные.
Все эти разнообразные формы внеурочной деятельности способствуют воспитанию нравственных ценностей учащихся и коллектива. Моя работа как классного руководителя в полной мере связана с направлением воспитательной работы не только класса, но и всей гимназии. Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность.
Проведение мероприятия воздействует на эмоциональную и духовную сторону обучающихся, формируется чувство сопереживания. В процессе подготовки к празднику у ребят развиваются такие качества как ответственность, целеустремленность. Убеждена, что эффективность воспитания детей во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействует классный руководитель с семьей ребенка, поскольку семья является главным союзником в воспитании детей.
Все эти разнообразные формы внеурочной деятельности способствуют воспитанию духовно-нравственных ценностей каждого ученика. Учителю необходимо помнить, что высокая воспитанность учащихся проявляется в единстве сознания, мышления, поведения и воли. Ребята станут более воспитанными тогда, когда будут соблюдаться все условия процесса воспитания, будет соблюдаться единство формирования поведения и сознания, участия школьников в общественной жизни. Моя работа как классного руководителя в полной мере связана с направлением воспитательной работы всей гимназии.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, привьёт им позитивное восприятие жизни, сделает их сплоченными, стремящимися сделать нашу планету еще лучше.
Список использованной литературы:
1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Начальная школа. - 2005. - №11. - С. 68- 71.
2. Алёшина, В.О. Клубная форма работы по духовно-нравственному воспитанию // 26. Капралова, Р.М. Работа классного руководителя с родителями.-М.: Сфера, 2008. - 122 с.
3. Кульневич, С.В. Совсем необычный урок [Текст]: учебное пособие / С.В. Кульневич. - Воронеж: Коммуна, 2001. - C. 9.
4. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. №6. С. 3-6.
5. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников [Текст]: учебное пособие / И.Ф. Харламов.- М.: Просвещение, 2003. - 194 c.