Конспект
«Число и цифра 7. Образование числа 7.»
Цель: познакомить с числом и цифрой 7.
Задачи:
Обучающие: учить соотносить цифру и число предметов; совершенствовать навыки количественного счета предметов и порядкового счета; закрепить представления о числе и цифре 6.
Развивающие: развивать умение сравнивать числа в пределах 7; развивать внимание и логическое мышление; развивать коммуникабельность, креативность, критическое мышление, умение работать в команде.
Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки; помогать друг другу по необходимости; воспитывать эмоционально – ценностное отноше-ние к окружающему миру.
Оборудование:
Цветик - семицветик, картинки белочки, орешков, кубиков красных, синих, грибов, ежика, яблок, числовой отрезок, набор цифр.
Раздаточный материал: наборы кругов, квадратов, цифр, наборы игры Танграм.
Ход занятия
1. Организационная часть.
Вы проснуться все успели?
А теперь вперед, за дело.
Будьте все внимательны,
А еще старательны.
Математика нас ждет.
Игра «У оленя дом большой».
Пожмите ладошки, подарите свое тепло друг другу.
- Ребята, а вы любите получать подарки?
-Когда вам их дарят?
-Как называется подарок, который преподнесен неожиданно?
(сюрприз)
- Когда я шла по дороге, мне передали конверт. Сейчас я вам его покажу. (конверт).
Смотрите, написано:1 класс.
Умным, добрым ребятам.
-Что нам с ним делать?
Давайте посмотрим, что там. (Достаем цветы).
(цветы нужны для отметки выполнения заданий и рассадке по столам)
Стол №1- красная серединка цветка
Стол №2- оранжевая
Стол №3 -желтая
Стол №4 -зеленая
Стол №5- голубая
Стол №6-синяя
Стол №7- фиолетовая
Найдите себе пару для работы за столом (цвет серединки цветка совпадает).
Сели удобно.
-Сегодня мы с вами поиграем и посчитаем, будем правильно и быстро выполнять все задания. А для этого надо внимательно слушать и стараться.
2. Основная часть.
Задание № 1
Игра на закрепление числа 6
«Веселые задачи».
Для ответов возьмите капсулу с цифрами, покажите правильный ответ.
А) Я нашел в дупле у белки
Пять лесных орешков мелких.
Вот еще один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки сосчитай – ка! 6
Б) Два кубика у Маши,
Три – у Наташи,
Вы кубики все эти
Скорей считайте, дети. 5
В) Два больших, два маленьких,
Маленьких, удаленьких –
Целая семья опят.
Сколько их на пне сидят? 4
-Молодцы, первое задание выполнили.
(Заштрихуем первый лепесток цветочка красным цветом.)
Задание № 2.
Счет хором с выставлением цифр.
Игра «Убираем цифры» ( 1 2 3 4 5 6 7)
(Педагог задаёт задачу про цифры, которые выставлены на доске, а каждый вызванный ребенок убирает с доски ту цифру, о которой идёт речь.)
• которая стоит сразу после цифры 0 (1);
• которая стоит непосредственно перед цифрой 4 (3);
• которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 4 раза);
• которая показывает, сколько глаз у человека (2);
• решить пример 5+1 и вычеркнуть ответ (6);
• которая показывает самую хорошую отметку в школе (5);
• которая является ответом задачи: у мальчика была 1 конфета, он её съел. Сколько конфет осталось у мальчика? (0)
После этого на доске должна остаться цифра 7.
Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.
Педагог: Какая цифра осталась на доске? 7
Дети: 7 Цифра и число 7.
(Заштрихуем второй лепесток цветочка оранжевым цветом.)
Задание №3
Образование числа 7. (картинка 2 ежей) (Под соснами, под елками лежит мешок с иголками)
Еж спросил ежа – соседа:
- Ты откуда, непоседа?
- Запасаюсь я к зиме.
Видишь, яблоки на мне?
Собираю их в лесу:
Шесть принес, одно несу.
Призадумался сосед:
Это сколько будет всех?
Дети работают с геометрическим материалом на столах.
- Дети, давайте поможем ежам сосчитать все яблоки. Кто помнит, сколько яблок еж уже принес? (6 яблок.) Положите у себя на столах столько же красных кружочков.
- Сколько яблок он еще несет? (Одно.)
- Что мы должны сделать? (Прибавить еще одно яблоко)
- Сколько яблок получилось, когда к 6 яблокам прибавили 1 яблоко? (Получилось 7 яблок.).
- Как получили 7 яблок? (Было 6 яблок. Еж принес еще 1 яблоко. К 6 яб-локам прибавили одно – получили 7 яблок.)
(Заштрихуем третий лепесток цветочка желтым цветом.)
Задание №4
Знакомство с цифрой 7.
Показываю картинки для обозначения числа 7:
- На что похожа цифра 7?
Цифра 7 – что кочерга,
У нее одна нога.
(С. Маршак.)
Очень похожи
Семерки на клюшки
Для хоккеиста
И для старушки.
Семь – точно острая коса,
Коси, коса, пока остра.
(Г. Виеру.)
Что сказать о цифре 7?
Ты ведь знаешь дни недели.
Посчитай – ка их скорей!
Если в счете не собьешься -
Ровно семь получишь дней.
-Давайте назовем с вами названия дней недели. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)
-А сколько всего дней недели? (Семь)
(Заштрихуем четвертый лепесток цветочка зеленым цветом.)
Физкультминутка.
Игра на внимание: «Нос, пол, потолок.»
Задание №5
Письмо цифры 7 по зашумленному квадрату.
(Заштрихуем пятый лепесток цветочка голубым цветом.)
Задание №6
Дополните рисунки так, чтобы в каждом было 7 предметов: бусинок, цветочков, листочков. (Состав числа)
(Заштрихуем шестой лепесток цветочка синим цветом.)
Задание №7
С помощью игры «Танграм», выложить цифру 7
(Заштрихуем седьмой лепесток цветочка фиолетовым цветом.)
Обобщение . С какой новой цифрой познакомились?
Число 7 магическое.
-Сколько детей было у мамы козы в сказке?
- Как называется сказка, где были гномы и одна девочка?
-Как называется сказка А.С. Пушкина, где было семь богатырей?
-Сколько цветов в радуге?
-Какой цветок исполнял желания девочки Жени?
3. Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Дифференцированная оценка деятельности детей.
-Ребята, а вам понравилось наше занятие?
-Что вам было особенно легко, что показалось трудным?
- Ребята, а сейчас давайте оценим всё занятие с помощью магнитов
Детям предлагается поставить магнит определённого цвета, который
соответствует итогу всего занятия:
Зелёный магнит - всё было понятно, интересно;
Красный магнит- занятие было интересно, но испытывал некоторые трудности.