«Технология критического мышления» как способ развитие информационной компетенции на уроках истории и обществознания».
В своей педагогической деятельности я столкнулась с проблемой обработки, осмысления, усвоения информации учащимися, поэтому приоритетной задачей в своей работе считаю развитие информационных компетенций. Информационная компетентность является ключевым термином ФГОС ООО и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Исходя из анализа Казанского научно-образовательного центра педагогический исследований, отмечаю, что наиболее продуктивными являются анализ источников, исследовательский, частично-поисковый метод, работа с картой, проектный метод. Проанализировав данную таблицу, я отмечаю, что все эти методы можно реализовать при применении технологии критического мышления.
В современном мире на ребенка идет поток информации, однако, в силу своих психологический особенностей, человек не может ее освоить в полном объеме. Поэтому перед педагогом стоит задача так организовать образовательную деятельность, чтобы формировать у учащихся умение и навыки самостоятельного поиска, умения собирать и анализировать информацию, а так же оценивать, представлять и передавать её. Для реализации предъявляемых требований, в своей педагогической практике я использую технологию «развития критического мышления».
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно – психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году. Изучали ее М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская. Авторами данной технологии являются американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл.
Технология развития критического способствует формированию информационных компетенций учащихся.
Информационная компетенция учащихся включает в себя умение учащихся работать с учебной литературой, умение переводить визуальную информацию в вербальную и наоборот, умение критически мыслить, умение воспринимать информацию из разных источников. Для развития информационых компетенций я использую многие приемы критического мышления, такие как фишбоун, кластер, синквейн и др.
Пример: 6 класс. Тема: «Куликовская битва». После определение темы, ребята определяют проблемную ситуацию «В чем причины победы русских войск в Куликовской битве».
Для решения данной проблемы, которую помещают в голову, учащиеся работают с различными источниками информации ( исторический документ, учебник, энциклопедия история России, стихи Натальи Кончаловской, карта, видеоисточники, веб- квест на моем сайте), анализируют, находят причины победы (помещают на верхние косточки) и аргументированно приводят факты (нижние косточки). В хвосте делают вывод «значение Куликовской битвы для дальнейшего развития русского государства». В данном уроке гармонично соединены несколько методов: анализ источников, исследовательский, поисковый методы, работа с картой. Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать с различными источниками, анализировать текст, выделять основные события, явления в нем и искать их причины, обобщать и самостоятельно делать выводы, способствует формированию информационной компетенции учащихся.
А при узучении данной темы в 10 классе применение технологии критического мышления позволяет существенно расширить поисковую зону и выдвижение новых проблем, часто противоречивых. Сегодня считается, будто Куликово поле расположено между реками Непрядва и Дон, ныне – Тульская область. Однако известно, что никаких следов знаменитой битвы на этом "Куликовом поле" почему-то не обнаружено. Поэтому на самом деле Куликово поле – это «Кулишки» – известное место в пределах современной Москвы. В поисках решения о месте знаменитой битвы необходимо изучить работы историка Гумилева, Ключевского, Рыбакова. Сравнить это с описанием литературных произведений Василия Яна «Хан Батый».
