ГОСУДАРЬВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 57 ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Технология исследовательского типа на уроках русского языка и литературы
0
Технология исследовательского типа на уроках русского языка и литературы
Технология исследовательского типа на уроках русского языка и литературы / Яркович Э. Б., Бурминская Т. В., Лемтюгова Т.Я., Нагорная С. В., Котюкова С. В. – Макеевка, 2023. – 20 с.
В пособии представлена технология уроков исследовательского типа на уроках русского языка и литературы: описаны цели и задачи, структура урока, формы работы на уроках русского языка и литературы.
Пособие предназначено для учителей общеобразовательных учреждений. Разработанные методические подходы помогут учителю организовать обучение, направленное не только на повышение качества усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков по учебным предметам, но и на формирование общеучебных и общекультурных умений, рефлексивных способностей и ключевых деятельностных компетенций.
Одобрено методическим советом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 57 городского округа Макеевка» (протокол № 1 от 27.01.2024)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова
Н.Г. Чернышевский
Сколько удивительного содержится вокруг нас! Мимо скольких интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их! Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий нас мир. Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причём знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путём выучивания. В последние десятилетия стала ощутимой потребность в думающей, ищущей и творческой личности. В психологической и педагогической литературе появилось немало трудов, посвящённых формированию творческой личности.
Является ли такая социальная потребность скоропреходящей модой или она отражает закономерные сдвиги в развитии общества? Второе предположение ближе к истине. И вот почему. Проблемы социальных отношений, производства, науки, техники, быта и общения людей уже настолько усложнились, что решать их по чьим-то указаниям в каждом конкретном случае оказывается всё труднее, а нередко и просто невозможно. Человеку приходится самому думать, искать, перебирать, взвешивать и оценивать разные варианты действий и находить единственно правильное решение. Таким образом, потребность в творческих людях будет только нарастать. И важно разобраться подробнее, как это можно сделать в условиях школы. Одной из ведущей деятельностью в школе, и должна быть исследовательская работа, построенная целиком и полностью на творчестве, которому нужно учиться с раннего возраста.
Решение этой важной задачи возложено прежде всего на систему образования, что требует принципиально новых подходов к обучению, воспитанию и подготовке к самостоятельной жизни юного поколения, постоянного обновления форм и методов обучения с целью их эффективного влияния на развитие личности учащихся.
Время требует ухода от безликих трафаретных уроков передачи готовых знаний, от подавления интереса учащихся к самостоятельному поиску и от формирования конформистских личностей, мыслящих стереотипно, серо, неинтересно. Вместо этого мы должны осознавать, что педагогический процесс состоит из ряда неповторимых ситуаций, требующих экспромтные решение, из
эффективных педагогических импровизаций, обусловливающие развитие творческих способностей учащихся, активизируют их познавательную поисковую деятельность.
Сущность исследовательского метода
Говоря об этимологии слова «исследование», следует заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т. е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т. е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.
В педагогике известен так называемый «исследовательский метод обучения». Метод предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Учебно-исследовательская деятельность направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Функции исследовательского подхода в обучении: воспитание познавательного интереса, создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний; развитие интеллектуальной сферы личности, формирование умений и навыков самообразования; развитие познавательной активности и самостоятельности.
Исследовательская деятельность, используемая как метод (частично- поисковый, метод проблемного обучения) или как самостоятельная деятельность, позволяет решить многие задачи, стоящие перед современной школой.
Во-первых, она изменяет суть преподавания: ученик не воспринимает
«готовый» материал, а находит его и работает с ним сам; учитель же руководит, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося.
Во-вторых, доля самостоятельности ученика в учебной деятельности увеличивается, что в сою очередь повышает качество обучения и делает знания учащегося более прочными.
В-третьих, результатом исследовательской деятельности становится определённый «продукт»: доклад, реферат, исследовательская работа, проект, макет, изделие, выполненное руками учащегося и т.п. Всё это позволяет исследователю заявить о себе, представить свою работу не только на уроке, но и на конкурсе, фестивале, семинаре, научно-практической конференции.
Участие в подобных мероприятиях способствует социализации школьников, реализации их потенциала, определению профиля обучения на старшей ступени и, как следствие, – правильному выбору профессию.
На уроке литературы или русского языка исследовательская деятельность может быть как отдельным этапом (как метод на этапе объяснения материала или выполнения домашнего задания), так и занимать весь урок, превращая его в урок-исследование, и даже проходить через всю тему, охватывая целый ряд уроков.
Исследовательская работа требует максимальной самодисциплины и самостоятельности от учащегося.
Продвигаясь в исследовании, учащийся делает проверку и оценку своего текущего интереса. В процессе исследования формируется умение работать с различными источниками информации, делать соответствующие ссылки, осуществлять выбор значимого содержания из имеющегося информационного массива.
