Технология критериального и формирующего оценивания.Как сделать оценивание оцениванием для обучения.
Оценивание знаний – важнейший неотъемлемый элемент образовательного процесса для определения степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ. Процесс оценивания актуален во все времена. Это вид деятельности по установлению степени достигнутого учеником путем сравнения с эталоном. Но чтобы это сравнение имело объективный характер, прежде всего должен быть установлен эталон и способы измерения степени его достижения.
Следовательно, прежде всего необходима деятельность, в которой проводится измерение достигнутого.
Объективной оценивающей деятельности предшествует деятельность по объективному измерению достигнутого. Педагогическая наука выработала различные подходы в решении этой проблемы.
В работах В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.М. Фридмана, Ю.Б. Зотова отмечается, что контрольно-оценочная деятельность педагога – это один из этапов образовательной деятельности в учебном процессе. Ш.А. Амонашвили, В.М. Полонский говорят, что оценка – есть процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном1 2. И.П. Подласый утверждает, что можно достаточно точно определить, что конкретно и на каком уровне усвоил учащийся3. О количественном определении усвоения говорит и В.П. Беспалько и предлагает определять коэффициент усвоения по количеству правильно выполненных операций учащимся при сравнении его ответа с эталоном4. Н.В. Селезнев указывает на необходимость организации обучения и оценочной деятельности учащихся как равноправных субъектов учебно-воспитательного процесса. Он доказывает, что оценочная деятельность носит многосторонний характер и должна проводиться как учителем, так и учеником5. И во всех работах выделяются обязательные компоненты оценочной деятельности:
- Определение целей обучения.
- Выбор контрольных заданий, определяющих достижение этих целей.
- Отметка или иной способ выражения результатов проверки.
Следовательно, для осуществления оценочной деятельности учителю необходимо определить предмет оценивания и сопоставить предмет оценки с определенными критериями, то есть объективно измерить достижения ученика.
Таким образом, в современном образовании под оцениванием понимается один или более процессов определения, сбора, накопления и анализа данных, используемых для оценки достижения результатов, целей учебной деятельности6.
Проблема объективного оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе в настоящее время полностью не решена. Ее остро чувствуют не только учителя, но и другие участники образовательного процесса: обучающиеся и родители.
Оценивая знания или умения, учитель часто не может исключить влияния на эту оценку уже имеющихся у него оценок других сторон, свойств и качеств ученика. В оценке появляется субъективный элемент. Это приводит не только к необъективным оценкам, но и порождает, как говорит Шацкий, «тяжелые педагогические явления». «Наши способы оценки учеников являются весьма грубыми … на практике мы очень часто к оценке работы ученика присоединяем и целый ряд суждений, касающихся его внимания, прилежания, лености и т.д. При помощи этих оценок, для которых … нет достаточных оснований, мы даем повод к созданию весьма тяжелых педагогических явлений»7 [с.229-230, 232].
Очень часто у детей появляется обида на необъективность выставления отметок, их необоснованность. Чаще учащиеся не знакомы с критериями учителя или не понимают их. А это может привести к подрыву авторитета учителя, неадекватной самооценке, демотивации к учебной деятельности. Б.Г. Ананьев установил, что среди многочисленных и разнообразных мотивов, побуждающих учебную деятельность учащихся, существенным является оценка учителем усвоенных ими знаний8.
Именно поэтому система оценивания занимает особое место. И поскольку проверять необходимо не только предметные результаты, то становится важным определить критерии, процедуры и формы представления по метапредметным результатам.
Выделяют два вида оценивания: итоговое оценивание, которое выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени и формирующее оценивание. Измерения, проводимые в рамках итогового оценивания, имеют констатирующий характер. В то время как формирующее оценивание – оценивание процесса достижения образовательного результата, в ходе которого становится видимым и понятным прогресс учащегося9. Оно предназначено для определения прироста знаний, умений, способов деятельности в процессе повседневной работы. Встраивается в лично-ориентированное обучение, позволяя отслеживать прогресс каждого ученика, при этом оценивает не только результат но и процесс, позволяя формировать оценочную самостоятельность обучающегося. Дает возможность учителю и ученику корректировать свою учебную деятельность и устранять возможные пробелы и недочеты до проведения итоговой работы. «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост»10 11.
