СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология изготовления макета боевого катера ВМФ СССР Малый охотник «МО-4»

Нажмите, чтобы узнать подробности

При изготовлении моделей судов многие судомоделисты используют различные материалы: пластмассы, стеклоткани,  пенопласты и другие материалы, которые легки, водостойки, обладают достаточной прочностью при склеивании.   Создавая свою модель, я ставил перед собой цель сделать её из имеющихся материалов: дерева, пеноплекса, фанеры, картона и хотел доказать, что из этих материалов можно делать неплохие судомодели.

Просмотр содержимого документа
«Технология изготовления макета боевого катера ВМФ СССР Малый охотник «МО-4»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 85 имени Валерия Иванкина











Макет боевого катера ВМФ СССР


Малый охотник «МО-4»










Садриев Даниил Вадимович

ученик 9 – а класса

учитель технологии

Костина Елена Ростиславовна













Краснодар 2024

СОДЕРЖАНИЕ


Ведение

3

1

Выбор и обоснование проекта

4

2

Из истории судомоделирования

4

3

Альтернативные варианты

5

4

История строительства

6

5

Выбор материала, оборудования и инструментов

7

6

Технологический этап выполнения проекта

8


Заключение

10


Список использованной литературы

11



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
























  











ВВЕДЕНИЕ

 

  При изготовлении моделей судов многие судомоделисты используют различные материалы: пластмассы, стеклоткани,  пенопласты и другие материалы, которые легки, водостойки, обладают достаточной прочностью при склеивании.

  Создавая свою модель, я ставил перед собой цель сделать её из имеющихся материалов: дерева, пеноплекса, фанеры, картона и хотел доказать, что из этих материалов можно делать неплохие судомодели.

  Изучив учебную литературу, выполняя эскизы и чертежи, я решал целый ряд задач, направленных:

-   на поиски материалов, из которых нужно было изготовить корпус лодки, рубку, рули, вал, винт, балласт и т.д.;

-  на создание дизайна;

-  на подготовку оборудования, инструментов и приспособлений к работе;

- на выбор и приобретение отделочных материалов.

  Практическое значение проекта состоит в том, что его можно использовать как учебное пособие при обучении судомоделированию, а также как выставочный экспонат       

 
































1 Обоснование проекта



   Перед изучением раздела «Техническое и художественное творчество» нам предложили выбрать проект изделия, которое мы хотели бы изготовить. Приближался праздник 23 февраля и я думал, что подарить своему папе к празднику, а поскольку лучший подарок - это подарок, сделанный своими руками. Вот я и решил сделать  корабль. Но прежде чем создавать такой проект, я долго думал над его дизайном, изучил историческую и техническую литературу, просмотрел подшивку журналов «Моделист- конструктор».

   Кроме   учебно-познавательного значения изделие имеет и практическое применение, является действующей моделью.


2 Из истории судомоделирования


   Согласитесь, мечты о море и его просторах живут в каждом отважном сердце. Жаль, конечно, что редко приходится встречать корабли, подобные тому, на котором капитан Грей увёз красавицу Ассоль. Современный флот выглядит иначе. Большинство кораблей уже не украшают лёгкие паруса и высокие мачты. Однако море продолжает манить захватывающими приключениями

  Сегодня и мы можем прикоснуться к тайне открытий  в мореплавании, занявщись  судомоделированием.   Судомоделирование некоторые считают бесполезной тратой времени, занятием тех, кому больше нечем заниматься. Как правило, так рассуждают люди, которые просто ни разу не пробовали собрать свой корабль. Однако вряд ли найдется человек, который не порадовался бы подаренной модели бригантины или фрегата. Большое количество искусно изготовленных деталей, гармоничность, красота форм надутых ветром парусов делают судомоделирование и судомодели популярными среди самых разных людей - от простых любителей до владельцев богатейших коллекций.

  Судомоделирование имеет давнюю историю. Еще 4000 лет до нашей эры наши пращуры изготовляли из золота и серебра модели судов. Найденные в верховьях реки Ур экспонаты показывают, что старинные модели были ни чуть не хуже сегодняшних аналогов. Конечно, они значительно уступают современным по техническому исполнению, но в то время еще не были развиты ни мореходные пути, ни сами корабли. Первые парусники появились только в начале 15 века, а первые модели - только в начале 17 века.

  Первым человеком, который начал изготовлять модели, и с чьей руки началось судомоделирование, был Финеас Петт, комиссар корабельных доков в Чатеме (Лондон). Он основал контору, которая занималась изготовлением моделей будущих судов. Корабельных дел мастера готовили чертежи, потом по ним изготовляли миниатюрную копию будущего судна. Именно таким образом у мастеров была возможность увидеть погрешности и недостатки. Через пару сотен лет судомоделирование будущих кораблей заменило компьютерное судомоделирование. А из дерева стали делать модели только тех кораблей, которые уже видели свет.