В настоящее время глобализация является одним из главных процессов развития общества, но многие учёные, оценивая его положительные стороны, выражают опасения относительно результатов данного процесса в области культуры, в первую очередь, в сохранении родных языков и национальной самобытности.
Состояние русского языка и науки о нём вызывают тревогу и обеспокоенность, а забота о русском языке должна быть важнейшим социальным и политическим вопросом. Именно поэтому обращение к жизни русского языка как основе бытия нашего народа, осознанное и целенаправленное изучение русского языка и обучение ему как родному, второму родному, также распространение его в мире, непременное и первостепенное условие сохранения русской цивилизации.
Для того чтобы пробудить интерес ребёнка к изучению языка, уроки, прежде всего, должны быть интересными, вызывать положительные эмоции, быть увлекательными с использованием занимательных заданий и упражнений, творческих работ для развития устной и письменной речи. Одним из способов реализации данной задачи, на мой взгляд, является обучение детей умениям научно-исследовательской деятельности, направленной на изучение и сохранение русского языка, поскольку это метод работы в современной школе помогает достижению следующих результатов:
научить себя учиться, что способствует саморазвитию;
утвердить себя в своих глазах и в глазах других людей, что способствует самоутверждению;
найти себя, что будет способствовать самоопределению;
реализовать себя, что способствует самореализации;
научиться управлять собой, что способствует саморегуляции и самовоспитанию.
Научно-исследовательская деятельность в школе должна быть организована педагогом таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении с одноклассниками, учителями, социумом. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, дети овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
Организация научно-исследовательской деятельности педагогом должна обеспечивать сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности должны быть востребованы практически любые
способности детей, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Проектное исследование элементарного уровня проводится в несколько этапов по определенному плану:
первый этап – подготовительный – выбор темы – формулирование целей – составление плана исследования;
второй этап – основной – сбор материала – обобщение полученных данных;
третий этап – заключительный – представление результатов исследования – обмен мнениями
На первом этапе определяется область исследования, формируются цели и задачи под руководством учителя. Далее выбираются приемы и способы, которыми будут пользоваться исследователи: наблюдение, сравнение, выделение главного, анализ и синтез и т. д.
На втором этапе учащиеся работают с научной и художественной литературой, сопоставляют свои знания с данными научного источника, отбирают наиболее интересный материал, структурируют собранный материал, отбирают главное и второстепенное. Для работы дети используют различные словари: толковые, синонимов, антонимов, иностранных слов, крылатых выражений, сборники загадок, пословиц и поговорок и другие источники, например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И Даля,
«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой,
«Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка» В. В. Лопатина, Л. Е. Лопатиной.
Третий этап – заключительный, представление результатов исследования или этап защиты проекта. Докладчик/докладчики стараются изложить суть исследования точно, ярко, доходчиво, используя все свои достижения.
Основные виды исследовательской деятельности
В настоящее время выделяется несколько основных видов исследовательской деятельности в общеобразовательной организации, и роль учителя в каждом из них различна.
Учебно-исследовательская деятельность – творческая самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на решение исследовательских задач и формирование исследовательских умений, в процессе которой происходит развитие личности учащегося, открытие им субъективно нового научного знания. Целью учебно-исследовательской работы учащихся в общеобразовательной организации является переход от усвоения готовых знаний к овладению методами самостоятельного получения новых знаний и переработки полученной информации. Учитель здесь – организатор такой деятельности.
Исследовательская проектная деятельность, продуктом которой является исследовательский труд: реферат, доклад, статья и другое, то есть результат исследовательского труда. Проектно-исследовательская деятельность позволяет, во-первых, связать теорию с практикой и уровнем подготовки
учащихся; во-вторых, объединить интересы школьников; в-третьих, достигнуть высокой степени усвоения учебного материала. В этом случае учитель выступает в роли научного руководителя.
Научно-исследовательская деятельность – такая работа учащихся, которая обнаруживает самостоятельное творческое исследование темы. В этом случае учитель выступает в роли консультанта.
Исследовательская практика – деятельность учащихся в средовых условиях, требующих исследовательского подхода. Исследовательская практика вводится с целью создания условий для приобретения учащимися исследовательских умений и навыков в решении общественно значимых проблем. Учитель здесь – организатор практики.
Организуя учебно-исследовательскую деятельность обучающихся необходимо следовать методологии исследования. Под руководством учителя ребенок определяет проблему учебного исследования и намечает пути ее решения. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными, интересными, личностно значимыми для юного исследователя, работа должна выполняться им добровольно с обязательным обеспечением необходимого комплекса вспомогательного материала, оборудования и средств. Учитель направляет мысли и работу ученика, а ребенок самостоятельно пытается находить ответы, проверять их правильность и правдивость при помощи уже имеющихся знаний, старается делать выводы. Полученную информацию юный исследователь может применить при решении уже новой задачи, сравнивая и собирая в единое целое. Но результат этой деятельности возможен лишь только при внимательном отношении педагога, опирающегося на особенности развития каждого ученика.
