СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В современном мире на ребенка идет поток информации, однако, в силу своих психологический особенностей, человек не может ее освоить в полном объеме. Поэтому перед педагогом стоит задача так организовать образовательную деятельность, чтобы формировать у учащихся умение и навыки самостоятельного поиска, умения собирать и анализировать информацию, а так же оценивать, представлять и передавать её.
«Технология критического мышления» как способ развитие информационной компетенции на уроках истории и обществознания».
В своей педагогической деятельности я столкнулась с проблемой обработки, осмысления, усвоения информации учащимися, поэтому приоритетной задачей в своей работе считаю развитие информационных компетенций. Информационная компетентность является ключевым термином ФГОС ООО и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Исходя из анализа Казанского научно-образовательного центра педагогический исследований, отмечаю, что наиболее продуктивными являются анализ источников, исследовательский, частично-поисковый метод, работа с картой, проектный метод. Проанализировав данную таблицу, я отмечаю, что все эти методы можно реализовать при применении технологии критического мышления.
В современном мире на ребенка идет поток информации, однако, в силу своих психологический особенностей, человек не может ее освоить в полном объеме. Поэтому перед педагогом стоит задача так организовать образовательную деятельность, чтобы формировать у учащихся умение и навыки самостоятельного поиска, умения собирать и анализировать информацию, а так же оценивать, представлять и передавать её. Для реализации предъявляемых требований, в своей педагогической практике я использую технологию «развития критического мышления».
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно – психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году. Изучали ее М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская. Авторами данной технологии являются американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл.
Технология развития критического способствует формированию информационных компетенций учащихся.
Информационная компетенция учащихся включает в себя умение учащихся работать с учебной литературой, умение переводить визуальную информацию в вербальную и наоборот, умение критически мыслить, умение воспринимать информацию из разных источников. Для развития информационых компетенций я использую многие приемы критического мышления, такие как фишбоун, кластер, синквейн и др.
Пример: 6 класс. Тема: «Куликовская битва». После определение темы, ребята определяют проблемную ситуацию «В чем причины победы русских войск в Куликовской битве».
Для решения данной проблемы, которую помещают в голову, учащиеся работают с различными источниками информации ( исторический документ, учебник, энциклопедия история России, стихи Натальи Кончаловской, карта, видеоисточники, веб- квест на моем сайте), анализируют, находят причины победы (помещают на верхние косточки) и аргументированно приводят факты (нижние косточки). В хвосте делают вывод «значение Куликовской битвы для дальнейшего развития русского государства». В данном уроке гармонично соединены несколько методов: анализ источников, исследовательский, поисковый методы, работа с картой. Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать с различными источниками, анализировать текст, выделять основные события, явления в нем и искать их причины, обобщать и самостоятельно делать выводы, способствует формированию информационной компетенции учащихся.
А при узучении данной темы в 10 классе применение технологии критического мышления позволяет существенно расширить поисковую зону и выдвижение новых проблем, часто противоречивых. Сегодня считается, будто Куликово поле расположено между реками Непрядва и Дон, ныне – Тульская область. Однако известно, что никаких следов знаменитой битвы на этом "Куликовом поле" почему-то не обнаружено. Поэтому на самом деле Куликово поле – это «Кулишки» – известное место в пределах современной Москвы. В поисках решения о месте знаменитой битвы необходимо изучить работы историка Гумилева, Ключевского, Рыбакова. Сравнить это с описанием литературных произведений Василия Яна «Хан Батый».
Таким образом, учителю истории необходимо создать условия для формирования у старшеклассников своего мировоззрения и умения анализировать и сопоставлять факты. Этого можно добиться только развитием информационной компетенции
В данном случае развивается умение учащихся сопоставлять различные точки зрения по принципиальным вопросам, самостоятельно делать выводы по нескольким главам, разделу учебника, писать реферат, составлять тезисы выступления, самостоятельно работать в библиотеках и в Интернете, определять категорию научной информации ( гипотеза, проблема, теория)
При изучении темы «Нашествие Батыя на Русь учащимся дается задание. Прочтите отрывок :
«В этот год зимой пришли из восточных стран на Рязанскую землю лесом безбожные татары, и начали завоёвывать Рязанскую землю, и пленили её до Пронска, и взяли всё Рязанское княжество, и сожгли город, и князя убили. А пленных одних распинали. Других расстреливали стрелами. Много святых церквей предали они огню и монастыри сожгли, и сёла, и взяли отовсюду немалую добычу; потом татары подошли к Коломне, и была битва великая…… А татары подошли к Москве; в туже зиму взяли Татары Москву…… Пленив Владимир, пошли эти окаянные на великого князя Георгия. Часть татар пошла к Ростову, другая часть к Ярославлю, а иные на Волгу: в Городец, и пленили они все земли на Волге до самого Галича Мерского; а другие пошли на Переславль, и взяли его, а оттуда пленили все окрестные земли и многие города, вплоть до Торжка Взяли они в один месяц 14 городов, не считая слобод и погостов. »
Выполните задания:
1.Определите жанр
2.Озаглавьте текст
3.Выделите синим цветом последствия монгольского нашествия для власти на Руси, красным для хозяйства и культуры.