  Многие пришли в судомоделирование довольно странным образом. Оказывается, некоторые храмы Западной Европы изготовлялись с использованием чертежей моделей судов. Вид обычного католического храма представляет собой перевернутое судно. Не менее интересными оказались названия внутренних частей храма. Так продольные балки, которые тянутся вдоль храма и образуют свод, называются неф, что в переводе означает - судно. Всем известное кадило - сосуд для сжигания ладана изготовляют в форме ладьи и называют по-итальянски naveta, а по-немецки wehrauchschiffichen - кораблик для ладана. Таким образом, судомоделирование проникало во многие области культуры и привлекало архитекторов, скульпторов и художников.

  Сегодня, чтобы изготовить уникальную модель корабля, моделисты обращаются к художественным произведениям: картинам художников, описаниям технических особенностей судов в книгах различных авторов. Поэтому судомоделирование это не просто хобби, а полноценный вид искусства, важный не только с культурологической точки зрения, но и исторической.


3 Альтернативные варианты






4 История строительства


Российский военно-морской флот – это мощь, краса и гордость нашего государства. Развитие военно-морского флота способствовало утверждению авторитета России на международной арене. А сколько побед было одержано благодаря нашему военно-морскому флоту! И несомненно то, что Военно-Морской флот – важная составляющая Вооружённых сил Российской Федерации. Но прежде, чем Военно-Морской Флот стал таким мощным и сильным, политические деятели, адмиралы и другие общественные люди нашей страны потратили немало сил на его создание и развитие.

Рисунок 3.1 - Малый охотник «МО-4»


Малый охотник «МО-4» — боевые катера ВМФ СССР. Принимали участие в Великой Отечественной войне. Википедия

Длина: 27 м

Ширина: 4,02 м

Предшествующий тип: МО-2

Последующий тип: ОД-200

Минно-торпедное вооружение: 4 мины КБ-3

Годы постройки: 1936 - 1945 год

Навигационное вооружение: 1 магнитный компас, лаг

Экипаж: 16 человек (2 офицера, 2 мичмана)

Водоизмещение: 56 (полное)

Скорость хода: 27 узлов (максимальная); 16 ...

Осадка: 1,5 м

Спроектированы группой конструкторов под руководством инженера С. В. Пугавко, как дальнейшее развитие охотника типа МО-2. В отличие от МО-2 незначительно увеличили длину и ширину, а также убрали срез палубы в корме, борт уменьшили на 100 мм, к тому же катера получили более мощные главные двигатели, что способствовало увеличению полного хода. В мирное время охотники несли сторожевую службу в составе соединений морпогранохраны НКВД, а в военное время использовались для борьбы с подводными лодками противника в составе ВМФ, а также для охраны водного района (ОВР).

Корпус -гладкопалубный, деревянный. Катер имел трехслойную деревянную обшивку с прокладками из перкаля. Надстройка состояла из боевой рубки и открытого ходового мостика. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 9 отсеков. Катер имел удивительную непотопляемость, бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом. Спасательные средства на катерах представлены одной четырёхвёсельной шлюпкой, расположенной в корме на палубе, и спасательными кругами.

Серийное строительство катеров было развёрнуто на ленинградском заводе НКВД № 5. До начала войны на нём было построено 187 катеров: Морским пограничникам пришлось осваивать морские границы Литвы, Латвии и Эстонии, вошедших в состав СССР в 1940 г. После начала войны с Германией серийное строительство типа МО-4 велось на нескольких заводах страны: № 5, № 345, № 640, астраханской судоверфи Наркомрыбпрома и московской судоверфи Наркомреч-флота. Несмотря на все трудности, в тяжёлые военные годы было построено 74 катера типа МО-4.


Рисунок 3.2 - Малый охотник «МО-4»


Сторожевой катер типа МО-4 (малый охотник за подводными лодками - "Малый охотник") — уникальный памятник военной истории, единственный в Российской Федерации, сохранившийся до наших дней участник Великой Отечественной войны.

Сейчас катер в очень плохом состоянии, находится в музее "Дорога Жизни" в поселке Осиновец (ст. Ладожское Озеро). Катер долгое время находился под открытым небом и сильно пострадал, но сейчас экспонируется в специально построенном павильоне и готовится к реставрации.



