Личностно-ориентированные технологии обучения в обучении химии
Выполнили:
Насибуллина Дина Раилевна, учитель химии МБОУ Арской гимназия №5, РТ
Малахова Юлия Евгеньевна, учитель химии МБОУ СОШ № 1 г. Калининска Мишина Милена Павловна, учитель химии МБОУ Городская гимназия г. Димитровграда
Проверила: к.п.н., доцент Космодемьянская Светлана Сер геевна
2021 г.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА
«УЧИТЕЛЬ XXI ВЕКА»
Содержание
- Общая характеристика современной технологии воспитания(выполнила Малахова Юлия Евгеньевна)
- Анализ исторического ресурса(выполнила Насибуллина Дина Раилевна)
- Инновации(выполнила Малахова Юлия Евгеньевна)
- Инновационные задания(выполнила Насибуллина Дина Раилевна)
- Проектирование внеклассного мероприятия(выполнила Мишина Милена Павловна)
- Использование в урочной деятельности(выполнила Мишина Милена Павловна)
- Выводы
- Список использованных источников
1. Общая характеристика современной технологии воспитания
Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуализации.
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения.
Личностно-ориентированное обучение – это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методологическая организация условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций.
3
Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:
- разноуровневый
- дифференцированный
- индивидуальный
- субъективно-личностный
4
Цель личностно ориентированного воспитания - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума: *способность человека к выбору; *умение рефлексировать, оценивать свою жизнь; *поиск смысла жизни, творчество; *формирование образа “Я”; *ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”); *автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов. В личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса.
5
Отличие Личностно-ориентированного от традиционного
-Учение как индивидуальная деятельность учащегося, её коррекции и педагогическая поддержка
- Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого всё необходимые условия
-Помощь каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность, с учетом имеющегося у него опыта познания
-Вектор развития строится от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию
-Обеспечение личностного роста, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию
6
2. Анализ исторического ресурса. Исследования в нашей стране
- Важную роль в развитии педагогической мысли античности сыграл Платон (427-547 гг. до н.э.), который полагал, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т.е. учитывать личные склонности
- В отечественной педагогике начала XX века идеи личностного развития и саморазвития ребенка продолжают развиваться в трудах педагогов и психологов П.Ф. Каптерева, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого и др.
- В 70-80-е гг. XX столетия в отечественной педагогике личностный фактор в обучении исследовали Н.А. Данилов, Л.В. Занков, Г.С. Костюк, Х.Й.Лейментс, В.А. Сухомлинский, Д.Е. Эльконин и др. Плодотворной для личностного подхода оказалась модель содержания образования В.В. Краевского, М.Н. Скаткина, включавшая четыре элемента культурного опыта. В этот период основной целью личностно ориентированного образования становится развитие личности учащегося.
7
Идеи отечественных педагогов конца XIX — начала XX веков в современной теории личностно-ориентированного образования
- В настоящее время выстраивается концепция личностно-ориентированного образования, которая опирается на фундаментальные исследования:
- В.В. Краевского о природе педагогического знания;
- B.C. Ильина, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина о целостности оборазовательного процесса;
- П.В. Бочкиной, Т.И. Мальковской, А.П. Тряпициной о личностно развивающих функциях обучения;
- В.Н. Загвязинского, И.А. Колесниковой, В.А. Сластенина о специфической природе педагогической деятельности.
- Проблема личностно-ориентированного образования исследовалась в работах Е.В. Бондаревской, СВ. Кульневича, В.В. Серикова, И.С. Якиманской. В 2000 году М.Е. Кузнецовым защищена докторская диссертация по педагогическим основам личностно-ориентированного образовательного процесса в школе.
8
2. Анализ исторического ресурса. Зарубежные исследователи
- В эпоху Возрождения личностный подход к ученику нашел в развитие в гуманистических воззрениях Т. Мора, Т. Кампанеллы, Э. Каабе, Г.Х. Честертона, Ф. Рабле, М. Монтеля, М. Лютера и др.
