СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология критического мышления»

Технология развития критического мыш ления

Технология развития критического мыш ления

Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психолоического подхода.

Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психолоического подхода.

Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления

Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления

ЦЕЛЬ: ОБУЧЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

ЦЕЛЬ:

ОБУЧЕНИЕ,

РАЗВИТИЕ,

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Критическое мышление- направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.

Критическое мышление- направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.

Качества необходимые для использования критического мышления:   1. готовность к планированию;  2. гибкость;  3. настойчивость;  4. готовность исправлять свои ошибки;  5. осознание;  6. поиск компромиссных решений.

Качества необходимые для использования критического мышления: 1. готовность к планированию; 2. гибкость; 3. настойчивость; 4. готовность исправлять свои ошибки; 5. осознание; 6. поиск компромиссных решений.

ЗАДАЧИ  Создание условий для развития креативного мышления школьников путём нестандартной организации учебно-воспитательного процесса   Поддержание стойкого интереса к изучению иностранных языков через практическое применение полученных знаний

ЗАДАЧИ Создание условий для развития креативного мышления школьников путём нестандартной организации учебно-воспитательного процесса Поддержание стойкого интереса к изучению иностранных языков через практическое применение полученных знаний

Теоретическое обоснование В центре внимания- ученик. Технология развития критического мышления способствует развитию его творческих способностей. Глубокое осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт их универсального использования в различных ситуациях.

Теоретическое обоснование

  • В центре внимания- ученик. Технология развития критического мышления способствует развитию его творческих способностей.
  • Глубокое осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт их универсального использования в различных ситуациях.
Технология критического мышления дает ученику:  - повышение эффективности восприятия информации;  - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;  - умение критически мыслить;  - умение ответственно относиться к собственному образованию;  - умение работать в сотрудничестве с другими;  - повышение качества образования учеников;  - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает ученику: - повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования учеников; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю:  - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;  - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;  - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;  - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Технология критического мышления дает учителю: - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Учитель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран:  -  информативный материал, способствующий развитию КМ;  -  метод (отдельный прием, стратегия) занятия. 

Учитель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран: -  информативный материал, способствующий развитию КМ; -  метод (отдельный прием, стратегия) занятия. 

 Данная технология способствует формированию следующих умений :    мыслить логично;  выражать свою мысль, своё мнение связно, четко; запоминать и оценивать факты;  формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом;  уметь отстаивать свою позицию

Данная технология способствует формированию следующих умений :

  • мыслить логично;
  • выражать свою мысль, своё мнение связно, четко;
  • запоминать и оценивать факты;
  • формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом;
  • уметь отстаивать свою позицию
Технология развития критического мышления  Стадии критического мышления: Вызов Осмысление новой информации Рефлексия

Технология развития критического мышления

Стадии критического мышления:

  • Вызов
  • Осмысление новой информации
  • Рефлексия
 Стадия вызова призвана:   - активизировать слабых и сильных,  - формировать мотивацию на учебную деятельность,  -настраивает на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию своей жизненной позиции

Стадия вызова призвана: - активизировать слабых и сильных, - формировать мотивацию на учебную деятельность, -настраивает на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию своей жизненной позиции

ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:  « МОЗГОВОЙ ШТУРМ » , « МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ » , « БИНОМ ФАНТАЗИИ » , « МЕТОД АССОЦИАЦИЙ » ,  « СИНКВЕЙН » , « ЭКСПЕРТИЗА » , « ЛОВИ ОШИБКУ »  « ЗАГАДКА » , ИГРА « КАК ВЫДУМАЕТЕ » , « ИНСЕРТ » , « КЛАСТЕР » , « ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ » ,  « ОЖИВИ КАРТИНУ » , « ЗИГЗАГ » , « БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ » , « ДВУХЧАСТНЫЙ ДНЕВНИК » , « ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ » , ИГРА « ДА-НЕТКА » , « КРУГИ ПО ВОДЕ » , « ВЕРНО – НЕ ВЕРНО » .

ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:

« МОЗГОВОЙ ШТУРМ » , « МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ » ,

« БИНОМ ФАНТАЗИИ » , « МЕТОД АССОЦИАЦИЙ » ,

« СИНКВЕЙН » , « ЭКСПЕРТИЗА » , « ЛОВИ ОШИБКУ »

« ЗАГАДКА » , ИГРА « КАК ВЫДУМАЕТЕ » ,

« ИНСЕРТ » , « КЛАСТЕР » , « ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ » ,

« ОЖИВИ КАРТИНУ » , « ЗИГЗАГ » , « БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ » ,

« ДВУХЧАСТНЫЙ ДНЕВНИК » , « ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ » ,

ИГРА « ДА-НЕТКА » , « КРУГИ ПО ВОДЕ » , « ВЕРНО – НЕ ВЕРНО » .

a famous person  a statesman St. Petersburg What do you know about Peter the Great a tsar fleet a monarch ships

a famous person

a statesman

St. Petersburg

What do you know about

Peter the Great

a tsar

fleet

a monarch

ships

founded St.Petersburg the first Russian emperor tsar for 43 years Peter the Great built a powerful fleet made the army stronger made “a window to Europe” began to trade with other countries

founded St.Petersburg

the first Russian emperor

tsar for 43 years

Peter the Great

built a powerful fleet

made the army stronger

made “a window to Europe”

began to trade with other countries

Синквейн   1. Имя (название, личность, предмет, звание…) 2.  Два прилагательных, описывающих эту личность 3. Описание действий (3 глагола) 4. Фраза из 4 слов, которые выражают сущность 5. Синоним первого слова, который раскрывает суть этого понятия

Синквейн

1.

Имя (название, личность, предмет, звание…)

2.

Два прилагательных, описывающих эту личность

3.

Описание действий (3 глагола)

4.

Фраза из 4 слов, которые выражают сущность

5.

Синоним первого слова, который раскрывает суть этого понятия

Синквейн 1. Имя (название, личность, предмет, звание…) 2.  Peter the Great  Два прилагательных, описываю- щих эту личность 3. Описание действий (3 глагола)  powerful, strong 4.  made, built, improved Фраза из 4 слов, которые выра-жают сущность 5. Синоним первого слова, который раскрывает суть этого понятия  “ a window into Europe”  emperor (tsar , ruler )

Синквейн

1.

Имя (название, личность, предмет, звание…)

2.

Peter the Great

Два прилагательных, описываю-

щих эту личность

3.

Описание действий (3 глагола)

powerful, strong

4.

made, built, improved

Фраза из 4 слов, которые выра-жают сущность

5.

Синоним первого слова, который раскрывает суть этого понятия

“ a window into Europe”

emperor (tsar , ruler )

МЕТОД АССОЦИАЦИЙ a chair, a lamp, a hat, wind. a fridge, a loud speaker, a tape, a TV set. Результат  работы 1 группы : a chair in a form of a hat with a ventilator  on the right and a lamp under the chair. Результат  работы  второй  группы :  a fridge with a loud speaker which informs about condition of the food with an installed tape and a TV set.

МЕТОД АССОЦИАЦИЙ

  • a chair, a lamp, a hat, wind.
  • a fridge, a loud speaker, a tape, a TV set.

Результат работы 1 группы :

a chair in a form of a hat with a ventilator

on the right and a lamp under the chair.

Результат работы второй группы :

a fridge with a loud speaker which informs about condition

of the food with an installed tape and a TV set.

  If I don't leave glass and plastic bottles I can help to protect nature.   If I always turn water off I can help the rivers.   If I don't make campfires but to use a camping stove I can help to protect wildlife.   If I don't wear a fur coat I can help the animals.  MAY BE IF    WILL BE IF  If I don't draw on the trees I can help not to spoil the environment.   If I don't draw on the trees I can help not to spoil the environment.  If I always turn light off I can reduce using electricity. If I sort my litter I can help the environment.

If I don't leave glass and plastic bottles I can help to protect nature.

If I always turn water off I can help the rivers.

If I don't make campfires but to use a camping stove I can help to protect wildlife.

If I don't wear a fur coat I can help the animals.

MAY BE IF WILL BE IF

If I don't draw on the trees I can help not to spoil the environment. 

  • If I don't draw on the trees I can help not to spoil the environment. 

If I always turn light off I can reduce using electricity.

If I sort my litter I can help the environment.

МЕТОД INSER T V Уже знал I have already known it - Это меня удивило It was surprising for me + Новое It was new ? Непонятно или хотите более подробной информации I want to get more information

МЕТОД INSER T

V

Уже знал

I have already known it

-

Это меня удивило

It was surprising for me

+

Новое

It was new

?