5 Выбор материалов, оборудования и инструментов

 

   Для изготовления заграждения я выбрал гвозди, а для изготовления подставки выбрал фанеру 10мм..   Оборудование: верстак столярный, тиски слесарные


Материалы

   Инструменты

1.брусок

2. фанера,

3.пеноплек,

4.ткань

5.гвозди,

6. нитки,

7. шпаклевка

8.краска,

9. клей ПВА


1.  Линейка  

2.    Карандаш

3.    Наждачная бумага

4.    Ножовка

5.Лобзик

6.Молоток

7.Шпатель

8. Ножницы

9. Шило

10. Плоскогубцы

11 .Круглогубцы

12.Кисть



6 Технологический этап выполнения проекта


  При изготовлении изделия использовались следующие соединения: с помощью клея ПВА собирались корпус катера, рубка и подставка для модели. По чертежу выпилил палубу и распорки корабля. Обмакнув ткань в гипс, обтянул тканью (капрон) заготовку и произвожу отделку поверхности лодки шпаклевкой (10 слоёв). Из пластика выпилил лобзиком мелкие делали, шлюпку выпилил из пеноплекса, из бруска вырезал подставки под канистры. Рубку лодки вырезал из картона и склеил. Нанёс клей на основание рубки и приклеил к палубе, забил гвозди по краю и натянул нитки, получив перила.  Покрасил катер. Основание подставки выпилил из остатков фанеры 10мм.




Технические элементы катера

Пояснение к схеме:

I — гюйс-шток со штаговым огнем, 2 — леерное ограждение, 3 — шпиль, 4 — контроллер шпиля, 5 — рубка, 6 — сирена, 7 — антенный ввод, 8 — мачта с ходовыми огнями, 9 — сигнальный прожектор, 10—катерный компас, 11—ветровое стекло, 12—главный магнитный компас, 13 — пенные огнетушители, 14 — лучевая антенна, 15 — лотковый бомбосбрасыватель, 16 — корзина под дымовые шашки, 17 — флагшток с нижним кильватерным огнем, 18 — патрубок газовыхлопа, 19 — привальный брус, 20 — фальшкиль, 21 — иллюминатор, 22 — гребной вал, 23 — кронштейн гребного вала, 24 — гребной винт, 25 — перо руля, 26 — цепной палубный клюз, 27 — цепной стопор Легофа, 28 — футшток, 29 — сходня, 30 — ящик с сигнальными флагами, 31 — шлюпка ял-2, 32 — минные рельсы, 33 — люк, 34 — якорь Холла, 35 — киповая планка, 36 — кнехт, 37 — вывод камбузной дымовой трубы, 38 — дымовая труба, 39 — 45-мм артиллерийское орудие, 40 — кранец первых выстрелов, 41 — люк, 42 — поручень, 43 — спасательный круг, 44 — бортовые отличительные огни, 45 — противопожарный шланг, 46 — машинный телеграф, 47 — веха, 48 — съемный лист над первым машинным отделением, 49 — пулемет ДШК, 50 — вентиляционный раструб, 51 — световой фонарь, 52 — съемный лист над вторым машинным отделением, 53 — вентиляционный раструб, 54 — малые глубинные бомбы, 55 — стеллаж, 56 — большие глубинные бомбы, 57 — морские дымовые шашки (МБДШ).



 

 


 



























ЗАКЛЮЧЕНИЕ 



        Изделие, созданное в результате работы над творческим проектом, представляет собой макет корабля МО-4, который привлекает внимание, его можно использовать в виде наглядного пособия стендовой модели, выставочного экспоната, подарка.

Принимал участие в городском военно-историческом медиафестивале

«Хроника Отечества – как история подлинного патриотизма» - «Великие исторические сражения»

Макет выполнен по современным технологиям,      является продуктом кропотливого ручного труда, требующего неукоснительного соблюдения всего технологического процесса, не рассчитан на массовое изготовление, исполняется индивидуально

Изготовленный макет принесёт радость своим обладателям и станет долгожданным и ценным подарком для всех, кто связал свою жизнь с подводным флотом или мечтает о морских просторах.

        


































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Буров, В. Н. Отечественное военное кораблестроение в третьем столетии своей истории - СПб. : Судостроение, 1995

2.Доценко, В. Д. Флот. Война. Победа. 1941-1945 - СПб. : Судостроение, 1995

3.Платонов, А. В. Энциклопедия советских надводных кораблей. 1941-1945 - СПб. : Полигон, 2002

4.Флот на защите Отечества / под общ. ред. вице-адмирала В. А. Коковина. – СПб. : Судостроение, 2012

5.Широкорад, А. Б. Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 годов : справочник – Минск : ХАРВЕСТ, 2002

6. Гэри Уэйр, Уолтер Бойн Красный прилив = Rising Tide. — М.: Эксмо, 2004.

7.Ильин В., Колесников А. Подводные лодки России. — Москва: АСТ, Астрель, 2002.

8.Военно-морской словарь/Гл. ред. В. Н. Чернавин. Ред. коллегия В. И. Алексин, Г. А. Бондаренко, С. А. Бутов и др. — М.: Воениздат, 1990.

9.Малые охотники типа МО-IV; Автор: Л.Л.Ермаш, В.С.Бирюк; Издательство: Гангут; Год: 1999 г.

Ссылки:
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Охотник_за_подводными_лодками

  • https://soldierweapons.ru/newsi/new/501534-malye-ohotniki-mo-4-moshki.html

  • https://topwar.ru/33943-malye-ohotniki-mo-4-moshki.html




  

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!