Итогом исследовательской работы и одним из значимых для юных исследователей этапом обучения является выступление на конференции. Выступления на конференциях дают возможность учащимся научиться отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать других, вести конструктивный диалог. В отличие от конференции для взрослых, на детской конференции необходимо создать для каждого участника «ситуацию успеха».
Организация исследовательской деятельности
Существенно изменившая система образования требует от учителя пересмотреть формы и методы преподавания учебных дисциплин. Соответственно, задача учителя не только перевести сложившуюся веками систему образования в инновационное пространство, отвечающее социальному запросу общества, но и созданию новой модели ученика, адаптированной к новым условиям обучения.
Прежде чем внедрять что-то новое в процесс образования, учитель должен хорошо себе представлять саму суть этого нового введения, уметь предугадывать, предполагать результаты своей творческой работы. Чтобы учить детей творить, учителю в первую очередь самому нужно быть творцом своей деятельности, самому учиться делать открытия и вести за собой ребят.
Только личность, умеющая заинтересовать и повести за собой, сможет добиться хороших результатов в процессе учёбы.
Включая ребят в активную исследовательскую деятельность необходимо учитывать способности учащихся, их умение решать проблемные ситуации. На уроках – исследованиях организуется или индивидуальная, или групповая работа. Это зависит от особенностей класса. Уроки – исследования заставляют учащихся самостоятельно мыслить, рассуждать, сопоставлять языковые факты, делать выводы.
При организации учебной деятельности, учитель должен работать над формированием у учащихся следующих умений:
умение организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы);
умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, планирование этапов исследования, поиск информации, подбор методов решения проблемы);
умение работать с источниками информации (интернет, словари, энциклопедии, научные статьи, детские газеты и журналы, школьные учебники, телепередачи, кино);
умение представить результаты своей творческой работы, выполнение требований к речи выступающего, грамотное построение выступления, оформление работ (проектов) в рукописном, печатном, электронном, художественном или др. вариантах.
Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью, научится мыслить, анализировать, делать выводы, прогнозировать.
Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы
Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для формирования исследовательских навыков у школьников. Отсутствие желания читать, узкий кругозор, слабо развитые коммуникативные навыки, отсутствие навыков анализа и обобщения - проблемы, с которыми сталкиваемся на своих уроках мы, учителя-словесники. Используя метод проектов, развиваю исследовательские навыки своих учеников, тем самым решая вышеперечисленные проблемы. Естественно, помогают в этом уроки нетрадиционных жанров. Можно с уверенностью сказать, что состояние современного языка, процессы, которые в нём происходят, интересны школьникам. Компьютерная лексика и жаргон на страницах молодежных изданий, внедрение латинских символов в русскую графику, бизнес-лексика, политическая метафора в зеркале времени – все это интересно старшеклассникам. Трактовка правил в веселой, запоминающейся форме (стихи, сказки, анекдоты) – все это интересно ученикам 5-6 классов.
Для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Ведь здесь в арсенале могут быть разнообразные формы: урок-творческий отчет, урок-защита идей, урок-ролевая игра, урок-семинар, урок-защита диссертации, урок-конференция, урок - круглый стол и т. д.
Часто на уроке можно применять познавательные и лингвистические задачи, задания творческого характера, исследовательские задания.
Основные виды и приемы исследовательской деятельности учащихся, используемые на уроках русского языка и литературы
«Слово - магнит» (от слова – к собственному тексту).