Непонятно или хотите более подробной информации

I want to get more information

We never forget to turn off lights and water. Water, heating and electricity are expensive! Our winters aren't very cold, so nobody wears fur coats. If you wear a fur coat, sometimes people from Greenpeace spray your coat with paint.
  • We never forget to turn off lights and water. Water, heating and electricity are expensive!
  • Our winters aren't very cold, so nobody wears fur coats. If you wear a fur coat, sometimes people from Greenpeace spray your coat with paint. "We mustn't kill animals for clothes," they say.
  • We sort our rubbish: there are special containers for paper, tins, food, white glass, brown glass and green glass. After that special factories recycle these materials and people reuse them.
  • We clean up after our dogs with special pooper scoopers. If we don't — the fine is £ 50.
  • We never drop litter in the street. If somebody sees you. you have to pay a fine.
  • When we go camping, we never make campfires. We use camping stoves.
  • A lot of people use public transport . They don't go by cars, because firstly, cars pollute the atmosphere and secondly, because it's very difficult and expensive to park a car in a big city.
БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ ЧТО МНЕ ИЗВЕСТНО ПО ДАННОЙ ТЕМЕ? ЧТО НОВОГО Я УЗНАЛ ИЗ ТЕКСТА ?

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

ЧТО МНЕ ИЗВЕСТНО ПО ДАННОЙ ТЕМЕ?

ЧТО НОВОГО Я УЗНАЛ ИЗ ТЕКСТА ?

КРУГИ ПО ВОДЕ N A T U R E

КРУГИ ПО ВОДЕ

N

A

T

U

R

E

N – nice A – amazing T – tidy U – unusual R – romantic E - exciting

N – nice

A – amazing

T – tidy

U – unusual

R – romantic

E - exciting

TRAVELLING Train Roller-skate Active sport Van Engine Lose way Insect repellent Niagara falls Garage

TRAVELLING

Train

Roller-skate

Active sport

Van

Engine

Lose way

Insect repellent

Niagara falls

Garage

Особенности развитого критического мышления Оценочность Открытость новым идеям Собственное мнение Рефлексия собственных суждений

Особенности развитого критического мышления

  • Оценочность
  • Открытость новым идеям
  • Собственное мнение
  • Рефлексия собственных суждений
Технология критического мышления способствует формированию у учащихся ряда творческих умений:  генерировать идеи;  найти многовариантное решение проблемы;  излагать свою мысль, слушать собеседника и вести дискуссию;  кратко излагать свою мысль

Технология критического мышления способствует формированию у учащихся ряда творческих умений:

  • генерировать идеи;
  • найти многовариантное решение проблемы;
  • излагать свою мысль, слушать собеседника и вести дискуссию;
  • кратко излагать свою мысль
Начало урока Объяснение нового материала кластер Инсерт Закрепле-ние Мозговой штурм Интеллек-туальная разминка Чтение с остановками Повторе-ние Загадка Загадка Круги по воде Рефлексия Мозговой штурм кластер Домашнее задание Дерево предсказа-ний Загадка Круги по воде кластер Ролевая игра Интеллек-туальная разминка Загадка Бином фантазии Метод контроль-ных вопросов Оживи картину кластер Синквейн Инсерт Исследовательский проект Круги по воде Оживи картину Бином фантазии Бином фантазии

Начало урока

Объяснение нового материала

кластер

Инсерт

Закрепле-ние

Мозговой штурм

Интеллек-туальная разминка

Чтение с остановками

Повторе-ние

Загадка

Загадка

Круги по воде

Рефлексия

Мозговой штурм

кластер

Домашнее задание

Дерево предсказа-ний

Загадка

Круги по воде

кластер

Ролевая игра

Интеллек-туальная разминка

Загадка

Бином фантазии

Метод контроль-ных вопросов

Оживи картину

кластер

Синквейн

Инсерт

Исследовательский проект

Круги по воде

Оживи картину

Бином фантазии

Бином фантазии

“ Teachers only open the door but you must enter by yourself” a Chinese proverb

Основные положения технологии развития критического мышления.

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни ( умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др .).

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Признаки критического мышления:

- Формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком.

- Формирование самостоятельного, ответственного мышления.

- Аргументированное мышление (убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения).

- Многогранное мышление (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон).

- Индивидуальное мышление (формирует личностную культуру работы с информацией.

- Социальное мышление (работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия дискуссия).

Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Первая стадия (фаза) - вызов . Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Возможные приёмы и методы:

- составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам;

- систематизация

материала

(графическая):

кластеры, таблицы;

- верные и неверные утверждения;

- перепутанные логические цепочки и т.д.

Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла ). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приёмы и методы: методы активного чтения:

- маркировка с использованием значков « v », «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);

- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Возможные приёмы и методы:

- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы;

- организация устных и письменных круглых столов;

- организация различных видов дискуссий;

- написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).

Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Данная технология удачно согласуется с традиционными формами преподавания, некоторые элементы «Критического мышления» хорошо знакомы российским педагогам, но, в целом, данная разработка является новой для нашей Школы.

Преимущества технологии:

- Повышается ответственность за качество собственного образования.

- Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.

- Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).

- Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

- Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!