Следовательно, возросший интерес к формирующему оцениванию сегодня обоснован, так как позволяет решать задачи по достижению образовательных результатов ФГОС ООО, а также видеть и корректировать процесс их достижения. Без критериев оценивание предметных и метапредметных учебных достижений, процесс их достижения, сбор информации о протекающем процессе обучения невозможны. Поэтому современное оценивание базируется, прежде всего, на критериальном оценивании.
Само понятие «критерий» означает – признак, эталон, ориентир, правило. Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, чаще коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (обучающимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся12.
В основных принципах критериального оценивания (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание означает такую шкалу (дескрипторы) как определение степени приближения ученика к данной цели.
Среди основных задач критериального оценивания можно выделить следующие:
– определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;
– мотивирование учащихся на развитие умений и навыков широкого спектра для достижения ожидаемых результатов обучения;
– дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;
– обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса13.
В данной методике можно отметить следующие основные преимущества технологии критериального оценивания:
1. Соответствует требованиям к целям основной образовательной программы основного общего образования и задачам оценивания;
2. Облегчает процесс оценивания учителю;
3. Знания всех учеников оценивается объективно в соответствии с составленным критериям оценок, заранее знакомых всем ученикам;
4. Открытость, прозрачность позволяет избегать недопонимания и конфликтной ситуации с учениками, родителями;
5. Дает возможность ученикам заранее предвидеть объем и требования к работе, приучает к самостоятельной подготовке по данному предмету, а также способствует развитию навыков самооценивания.
Критериальное оценивание позволяет14:
Учителям:
Разработать критерии, которые дают возможность увидеть качество результатов;
Использовать разнообразные технологии обучения и иметь инструменты оценивания;
Улучшить качество преподавания за счет возможности анализа усвоения учебного материала каждым учеников, ориентируясь по результатам и критериям;
Вносить корректировки по совершенствованию содержания учебной программы.
Учащимся:
Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности;
Использовать весь спектр собственных знаний для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить;
Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;
Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих одноклассников.
Родителям:
Получать объективные знания об уровне обученности своего ребенка;
Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы.
Социолог Е.Н. Васильева в своих исследованиях одной из причин отставания учащихся в учении называет слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности15.
Самооценка - один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Учащиеся дают себе характеристику собственных результатов, анализируют свои достоинства и недостатки, ищут пути их устранения. Самооценка позволяет увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности.
Критерий к работе дает возможность анализировать и оценивать не только конечные результаты, но и сам процесс работы над ними, развивает навык самооценки у учеников.
Не только педагоги считают, что необходимо регулярно информировать обучающихся о конечном результате в их текущей учебной деятельности. На это есть запрос и самих учеников. К такому выводу в своей работе пришла Н.Л. Галеева16. Анализируя данные, полученные в ходе исследования по учебной мотивации обучающихся, Н.Л. Галеевой было установлено, что некоторые ученики средней школы и почти все ученики старшей школы достигают самого высокого уровня мотивации: социально-духовного или волевого. Наталья Львовна приходит к выводу, что у данной возрастной группы есть потребность в том, чтобы учитель информировал об обязательных результатах обучения, что на уроках должно присутствовать открытое целеполагание на каждый вид деятельности, должны быть созданы условия для самооценки деятельности ученика с целью последующей ее корректировки, что обучение должно быть созвучно с прогнозированием будущей жизнедеятельности обучающихся. Есть основание полагать, что при создании школьникам ситуации в обучении с учетом их потребностей, то есть с учетом уровня мотивации, результаты от такой деятельности будут выше. Большое внимание учителям следует уделять учебной мотивации, т.к. последняя является ведущим и целеобразующим внутренним ресурсом учебно-познавательной деятельности ученика. Об этом же писал еще П. Я. Гальперин, настаивая, что вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения17.