Этот оригинальный прием позволяет по-новому представить слово (с позиций нравственно-эстетических, человеческих), рассмотреть его в структуре собственного письменного текста. Объяснение учителя перед выполнением задания в 5 классе может быть таким:
– Язык (средство общения, с помощью которого мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся с вопросом, передает и получаем информацию) может быть добрым другом и – злым, жестоким, коварным врагом. Мы говорим: слово - друг и враг, словом можно излечить и ранить. А как вы думаете: в каких жизненных ситуациях слово приносить нам пользу, а в каких - вред? Слово – это живое существо, способное, как и человек, радоваться, грустить, обижаться, упрямиться. Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер, своя душа. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь. Давайте договоримся отмечать добрые слова знаком «плюс», а злые – знаком «минус». Произнесите любое слово и запишите его. Как вы считаете доброе оно или злое? Какой у него знак: «+» или «-»? Что помогло вам сделать такой вывод? А теперь немного пофантазируйте и представьте, что произнесенное и записанное слово превратилось в… Магнит. Это слово-магнит может притягивать, присоединять к себе другие слова. Назовите возможные слова, которые могут притягиваться к вашему слову-магниту…. Обратите внимание на то, что совсем как в жизни, все доброе, положительное тянется к такому же доброму, светлому. Притягивающиеся слова могут принадлежать к разным частям речи. У вас должно получиться целое «поле слов». Вы как бы подготовили строительный материал («речевые кирпичики») для строительства целого здания – составления своего письменного текста. Вот как справился с этим заданием один из учащихся 5 класса, который в качестве слова-магнита выбрал слово мама: мама «+»; поле слов - добрая, ласковая, семья, заботиться, работает, люблю, родной, дорогой, жизнь, помогает. Опираясь, на свое «поле слов» он придумал вот такой текст: «Мама всегда добрая и ласковая. Она заботится о всей нашей семье. Мама много работает, чтобы у нас было все необходимое. Я очень люблю свою маму, это для меня самый родной и дорогой человек. Мама подарила мне жизнь, она всегда и во всем мне помогает». А вот уже какое слово-магнит выбрал этот же ученик в 6 классе. Радость «+», поле
слов: хорошо, не болеет, не ссорится, улыбается, семья, спорт, беда, горе, веселое настроение. Текст получился таким:
«Радость – это всегда хорошо. Хорошо, когда никто не болеет, когда никто не ссорится, когда все вокруг улыбаются. Радость – это то, что у меня есть моя любимая семья: мама, папа и брат. Радость – это возможность заниматься моим любимым лыжным спортом. Радость – это когда нет никакой беды и горя, когда у тебя всегда веселое настроение».
«Я чувствую, что я… (рассказ-фантазия)
Большинство учеников любят фантазировать (фантазия – от греческого слова, означающее «творческое воображение, мечта, выдумка»), поэтому просто необходимо иногда предложить ребенку: «Пофантазируй. Представь, что ты превратился в дом, или в зеркало, или мяч, дорогу, школу, солнце, цветок, слезу и т. д.» Превратившись в столь неожиданный предмет, что ты чувствуешь, ощущаешь? Каковы будут твои действия? Постарайся записать свои мысли в виде маленького рассказа. Пример того, что ощутила пятиклассница, превратившись в цветок:
«Я чувствую, что я сейчас цветок. Я – роза. У меня красивые красные, нежные лепестки. Меня любят, за мной ухаживают. Все мной любуются и все время хотят сорвать. Но у меня есть шипы, которые могут больно уколоть. Рвать меня не надо, мной надо любоваться».
А вот какими ощущениями поделилась девятиклассница, превратившись в зеркало:
«Я – зеркало. Во мне отражается все вокруг. Но особенно любят смотреться в меня люди. Каждый из них мечтает там увидеть себя: самого красивого, самого любимого, самого интересного, в общем, самого, самого, самого….
Быть зеркалом – это очень трудная работа, тяжелый труд. Ведь за весь свой «зеркальный век» приходится отражать не только счастливые улыбки и довольные лица, но и угрюмые физиономии, слезы отчаяния, истерики, гнев. Но я не волшебное зеркало, я не могу некрасивого сделать красивым, а старого – молодым. Я не могу стать «лживым стеклом», потому что мое предназначение – искренне и правдиво отражать все увиденное мной».
Сочинения-миниатюры на свободную тему.
Использование такого рода творческих заданий является своеобразным мостиком в подготовке учащихся к более серьезной исследовательской деятельности на уроке русского языка. Пример тем, которые можно предложить для написания сочинения:
Какое слово меня больше всего обижает и какое радует?
О чём рассказал мне сон.
Много ли человеку надо?
Всё ли покупается и продается?
Что вызывает улыбку?
Прием «Учебная цепочка».
Применять данный прием можно двумя способами.
Первый способ предлагает учащимся одному за другим составлять характеристику какого-то языкового явления. Так, вспоминая, что они знают об имени прилагательном, ученики 5 класса говорят: «Отвечает на вопросы какой? чей?, «Обозначает признак предмета», «Изменяется по числам» и т. д. Учитель должен быть готов к тому, что ученики могут не сразу вспомнить самые существенные характеристики, но в ходе уточнений появляются важные детали, которые в итоге учащиеся должны обобщать.
Второй способ предполагает, что учитель сам начинает цепочку, задавая вопрос по определенной теме; ученик, ответивший на вопрос учителя, сам задает вопрос следующему ученику и т. д.
Прием «Лови ошибку».
Наиболее уместно использовать данный прем на обобщающих уроках или на уроках подготовки к контрольной работе. Здесь можно широко использовать материал текстовых заданий по русскому языку. Учитель намеренно допускает ошибки.