- Значительный вклад в формирование идей личностно-ориентированной технологии сделал американский психолог и педагог К. Роджерс.Вместо традиционной модели образования К. Роджерс предложил новую РСА (Person Centered Approach — концентрация на личности) 1987 г.
- Суть педагогической теории К.Роджерса: целью педагогической деятельности является обеспечение условия для «полноценно функционирующей» личности — развитие адекватной и гибкой, здоровой «Я-концепции». Это можно сделать не путем формирования личности, а посредством оказания помощи в личностном росте;
9
3. Инновации
При реализации исследования и внедрения инновационных мероприятий в воспитательную работу в школе на уроках химии используются теоретические положения личностно-ориентированного, аксиологического и акмеологического подходов как основа инновационного направления работы. Воспитательный процесс рассматривается как основное средство развития и становления личности обучающихся в школе, способа плодотворного проявления себя
Сегодня понятие инноваций, в том числе, не разрывно связано с информатизацией и технологическим развитием.
10
В качестве основных критериев результативности инновационного подхода к организации воспитательной работы предполагается использовать следующие:
- физическое и психическое здоровье обучающегося;
- знание жизни и традиций народов своего региона;
- нравственная направленность личности;
- наличие базовой культуры обучающегося.
- развитость индивидуальных способностей обучающегося;
- готовность ребёнка к самостоятельной деятельности;
- готовность воспитанников к социальной адаптации;
- осознание воспитанников в выборе профессии
11
Классификация инновации: кейс технологии с использованием ИКТ
- по объекту изменений: модификационные нововведения
- по масштабах вносимых преобразований: глобальная
- по степени радикальности: модификационные нововведения
- по степени новизны: аналоговая инновация
- по отношению к своему предшественнику: не отменяющая
- по масштабу использования: глобальная
- по источнику возникновения: внутренняя
12
Признаки инновации
- Гарантированное достижение целей: развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.
- Проектируемость: да
- Корректируемость: да
- Визуализация: Использование ИКТ является одним из его элементов, призванное способствовать эффективной визуализации инновационной деятельности, направленной на развитие способностей учащихся к творчеству во внеучебной и внеурочной деятельности.
- Экономичность: переменная(зависит от сложности кейса)
13
4. Инновационное задание для обучающихся массовых школ
Кейс-задание по химии в 9 классе по теме: «Свойства фосфора и его соединений»: «Академик Семён Вольфкович был в числе первых советских химиков, проводивших опыты с фосфором. Тогда необходимые меры предосторожности ещё не принимались, и газообразный фосфор в ходе работы пропитывал одежду. Когда Вольфкович возвращался домой по тёмным улицам, его одежда излучала голубоватое свечение, а из-под ботинок высекались искры. Каждый раз за ним собиралась толпа и принимала учёного за потустороннее существо, что привело к распространению по Москве слухов о «светящемся монахе».
14
4. Инновационное задание для обучающихся массовых школ
Учитель задает следующие вопросы по кейсу: 1.Какие виды фосфора существуют и что за явление «аллотропия»? 2.Какие примеры из жизни или литературных источников вы можете привести о фосфоре?
- 3.Какие химические свойства фосфора обуславливают его применение в промышленности и в быту? 4.Какие меры предосторожности надо было применять академику, работая с фосфором? 5.Ученики работают, используя учебник и интернет- ресурсы. Результаты поиска оформляются в виде кластера:
- Аллотропия фосфора
- Физические свойства
- Химические свойства
- Действие на организм человека
- ТБ при работе с фосфором
- Применение фосфора
15
5. Проектирование внеклассного мероприятия
Интеллектуальная игра «Галерея ученых»
Интеллектуальная интегрированная игра «Галерея ученых» проводится для обучающихся 10х классов. Тема игры объявлена заранее, названы фамилии некоторых ученых, материалы о которых изучались самостоятельно обучающимися. В роли ведущего выступает воспитатель. В игре участвуют четыре команды по 5 человек (включая капитана); у каждой команды – свой игровой стол, название, специальная "сигнальная” карточка.