Критериальное оценивание отвечает запросу ученика на информирование об обязательных результатах обучения по данной теме. Оно также позволяет раскрыть смысл определенного вида деятельности на уроке. Оценочный лист, который предлагается ученику, описывает критерии ожидаемых достижений от ученика при осуществлении того или иного учебного задания. Благодаря этому у обучающегося складывается представление о том, как в идеале должен выглядеть конечный результат. По каждому критерию определяется уровень (дескриптор) приближения к данной цели. Ученик самостоятельно может установить соответствие между качеством выполненного и уровнем достижения результата, которое оценивается баллами.
Сумма баллов за каждое отдельное задание в работе и есть конечный результат. Критериальное оценивание применяется в условиях традиционной пятибалльной системе через перевод баллов в текущие отметки по разработанной учителем шкале.
На основании вышеизложенного, ясно, что критериальное оценивание позволяет отслеживать успешность учебной деятельности ученика не только по получению образовательного результата, но и самого процесса его достижения, позволяет формировать у обучающегося навык самооценки и способствует развитию его учебно-познавательной мотивации.
Источники:
1Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. – Москва : Педагогика, 1984. – 296 с.;
2Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т.1 - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/doc8701642_442663506?hash=07819e3bd25e87a8cd&dl=7fa3ef32ff39c40268. Дата обращения 24.10.2017.;
3Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 2 : Теория и технологии обучения : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. И специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 575 с.;
4Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. - 192 с.;
5Современная система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования / авт.-сост. Е.А. Яровая, Н.В. Киселева. – Волгоград : Учитель, 2017. – 56 с.;
6Лебедева М.Б. Учебные ситуации: управляем формированием результата / Лебедева М.Б., Шилова О.Н. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://sites.google.com/site/usocenivanie2/formiruusee-ocenivanie,
7Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 1 /под ред. Н.П. Кузина, М. Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. – М.: Педагогика, 1980. 304 с.;
8Степанова Е. И. Становление психологической школы Б. Г. Ананьева: Памятные даты и события / Е.И. Степанова. – СПб.: Симпозиум, 2003. – 215 с.;
9Безукладников К.Э. Критериальное оценивание образовательных результатов образования: монография / Безукладников К.Э., Красноборова А.А., Крузе Б.А.; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2011. - 127 с.;
10Фишман И.С. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: метод. пособие. / И. С. Фишман, Г. Б. Голуб. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://prohorovaon.files.wordpress.com/2013/01/d184d0b8d188d0bcd0b0d0bd2.pdf, свободный. Дата обращения 10.10.2017.;
11Зотов Ю.Б. / Организация современного урока: кн. для учителя / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Просвещение, 1984. - 144 с.;
12Методические материалы. Концепция внедрения системы критериального оценивания учебных достижений учащихся Автономной Организации Образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://edu.resurs.kz/metod/tehnologiya-kriterialnogo-otsenivaniya-uchaschihsya, свободный. Дата обращения 18.11.2017.;
13Абекова Ж.А. Технология критериального оценивания, методика ее применения в учебном процессе / Абекова Ж.А., Оралбаев А.Б., Бердалиева М., Избасарова Ж.К. // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-2. – С. 215-218;
14Аскарова М. А. О системе критериального оценивания в обучении (из наблюдений опыта учителей на практике в школе) // Молодой ученый. — 2014. — №20.1. — С. 34-36.;
15Васильева Е.Н. Объектно и субъектно-ориентированные case-технологии в социальной работе: учебно-методическое пособие / Васильева Е.Н., Левковская Н.Г. // ФГАОУ ВПО «ВолГУ», Волгоград, 2013. – 77 с.;
16Галеева Н.Л. «Учебно-познавательная мотивация ученика как системообразующий внутренний ресурс его учебного успеха» [Электронный ресурс]. – режим доступа:http://iyazyki.prosv.ru/2012/03/motivation-control/, свободный. Дата обращения 30.11.2017;
17Красноборова А.А. Критериальное оценивание как педагогическая технология // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. часть II. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://sibac.info/conf/pedagog/i/35265, свободный. Дата обращения 17.09.2017.;