Например, он утверждает: «Все глаголы изменяются по родам».
При выполнении данной работы нужно, чтобы ученики рассуждали вслух, как бы сомневаясь в том или ином ходе рассуждений, побуждая ребят к поиску правильного решения, ответа.
Прием «Кластер».
Этот прием активно использует возможность группирования всего изученного в определенные блоки и расположение их вокруг ключевого слова. Этот вид работы можно использовать после изучения какого-то раздела или темы.
Одним из необходимых условий организации исследовательской работы учащихся на уроке является наличие между учителем и учеником постоянной обратной связи. Учащиеся смогут самостоятельно сформулировать цели урока, поставить задачи, которые они будут решать в процессе урока, выявить проблему и найти методы ее исследования, обобщить результаты и сделать выводы.
Составление коллективного сборника «Этимология фамилий русских писателей».
При изучении биографических данных учащимся интересно узнать не только о самом писателе, но и о его предках. Фамилия человека может много рассказать о его родословной. Обратившись к «Лермонтовской энциклопедии» (М.,1981), учащиеся установили шотландское происхождение рода Лермонтовых. Узнали, что родоначальником русской ветви Лермонтовых является Георг (Юрья) Лермонт, служивший с 1613 года в рядах Московских войск, а дальними родственниками М.Ю.Лермонтова являются популярный в XII веке шотландский бард Томас Лермонт и знаменитый английский поэт Дж. Г. Байрон – потомок Томаса Лермонта.
Урок – групповое исследование на тему «Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф. Тютчева» (10 класс).
Учебное исследование способно «осветлить» атмосферу уроков литературы, воздействовать на все стороны, все приемы преподавания. Анализ
художественного текста можно проводить как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, полезных, пусть неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину.
Прием «Инсерт».
Учащимся необходимо прочесть текст и сделать в нем определенные пометки в соответствии со своими знаниями и пониманием. Дополнять работу можно заданием: составить вопросы, расширяющие знания (прямые ответы на эти вопросы в тексте отсутствуют и требуют дополнительной информации), а также вопросы проблемного характера.
Не все можно сделать и успеть на уроке. Но часть исследовательского поиска можно перенести на факультативные курсы, в кружки, на индивидуальные и групповые внеклассные занятия.
Также при анализе литературных произведений целесообразно также применять такой исследовательский приём, как составление кластера (условной схемы, логически связывающей между собой определённые понятия). Так, используя данный приём, в ходе урока в 7 классе по теме: «Трагизм конфликта отца и сына в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Столкновение любви и долга в душах героев», обучающиеся, разбирая сцену последней встречи Тараса и Андрия, могут раскрыть тему с максимальной точностью. Основа данного кластера – ключевые слова «патриотизм - предательство», к которым были логически подобраны другие понятия, словосочетания, отражающие основной смысл противопоставления. Использование кластера дало возможность подойти к решению проблемы столкновения любви и долга в душах Тараса Бульбы и его сыновей через антитезу «патриотизм – предательство». Патриотизм: путь верного воина, преданность товариществу и Отчизне, не
«найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!» бесстрашная борьба против врагов отчизны, безграничная любовь и преданность отчизне, патриот – человек с железной волей, щедрой душой и неукротимой ненавистью к врагам своей Отчизны, живёт, как богатырь, умирает, как исполин. Предательство: страшный грех, непростительное преступление, измена товарищам, Отчизне, христианской вере, самому себе, личный выбор, ставший трагедией, отказ от матери и Отчизны ради любви и спасения от голодной смерти прекрасной полячки. Время, в котором жил Андрий, исключало возможность проявления сильных чувств. Его душа жаждала любви, долг требовал верности Родине. В заключение был сделан вывод о нравственных уроках повести Н.В.Гоголя: Тарас Бульба, Остап прошли через муки пыток и погибли, защищая от врагов родную землю и христианскую веру. Родина – святыня, без которых человек не может жить.
Эффективным средством, формирующим исследовательские умения обучающихся и позволяющим раскрыться каждому ученику, является работа в группах. На уроке по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо» обучающимся 5 класса можно предложить следующую работу в группах:
Группа 1 – историки – исследователи (работают с творческой историей произведения, авторским замыслом, прототипом героя).
Группа 2 – географы – исследователи (рассказывают о месте, где мог бы расположиться выдуманный Д. Дефо остров).
Группа 3 – творцы (готовят сжатый пересказ главы текста из учебника). Группа 4 – литературоведы (составляют викторину по произведению).
Группа 5 – корректоры (исправляют ошибки, связанные с неверно использованной информацией, задают вопросы по ходу выступления обучающихся).