Проводился подсчет баллов (умов) как команды, так и индивидуально по участникам.
16
Класс
10
Цель
Задачи
Обобщить, расширить и закрепить знания об ученых химиках и биологах.
ПРО
развивающая: способствовать развитию логического мышления воспитанников воспитательная: воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения; толерантное отношение друг к другу образовательная: обобщение и закрепление знаний, полученные на уроках химии, а также умение применять их в нестандартных условиях; расширение общего кругозора и повышение познавательного интереса.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения Метапредметные: строить сообщения в устной и письменной форме сравнивать, анализировать, обобщать; воспитывать умение работать в команде,развивать умение быстро принимать решение, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять
Этапы
Организационный момент
Деятельность учителя
Основная часть
Деятельность учащихся
Приветствие учащихся. Объяснение правил игры.
Приветствие учителя. Деление на команды и выбор капитанов команд.
Проведение игры в данном порядке: 1.Разминка – блиц-опрос 2. Задание на карточках, где в предложения нужно вставить подходящие по смыслу слова и даты. 3. Задание на карточках с зашифрованным текстом. 4. Задание на карточках со стихами, где не хватает пропущенных слов. 5. Задание – блиц-опрос, про ученых-химиков.
Рефлексия
Заключение
Участие в игре и выполнение заданий.
Приложение 1
Спрашивает у учащихся: Что для вас было нового на сегодняшнем мероприятии? Чему вы удивились? Как вы оцениваете свои знания?
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают игру.
Подсчет баллов и определение победившей команды. Заключительное слово учителя: «Вот и закончилась наша игра. Вы показали неплохие знания об ученых. В тоже время, вы поняли, что в науке еще есть много чего, что вы не знаете, поэтому есть возможность для дальнейшего развития, изучения предмета. Узнавайте новое, читайте, изучайте, развивайтесь!»
Слушают учителя.
6. Использование в урочной деятельности
Учитель не просто создает благоприятную творческую атмосферу, он признает уникальность каждого обучаемого. Рассмотрим три основные технологии, которые помогают применить данный подход в процессе обучения и воспитания на уроках химии.
- Технология уровневой дифференциации.
Дифференциация дает возможность ученикам выбирать уровень теоретической и практической подготовки по предмету химии. В то же время, цели и задачи обучения едины и должны отвечать целям и задачам современной школы.
19
- Технология проектного метода.
Технология проектного метода есть совокупность приемов, которые строят учебный процесс на самостоятельной деятельности учащихся с дальнейшей презентацией результатов. В процессе обучения ученики сами исследуют проблему и выбирают решение.
Темы проектов целесообразно выбирать так, чтобы они были связанны с химией в жизни. Например: экологические проблемы (загрязнение воды, воздуха, потепление климата),организация рационального питания (состав продуктов питания, компоненты пищи, негативно влияющие на состояние здоровья), вопросы медицины (употребление и действие лекарств, побочные эффекты при их приеме).
После этого учащимся предлагается найти выход из выбранной ими ситуации, высказывая свое мнение. Как выход, учащиеся могут разбиться на группы, с дальнейшим изучением научной литературы, публикаций, выбирая наиболее оптимальный вариант. Далее, представители групп выступают на обобщающем собрании, выявляется лучший способ решения проблемы.
20
Игровые технологии помогают эффективно воздействовать на учеников и погружать их в определенные условия, мотивирующие детей на участие в образовательном процессе. Игры делят на несколько групп, в зависимости от правил игры
Специфика игры зависит от дополнительных факторов. Игры могут быть предметные и без участия предметов, с применением компьютера. Наличие инвентаря, местоположение – все это влияет на дальнейший ход игры, и эти моменты должен учитывать учитель.
