СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов).

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов).»



Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)

Дайте мне точку опоры, и я переверну всю Землю.

(Архимед)

Шаталов Виктор Федорович – народный учитель СССР, профессор Донецкого университета. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав огромные, еще не раскрытые резервы традиционного классно-урочного способа обучения.

Классификационные параметры технологии.

По уровню применения: общепедагогическая

По основному фактору развития: социогенная

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная

По ориентации на личностные структуры: информационная

По характеру содержания: обучающая, технократическая, общеобразовательная

По организационным формам: традиционная классно-урочная, академическая, индивидуально-групповая

По подходу к ребенку: сотрудничество

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная

По категории обучаемых: массовая, для всех категорий

Целевые ориентации

  • Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными.

  • Ускоренное обучение

Принципы



  • Многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками, применение опор, ориентировочные основы действий.

  • Личностно- ориентированный подход.

  • Гуманизм (все дети талантливы).

  • Ученье без принужденья.

  • Бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха.

  • Соединение обучения и воспитания.

Особенности содержания

* материал вводится крупными дозами;

* поблочная компоновка материала;

* оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов;

* опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах. Кроме того, в них дана классификация целей по уровню значимости (цветом, шрифтом).

Технологическая схема системы Шаталова

  1. Введение информации (объяснение)

  2. Проговаривание

  3. Самостоятельная работа дома

  4. Первое повторение (фронтальное воспроизведение конспекта опорных сигналов)

  5. Второе повторение (все виды вербального опроса)

  6. Третье повторение (взаимоконтроль)

Блок практики:

  1. Практические работы ( упражнения)

  2. Решение задач (упражнения)

  3. Результат: прочные знания



Главной заслугой В .Ф. Шаталова является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей полную и всеобщую активность на уроке.

Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски; повторное объяснение по красочному плакату – опорному конспекту; краткое обозрение по плакату; индивидуальная работа учащихся; фронтальное закрепление по блокам конспекта.

Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + помощь родителей.

Памятка учащемуся: вспомни объяснение учителя, используя конспект; прочти заданный материал по книге, сопоставь прочитанное с конспектом, расскажи материал учебника с помощью конспекта; воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.

Первое повторение: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти; «тихий», «громкий» опрос.

Устное проговаривание опорного конспекта: необходимый этап внешнеречевой деятельности при усвоении происходит во время различных видов опроса.

Второе повторение - обобщение и систетматизация: уроки взаимоконтроля, публикация списков зачетных вопросов заранее; подготовка; использование всех видов контроля; взаимоопрос и взаимопомощь; игровые элементы ( состязания команд, разгадка ребусов и т.д.)

Контроль, оценка: В. Ф. Шаталова решил проблему глобального поэтапного контроля знаний учащихся. Применяются сочетание поэтапного внешнего контроля с самокотролем и самооценкой, посильность требований, перспективы для исправления, гласность результатов, отсутствие двоек, снятие страха перед низкой оценкой.

Формы контроля: письменный по опорным конспектам, самостоятельные работы, устный громкий опрос, тихий опрос, парный взаимоконтроль, групповой, домашний контроль, самооценка.



Система Шаталова по своему содержанию является дидактической. При должном уровне организации деятельности учащихся по принципу «от работы к поведению, а не от поведения к работе» она дает эффективные воспитательный результаты:

  • каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля;

  • возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях;

  • формируется ответственность, честность, товарищество.