В старших классах исследовательская деятельность на уроке литературы опирается уже на проблемный анализ. Обучающимся предлагается прочесть произведение и установить, какие проблемы в нем освещаются (философские, социальные, морально-этические), чётко сформулировать их. Учитель должен идти на урок литературы в старшие классы не с темой, а проблемой, которую необходимо решить. Теперь литературное произведение становится средством для решения нравственных, религиозных, экологических вопросов. Пример: на заключительном уроке литературы в 10 классе по драме А. Н. Островского
«Гроза» перед обучающимися ставится проблема: «Кто же Катерина Кабанова: страшная грешница, роковая женщина или цельная натура?».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование исследовательских технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Таким образом, приобщение учащихся к проведению исследований художественных текстов на уроках литературы, русского языка и во внеурочное время способствует воспитанию активности личности в самостоятельном обучении и как следствие – её творческую самореализацию.
Исследовательская деятельность в школе, принося радость совместного поиска решения поставленной проблемы, помогает «расти» и учителю, и ученику.
Целесообразность использования проектно-исследовательской технологии:
значительное увеличение самостоятельной работы;
повышение мотивации учащихся в учебе;
возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
активизация познавательных интересов учащихся;
повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы;
предоставление каждому возможности самореализации;
развитие творческих способностей;
вовлечение всех в коллективную мыслительную деятельность;
развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.
Литература
Атаева Х. К. Проектная деятельность на занятиях русского языка в вузе / Х. К.Атаева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. –
№ 10.2.
Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М. : Просвещение, 2013. – 175 с.
Васильева И. В. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках реализации ФГОС // Молодой ученый. – 2015. – № 14.1. – с. 78–82.
Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л. С.Выготский – М. : Книга по Требованию, 2013. – 135 с.
Давлеткиреева Р. М. Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка как один из методов изучения и сохранения родного языка в современной школе / Р.М. Давлеткиреева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 49 (391). – С. 376-378.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М. : Народное образование, 1998.– 256 с.
Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Дутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина, Т. Б. Казачкова, О. Н.К рылова, И. В. Муштавинская. – СПб. : КАРО, 2014. – 176 с.
Приложение 1
Упражнения на формирование исследовательских умений и навыков на уроках русского языка и литературы
Развитие умения видеть проблему и анализировать:
Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова «зверь», 2-й звук от слова «береза», звук, который повторяется дважды в слове «вокруг», и безударный гласный от слова «свекла».
Какое слово у вас получилось? Подберите к нему 3 однокоренных слова.
Развитие умения анализировать, делать умозаключения и выводы:
Старый дуб весь пр. .ображе(н, нн)ый раскинувшись шатром сочной темной зел..н.. млел чуть колыхаясь в лучах в..черн.. солнца. (Ни, не) корявых пальц..в, (не, ни) б..лячек (не, ни) старого горя и (не)доверия (не, ни)чего (не)было видно. Скво..ь жестк.. кору пробились без сучков соч(?)ные м..лодые листья так что верить нельзя было что это старик произвел их. Да это тот самый дуб подумал князь Андрей и на него вдруг нашло бе..причи(н, нн).. весе(н, нн).. чу(?)ство радост.. и обн..вления. Все лучш.. минуты его жизн.. вдруг в одно и то(же) время вспомнились ему.
(Л.Н.Толстой) Учащиеся получают структурно-смысловую схему к данному тексту:
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Прочитайте.
Определите стиль и тип речи.
Подберите к тексту заголовок.
Какие изобразительные средства языка использовал автор?
Составьте схему второго предложения.
Укажите по одному словосочетанию с разными видами связи.
Найдите в тексте два слова, в которых букв больше, чем звуков. Чем объясняется это несоответствие звукового и буквенного состава слов?
Разберите по составу слово бе..причи(н, нн)ое. Запишите два слова с таким же составом морфем.
Укажите, какие знания необходимы для того, чтобы правильно расставить знаки препинания в первом предложении?
Объясните употребление не - ни и н - нн.
Объясните написание приставок с пропущенными буквами.
Выполняя комплексный анализ текста, учащиеся повторяют и вспоминают сведения из различных разделов языкознания: от лексики до синтаксиса. Вообще, в заданиях такого вида развивается не только умение анализировать, учащиеся учатся видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учатся наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст. Научившись же осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, учащиеся развивают и свои собственные умения создания связных текстов.
Развитие умения давать определения понятиям:
Чтобы учащиеся поняли значимость определений, можно воспользоваться таким заданием (всем известным приемом):
- На Землю прилетели инопланетяне. Они ничего не знают о нашем мире и ничего не видели. Расскажите им как можно понятнее и короче, что такое:
а) орфоэпия, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, лексика;
б) звуки речи, корень, приставка, имя существительное, глагол, местоимение, главные и второстепенные члены предложения.