21
6. Выводы и рекомендации
1.На уроках применимы технологии уровневой дифференциации, проектного метода, игровые, информационно- коммуникативные. Они относятся к личностно- образовательным технологиям легко адаптируются к индивидуальным особенностям учащихся, прививают культуру общения, воспитывают самостоятельность, ответственность, самокритичность.
2.Результаты обучения развивают творческие исследовательские способности учащихся, повышают их активность, способствуют интенсификации учебно–воспитательного процесса, приобретению навыков самоорганизации, помогают развитию познавательной деятельности у учащихся и интереса к предмету. 3 . Таким образом, использование технологий ЛОО на уроках химии и во внеурочной работе в течении полутора лет дает высокие и стабильные результаты: позволяет учащимся реально оценивать свои возможности;повышается интерес к предмету; между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения; снижается психологическое напряжение учащихся на уроках; повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся; исчезает страх перед проверкой знаний.
22
Рекомендации учителям по внедрению личностно-ориентированного подхода
с целью эффективности построения образовательного процесса, обращенного к личности учащегося:
1. Учитывайте при построении образовательного процесса принципы: личностной ориентации, гуманизации, гуманитаризации и культуросообразности.
2. Используйте зарядки на организационном этапе урока.
3. Предоставьте ученикам возможность формулировать тему урока, задачи и цели ближайших уроков.
4. Варьируйте индуктивный и дедуктивный методы подачи материала.
5. Мотивируйте учащихся, используя приемы: знакомство с новой интересной информацией; демонстрацию незавершенности теоретических знаний; творческий подход в подаче материала; объяснение значимости материала; подачу материала в интересной, нестандартной форме.
6. Повышайте эффективность урока с помощью: интегрированных уроков; альтернативных программ; уроков в виде эвристических бесед; уроков с запланированными ошибками; оцениванием путем сложения; двоичной система оценивания (зачет/незачет); различных игровых форм работы; уроков-викторин.
23
7. Используйте современные технические средства для создания уроков – презентаций.
8. Используйте приемы «Обучение в команде», «Мозаика», «Мозаика 2», «Учимся вместе».
9. Создавайте разные виды взаимодействия между учащимися в парах и группах: ребята должны иметь возможность меняться местами, работать в разных группах.
10. Чаще предоставляйте задания на выбор.
11. Предоставляйте ученикам схемы-опоры, опорные конспекты и планы при пересказе текстов.
12. Давайте ученикам разноуровневые и индивидуальные задания.
13. Используйте рефлексивный, демократический стиль управления.
14. Чаще применяйте наглядные пособия.
15. Относитесь к воспитанникам как к личностям.
16. Стройте отношения с учениками на доверии, взаимоуважении и взаимопомощи.
24
Список использованных источников
- В.В. Лаврентьев Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно- ориентированного обучения / В.В. Лаврентьев // Завуч. – 2015.
- Т.Никитина История развития идей личностно-ориентированного обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/31_ONBG_2009/ Pedagogica /54205.. ( дата обращения: 24.04.2020)
- Ю.М. Волкова Личностно-ориентированное обучение на уроках химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https ://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/lichnostno-oriientirovannoie-obuchieniie-na-urokakh-khimii ( дата обращения: 24.04.2020)
- Т.А. Боровских Инновационные образовательные технологии в личностно-ориентированном обучении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-obrazovatelnye-tehnologii-v-lichnostno-orientirovannom-obuchenii/viewer ( дата обращения: 24.04.2020)
- Е.В.Тяглова. Исследовательская деятельность учащихся по химии: метод. пособие / Е.В. Тяглова.- М.: Глобус, 2007.- 224с.- (Уроки мастерства).
- С.В.Дендебер. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / С.В. Дендебер, О.В. Ключникова. – 2-е изд.- М.: 5 за знания, 2018.- 112с.- (методическая литература)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!