Таким образом, учителю истории необходимо создать условия для формирования у старшеклассников своего мировоззрения и умения анализировать и сопоставлять факты. Этого можно добиться только развитием информационной компетенции
В данном случае развивается умение учащихся сопоставлять различные точки зрения по принципиальным вопросам, самостоятельно делать выводы по нескольким главам, разделу учебника, писать реферат, составлять тезисы выступления, самостоятельно работать в библиотеках и в Интернете, определять категорию научной информации ( гипотеза, проблема, теория)
При изучении темы «Нашествие Батыя на Русь учащимся дается задание. Прочтите отрывок :
«В этот год зимой пришли из восточных стран на Рязанскую землю лесом безбожные татары, и начали завоёвывать Рязанскую землю, и пленили её до Пронска, и взяли всё Рязанское княжество, и сожгли город, и князя убили. А пленных одних распинали. Других расстреливали стрелами. Много святых церквей предали они огню и монастыри сожгли, и сёла, и взяли отовсюду немалую добычу; потом татары подошли к Коломне, и была битва великая…… А татары подошли к Москве; в туже зиму взяли Татары Москву…… Пленив Владимир, пошли эти окаянные на великого князя Георгия. Часть татар пошла к Ростову, другая часть к Ярославлю, а иные на Волгу: в Городец, и пленили они все земли на Волге до самого Галича Мерского; а другие пошли на Переславль, и взяли его, а оттуда пленили все окрестные земли и многие города, вплоть до Торжка Взяли они в один месяц 14 городов, не считая слобод и погостов. »
Выполните задания:
1.Определите жанр
2.Озаглавьте текст
3.Выделите синим цветом последствия монгольского нашествия для власти на Руси, красным для хозяйства и культуры.
4.Рязань, Городец, Москва, Торжок, Новгород, Ярославль, Владимир , Переславль
5. Выберите лишнее и объясните причины
6. Расставьте по хронологии
В ходе этой работы у учащихся развивается умение извлечения информации из текста, анализировать текст, выделять основные события, явления в нем и искать их причины, обобщать и самостоятельно делать выводы.
При изучении темы «Нашествия Батыя на Русь» в 10 классе, учащиеся после определения проблемного вопроса о существованиии трех точек зрения о роли монголо-татар для Руси. Проблемный вопрос: Существуют три точки зрения по поводу роли монголо-татар для Руси.
Эти три мнения можно представить в виде такого рисунка-схемы:
Важным критерием сформированности информационной компетенции служит выработка у обучающихся потребности задавать вопросы и искать на них ответы не только на уроках, но и после них. Поэтому мои ученики являются активными участниками НПК «Первые шаги в науку», «Шаг в будущее». Вместе с 6 а мы разработали межпредметный проект «Семь чудес света». Важным является то, что многие мои выпускники гуманитарные ВУЗы и продолжают заниматься исследовательской деятельностью. Работы некоторых из них печатаются во Всероссийских сборниках.
Применение перечисленных технологий позволило достигнуть определенных результатов. Количество детей, выбирающих историю и обществознание при сдаче экзаменов, возрастает, увеличивается качество результатов. Ежегодно мой ученики являются призерами и победителями муниципальной ВОШ и НПК «Шаг» в будущее. В этом учебном году моя ученица стала призером республиканской ВОШ.
Однако, стараюсь отмечать для себя и учу этому детей, что победа в конкурсах не является главной целью, важнее уровень индивидуального развития, который они способны достигнуть.
Я стараюсь не стоять на месте, стремлюсь осваивать новые технологии, интересные методы, приемы и стараюсь как можно чаще внедрять их на своих занятиях. Не бойтесь в профессиональной деятельности оказаться в водовороте событий, в океане информации. Помните! Уверенный луч света маяка способен пробить мглу даже самого страшного шторма, стать надеждой на спасение сбившегося с курса корабля и указать ему верное направление. У каждого человека в жизни свои маяки! Ищите их в лицах, в увлечениях, методах и формах. Ищите свои маяки, не теряя надежды!
Подводя итог, следует отметить, что работа по решению поставленной проблемы продолжается. Хочется верить, что развитие информационной компетенции через развитие критического мышления на уроках истории и обществознание – это и есть опережающий, перспективный вклад в развитие человеческого общества. Не бойтесь в профессиональной деятельности оказаться в водовороте событий, в океане информации. Помните! Уверенный луч света маяка способен пробить мглу даже самого страшного шторма, стать надеждой на спасение сбившегося с курса корабля и указать ему верное направление. У каждого человека в жизни свои маяки! Ищите их в лицах, в увлечениях, методах и формах. Ищите свои маяки, не теряя надежды!