Для того чтобы учиться определять понятия, можно воспользоваться простыми приемами: описание, характеристика, разъяснения посредством примера, наблюдения, сравнения, различия, обобщение, загадка как определение понятий и другие.
Развитие умения классифицировать:
Для развития такого рода умений можно использовать простые задания вида: «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Найди ошибки и прокомментируй их» и другие.
Более сложные задания используются для формирования умения делить объекты на классы по заданному основанию:
Линейка, карандаш, курица, липа, лампа, нож, нос, кот, вата.
Коса, дом, солнце, облако, собака, норка, гнездо, орех, нож, пенал, мышь, окно.
Развитие умения задавать вопросы:
Стратегия «Вопросительные слова».
Привести пример использования данной стратегии на уроке литературы при изучении рассказа И.С. Тургенева «Муму», когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме и ориентируются в изучаемом материале.
«Вопросительные слова» помогают им создать так называемое «поле интереса».
Учитель просит учащихся вспомнить имена героев или эпизоды рассказа
«Муму» и записать их в правую колонку двухчастной таблицы. В левую же часть ученики записывают различные вопросительные слова (не менее 8-10). После этого предлагается сформулировать как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Учащиеся не должны знать ответы на свои вопросы. Получится несколько списков самых разных вопросов. Эту работу можно выполнять индивидуально или в парах.
Вопросительные слова | Герои |
Как? | Барыня |
Что? | Герасим |
Где? | Муму |
Почему? | Капитон Климов |
Сколько? | Женитьба Капитона на Татьяне |
Откуда? | Гаврила |
Какой? | Кастелянша |
Зачем? | Харитон |
Каким образом? | Любовь Любимовна |
Какая взаимосвязь? | Герасим и Муму в трактире |
Примеры вопросов: «Почему Герасим утопил Муму сам?», «Зачем автор рядом с барыней показал Любовь Любимовну?» и другие.
Стратегия «Толстые и тонкие вопросы».
Достаточно взглянуть на эту таблицу, чтобы понять сущность этого приема.
? | ? |
В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, обстоятельный ответ. Например: «Чем отличаются волшебные сказки от бытовых?» | В эту графу мы записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ. Например: «Что такое сказка?» |
Умение составлять на основании письменного текста таблицы, схемы, графики:
На уроках русского языка при формировании орфографических навыков можно использовать таблицы-схемы. Таблица предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию. Вот пример таблицы, которую можно найти в УМК В.В.Бабайцевой и которую учащиеся знают ещё с начальной школы.
Схемы, составленные при изучении новой орфограммы, также способствуют формированию грамотного письма. Схемы сначала даёт учитель и учит их читать, т. е. составлять текст по этой схеме.
Вот пример схемы, которую можно составить при изучении корней с чередованием.
Отсюда вытекает задание: сформулировать правило правописания корней с чередованием -лаг- / -лож-, -кас- / -кос-.
Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать её содержание словами.
Подкрепите примерами каждое положение схемы.
Попытайтесь с помощью схемы записать коротко содержание орфографического правила.
Рассмотрите схему. Что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок на это орфографическое правило? Помогла ли вам ответить на этот вопрос схема?
Какие сведения являются главными для этого орфографического правила? Как они отражены в схеме?
Учащиеся формулируют правило, а потом сверят свою формулировку с правилом в учебнике. После этого задание усложняется: берётся правило и составляется схема.
Итак, схема как форма наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая дается параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала, сколько ключом к решению практических задач. Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, умения в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.
Развитие умения выдвигать гипотезы:
Всем известно, что на уроках литературы при изучении объемных произведений можно использовать не только книжный текст, но и просмотр эпизодов экранизаций этих произведений. На этом этапе можно воспользоваться упражнением «Стоп-кадр»:
Выбрать видеосюжет с конкретной ситуацией. Эпизод должен быть законченным.
Объясните учащимся, что будете работать с кнопкой «Стоп» и задавать вопросы по сюжету.
Фрагмент демонстрируется со звуком и изображением. Далее нажимаем на кнопку «Стоп» в том месте, которое заранее определили. Учащиеся выполняют задание.
Варианты заданий:
О чем говорят герои? (учащиеся предугадывают диалог)
Что же будет дальше? (На экране представлен диалог между двумя героями. Нажать кнопку, когда прозвучит вопрос одного из героев. Предложить учащимся придумать ответ и последующие события.)
Приложение 2
Методические приёмы, задания исследовательского характера
Продуктивно использование мини-исследований, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, реализуют творческий потенциал каждого ребёнка на уроках литературы. Такие исследования занимают небольшое количество учебного времени (максимум – 15 минут, если они носят характер контрольной работы); они могут быть как индивидуальными, так и проводиться группами учащихся.