4.Рязань, Городец, Москва, Торжок, Новгород, Ярославль, Владимир , Переславль
5. Выберите лишнее и объясните причины
6. Расставьте по хронологии
В ходе этой работы у учащихся развивается умение извлечения информации из текста, анализировать текст, выделять основные события, явления в нем и искать их причины, обобщать и самостоятельно делать выводы.
При изучении темы «Нашествия Батыя на Русь» в 10 классе, учащиеся после определения проблемного вопроса о существованиии трех точек зрения о роли монголо-татар для Руси. Проблемный вопрос: Существуют три точки зрения по поводу роли монголо-татар для Руси.
Эти три мнения можно представить в виде такого рисунка-схемы:
Важным критерием сформированности информационной компетенции служит выработка у обучающихся потребности задавать вопросы и искать на них ответы не только на уроках, но и после них. Поэтому мои ученики являются активными участниками НПК «Первые шаги в науку», «Шаг в будущее». Вместе с 6 а мы разработали межпредметный проект «Семь чудес света». Важным является то, что многие мои выпускники гуманитарные ВУЗы и продолжают заниматься исследовательской деятельностью. Работы некоторых из них печатаются во Всероссийских сборниках.
Применение перечисленных технологий позволило достигнуть определенных результатов. Количество детей, выбирающих историю и обществознание при сдаче экзаменов, возрастает, увеличивается качество результатов. Ежегодно мой ученики являются призерами и победителями муниципальной ВОШ и НПК «Шаг» в будущее. В этом учебном году моя ученица стала призером республиканской ВОШ.
Однако, стараюсь отмечать для себя и учу этому детей, что победа в конкурсах не является главной целью, важнее уровень индивидуального развития, который они способны достигнуть.
Я стараюсь не стоять на месте, стремлюсь осваивать новые технологии, интересные методы, приемы и стараюсь как можно чаще внедрять их на своих занятиях. Не бойтесь в профессиональной деятельности оказаться в водовороте событий, в океане информации. Помните! Уверенный луч света маяка способен пробить мглу даже самого страшного шторма, стать надеждой на спасение сбившегося с курса корабля и указать ему верное направление. У каждого человека в жизни свои маяки! Ищите их в лицах, в увлечениях, методах и формах. Ищите свои маяки, не теряя надежды!
Подводя итог, следует отметить, что работа по решению поставленной проблемы продолжается. Хочется верить, что развитие информационной компетенции через развитие критического мышления на уроках истории и обществознание – это и есть опережающий, перспективный вклад в развитие человеческого общества. Не бойтесь в профессиональной деятельности оказаться в водовороте событий, в океане информации. Помните! Уверенный луч света маяка способен пробить мглу даже самого страшного шторма, стать надеждой на спасение сбившегося с курса корабля и указать ему верное направление. У каждого человека в жизни свои маяки! Ищите их в лицах, в увлечениях, методах и формах. Ищите свои маяки, не теряя надежды!
ПРОБЛЕМА
«Обработка, осмысления, усвоение информации»
Информационная компетентность
Развитие критического мышления
Сегодня по прежнему актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей школьников, аналитического, критического мышления.
Информационная компетентность -способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.
Как учить?
Расположим методы обучения в порядке возрастания деятельностной составляющей и оценим их эффективность при формировании умений учащихся в информационной компетенции.
Умения
учащихся
Рассказ
Поиск информации
Беседа
Методы
Извлечение информации
+
Отделение основной информации от второстеп.
Лекция
+
Критическое оценивание достоверности полученной информации
Дискуссия
Перевод информации в другую знаковую систему
+
++
Работа с текстом учебника
+
Использование компьютер
+
Работа с картой
+++
ных технологий
+
Работа со стат.данными
+++
+++
+++
+++
Решение задач
+++
+++
++
+++
Познавательная игра
+++
Практический метод
+
++
+++
++
+++
+++
+
++
Частично-поисковый метод
+++
+
+++
Анализ источников (лабораторный)
++
+++
++
+++
+++
Проектный метод
++
+++
++
+++
+
+++
+++
+++
++
Исследовательский метод
++
+
+++
+++
+++
Тренинг
++
+++
+++
+++
+++
+++
+++
++
+
+++
+++
+++
+++
+++
+++
+++
+++
+++
+++
+++
++++
+++
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«БАРГУЗИНСКИЙ РАЙОН» МБОУ «БАРГУЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Конкурс «Учитель года 2016»
Конкурсное задание
«Методический семинар»
Тема: «Технология критического мышления как способ развитие информационной компетенции на уроках истории и обществознания».
Автор: Кашеня Галина Васильевна, учитель истории
МБОУ «Баргузинская СОШ»
Виды информации
текстовая
информация
графическая
видео
звуковая
числовая
1,2,3,4…∞
Цель:
развитие информационной компетенции с помощью технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.