Например, при изучении творчества С.А.Есенина, разработать урок
«Судьба поэта. Глубокое чувство родной природы», на завершающем этапе урока запланировать мини-исследования.
й вариант
Составить палитру есенинской цветописи стихотворений: «Гой ты, Русь моя родная...», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха...», «Разбуди меня завтра рано...»,
«Пантократор» (гл. 4), «О красном вечере задумалась дорога...», «Осень», «Вот оно, глупое счастье...», «Закружилась листва золотая», «По-осеннему кычет сова...», «3аметался пожар голубой...», «Мне грустно на тебя смотреть», «Я покинул родимый дом.. », «Я последний поэт деревни... ».
Перед выполнением даётся рекомендация: достаточно рассмотреть 7 стихотворений (на выбор); ход исследования представить словесно или графически; работу завершить выводом.
й вариант
Исследовать, какую роль в стихах Есенина игpает образ дерева (рассмотреть 4-5 стихотворений): «Зелёная причёска...», «Я покинул родимый дом...», «Хорошо под осеннюю свежесть...», «По-осеннему кычет сова...»,
«Клён ты мой опавший, клён заледенелый...», «Сестре Шуре» («Ты запой мне ту песню...»), «Этой грусти теперь не рассыпать...», «Певущий зов».
Рекомендация: исследование можно проводить в двух направлениях: определить частотность наименований деревьев (какие деревья чаще всего упоминаются, почему?) или выделить семантическую и стилистическую роль образа дерева. Сделать выводы.
Работа над выразительным чтением:
логическое ударение на ключевые слова. Исследователи ставят цель – выразительное чтение произведения. Выдвигают гипотезу: как следует читать, с какой интонацией, в каком тоне. На каких словах необходимо акцентировать внимание слушателя. Почему. Эта работа, конечно же, начинается с определения темы и проблемы текста, поиска изобразительно-выразительных средств, которые использовал автор. Как итог – ответ: на что нацелены все перечисленные средства изобразительности.
Целесообразно организовать работу в группах, чтобы в конце урока были элементы концерта, этап рефлексии, на котором ребята сами подвели бы итог: у кого получилось лучше, кто подошёл ближе к реализации авторского замысла. Важно правильно расставить акценты: сравнить, как получалось чтение до анализа и после, показывая естественный рост каждой группы.
Выразительный пересказ – позволяет охватить большой объем текста в сжатом виде.
Работа над датами – с кем из современников мог дружить писатель, где, в каких журналах печатался, в каких событиях общественной жизни участвовал, какие проблемы своего времени поднял в творчестве.
Работа с краеведческим материалом. В соответствии со стандартами второго поколения выпускник школы должен осознавать судьбу Родины, как свою собственную. Это результат, к которому стремится педагоги. В этом плане проводится постоянная работа по патриотическому воспитанию. В 5-7 классах мы на уроках развития речи пишем сочинения по теме. Учащиеся собирают богатый исследовательский материал по истории своего края, своей семьи, знакомятся с героическим прошлым, извлекают уроки мудрости, человечности. Так, казалось бы, самая традиционная форма работы – сочинение, приобретает черты исследования, становится значимой и интересной.
Для домашней работы исследовательского характера можно предложить следующие задания:
подобрать доказательства к данному тезису: «Обладающие сжатостью и стройностью, конструкции с обособленными определениями широко применяются в художественной литературе при описании природы, персонажей»;
составить обобщающую таблицу «Правописание НЕ с различными частями речи»;
подготовить сообщение «Словари русского языка»;
составить словарь основных этических форм: обращения, приветствия, прощания, извинения и др. с включением различных моделей речевых ситуаций;
составить словарный диктант на заданную тему;
подготовить сообщение по 2 – 3 источникам на тему «Вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи русского языка» и др.
Приобретенные знания на такой основе обычно оказываются прочными и служат надежной базой для дальнейшего развития учащихся.
Чтобы пробудить интерес к такой деятельности, часто нужно задавать ребятам вопрос ПОЧЕМУ? следующего содержания:
ПОЧЕМУ после шипящих надо писать гласные И, У, А?
ПОЧЕМУ на конце кратких прилагательных после шипящих не пишется Ь знак?
ПОЧЕМУ возникает необходимость изучать правописание приставок ПРИ - и ПРЕ- ?
ПОЧЕМУ изучая правописание О-Ë после шипящих, надо определять часть речи и морфему? и др.
Вопросы ПОЧЕМУ? заставляют задумываться учеников, искать ответ, а некоторые ученики сами готовят занимательные «почемучки».
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие Сущность исследовательского типа Основные виды исследовательской деятельности Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы Основные виды и приемы исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы Заключение Литература Приложения | 3 5 7 9 10 15 16 17-24 |
26