ЗАДАЧИ:
Формирование ключевых составляющих критического мышления
Технология «развития критического мышления»
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно – психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам
Авторы педагогической технологии
Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит
М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, О.И. Загашев
Технологические этапы технологии развития критического мышления
Приемы:
Результат: - Актуализированный опыт
- Активизированное знание
- Сформированный мотив
Стадия осмысления
Приемы
Результат : - Систематизированное знание
- Укрепление целей, заявленных на стадии Вызова
Стадия рефлексии
Приемы:
слов
Результат: - Присвоенное знание
- Сформированное целостное представление о предмете
- Поставленные проблемы на дальнейшее продвижение
Методы критического мышления
Ключевые слова
Кластер
РАФТ
Шесть шляп
Фишбоун
Критическое мышление
Чтение с остановками
Инсерт
Таблица З-Х-У
Синквейн
Метод «Фишбоун»
6 класс. Тема: «Куликовская битва» . После определение темы, ребята определяют проблемную ситуацию «В чем причины победы русских войск в Куликовской битве».
Для решения данной проблемы, которую помещают в голову, учащиеся работают с различными источниками информации: исторический документ, энциклопедия история России, стихи Натальи Кончаловской, видеоистчники, веб- квест на моем сайте, анализируют, находят причины победы (помещают на верхние косточки) и аргументированно приводят факты( нижние косточки). В хвосте делают вывод (значение Куликовской битвы для дальнейшего развития русского государства»
Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся анализировать текст, выделять основные события в нем и искать их причины, обобщать и самостоятельно делать выводы, способствует формированию информационной компетенции учащихся.
10 класс. Тема: Куликовская битва
«Сегодня считается, будто Куликово поле расположено между реками Непрядва и Дон, ныне – Тульская область. Однако известно, что никаких следов знаменитой битвы на этом "Куликовом поле" почему-то не обнаружено… Поэтому на самом деле Куликово поле – это «Кулишки» – известное место в пределах современной Москвы , так как летописи сказано, что "наутро же князь великий повелел выехать всем воинам на поле к Девичьему монастырю" – это знаменитое место в излучине Москва-реки, на котором сегодня стоит Новодевичирай монастырь… Трудно отделаться от впечатления, что Непрядва – это просто вариант имени Напрудная река в Москве, от слов "на пруду", "на прудах".
Авторам книги удалось убедить Вас в том, что Куликовская битва 1380 г. происходила в Москве?
Развивается умение работать с несколькими дополнительными источниками информации
-сравнивать изложение одних и тех же вопросов в различных источниках;
-сопоставлять различные точки зрения по принципиальным вопросам;
делать собственные выводы
6 класс. Тема: «Нашествие Батыя»
Прочтите отрывок :
«В этот год зимой пришли из восточных стран на Рязанскую землю лесом безбожные татары, и начали завоёвывать Рязанскую землю, и пленили её до Пронска, и взяли всё Рязанское княжество, и сожгли город, и князя убили. А пленных одних распинали. Других расстреливали стрелами. Много святых церквей предали они огню и монастыри сожгли, и сёла, и взяли отовсюду немалую добычу; потом татары подошли к Коломне, и была битва великая…… А татары подошли к Москве; в туже зиму взяли Татары Москву…… Пленив Владимир, пошли эти окаянные на великого князя Георгия. Часть татар пошла к Ростову, другая часть к Ярославлю, а иные на Волгу: в Городец, и пленили они все земли на Волге до самого Галича Мерского; а другие пошли на Переславль, и взяли его, а оттуда пленили все окрестные земли и многие города, вплоть до Торжка Взяли они в один месяц 14 городов, не считая слобод и погостов. »
Выполните задания:
5. Выберите лишнее и объясните причины
6. Расставьте по хронологии
10 класс. Тема: «Нашествие Батыя »
Проблемный вопрос: Существуют три точки зрения по поводу роли монголо-татар для Руси.
Эти три мнения можно представить в виде такого рисунка-схемы:
Развивает умения учащихся анализировать текст, выделять основные события в нем, способность сравнивать изложение одних и тех же вопросов в различных источниках;
-сопоставлять различные точки зрения по принципиальным вопросам;
-самостоятельно делать выводы
Межпредметный проект «Семь чудес света»
Результаты участия во Всероссийской олимпиаде школьников по истории, праву обществознанию
Результаты ОГЭ
Учеб.год
Кол-во участников
2014
Муницип. уровень
История
1
Респуб. уровень
Результаты
Обществознание
Результаты
Право
2015
№
2
История
Предмет по выбору
2
Обществознание
1
2013
1
2016
2
кол-во уч-ся
2
Обществознание
История
ср.балл
2014
1
Обществознание
19
История
кол-во уч-ся
4
4
3
4,1
ср.балл
2015
43
4,3
кол-во уч-ся
4,2
5
ср.балл
4,5
26
4,6
9
4,9
Результаты участия в НПК «Шаг в будущее»
2014
Кол-во участников
2015
Муницип. уровень
Обществознание
2016
Респуб. уровень
Обществознание
2,3
Результаты
Результаты
2
Обществознание
1
9
Источники информации:
© 2020, Кашеня Галина Васильевна 655 1