Модульные образовательные технологии.
Сущность модульного обучения
ученик полностью самостоятельно (или с определённой долей помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. В процессе работы с модулем.
Модуль -
- целевой функциональный модуль, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.
- Учебный материал подаётся одновременно на всех возможных кодах:
- СИМВОЛ - рисуночном, (нарисовать)
- СЛОВО – словесном (рассказать, написать)
- СХЕМА – (графическое изображение, диаграмма)
Компоненты модуля:
- точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
- банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы)
- методическое руководство по достижению целей (как?)
- практические занятия по формированию необходимых умений
- контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Подготовительная работа:
- Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т.д.
- Во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся.
- В-третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции, беседы), соответствующие наглядные пособия, ТСО, а также задания, тесты, графические диктанты для школьников.
Структура модуля:
Номер Учебного элемента
Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка.
УЭ -0
УЭ- 1
Цели и задачи модуля. Актуализация целей.
Управление обучением (содержание, формы, методы).
Рекомендации (Как сделать?)
УЭ - 2
Учебный модуль. Цель элемента.
Методическое руководство.
Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка.
Необходимые знания и умения.
Обобщение. Цель элемента.
УЭ - 3
Входной контроль.
Работа в парах. Взаимопроверка
Пояснения к учебному материалу.
Источники информации, алгоритмы решения задач.
Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням).
Проверка по ключу, эталону.
Технологическая карта:
- № урока – модуля в разделе …
- № урока модуля в теме …
- Тема урока…
- Триединая цель урока (темы)…
- Дифференцированная цель урока для ученика…
- Что должен знать ученик в конце темы …
- Что должен уметь ученик в конце темы …
- Формируемая область понимания …
- Закрепление и развитие общеучебных умений и навыков …
- Воспитание на материалах темы …
- Тип урока и применённой педагогической технологии …
- Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.
Лист учёта контроля:
Фамилия, имя ученика
Учебный элемент
(этапы работы)
Количество баллов по номерам заданий.
№ 1
УЭ - 1. Проверка изученного материала. УЭ – 2. Изучение нового материала УЭ – 3. Обобщение изученного материала. УЭ – 4. Закрепление. Контроль. Итого: Оценка:
№ 2
Итого (кол-во баллов)
№ 3
Памятка для работы по модулю:
- Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ).
- У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя. Используй это право!
- Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке!
- Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывай об этом! Фраза “Работа в парах” означает, что при выполнении этой работы тебе придётся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию. Не торопись, думай …
МОДУЛЬ 4. ТЕМА: В ТУНДРЕ
При изучении темы ты должен:
- Знать природные условия тундры.
- Знать особенности растительного и животного мира тундры.
- Уметь показывать на карте зону тундры.
Оборудование: Фотоматериал “В тундре”, компьютер для показа, плакат “Тундра”, контурная карта “Природные зоны”, индивидуальные таблицы для работы с учебником, ключи для самоконтроля.
Учебный
Как делать? Методические рекомендации.
элемент
УЭ – 0
Цель: Проверить выполнение домашнего задания.
У Э – 1
Повторение материала об Арктике.
Время работы.
Реши кроссворд.
Цель : Знать о природных условиях тундры.
Изучение
3 мин.
Контроль.
Знать особенности животного и растительного мира.
2 мин.
Нового материала.
Проверка по ключу №1.
Ответь на вопросы. (Домашний тест) Проверь по ключу.
Покажи на карте Арктическую зону.
Оценку поставь в тетради.
8 мин.
Входной контроль:
Тундру называют краем болот и озёр. Знаете ли вы почему?
2 балла за ответ
Почему нельзя посадить дерево в тундре?
3 мин.
Послушай рассказ учителя. После объяснения ответь на вопросы. Беседа сопровождается показом фотоматериала “В тундре” подготовленном в Усть-Ленском заповеднике.
1 балл за ответ
Почему растения тундры успевают отцвести и получить семена за такое короткое лето?
7 мин.
Как приспособились растения тундры к суровым природным условиям?
Комментирование
3) Найди на карте зону тундру. Закрась её.
Прочти о белой куропатке, белой сове, и об олене. Стр. 53.
Ответь на вопросы.
Почему от леммингов во многом зависит жизнь хищных зверей, каких?
Почему белая куропатка и белая сова – постоянно живут в тундре.
Какое значение имеет для оленя широкие копыта.
Прочти статью учебника стр 51. – 53.
Заполни таблицу “Зон” 1, 2, 3, 5, 6 колонки. Работай с учебником.
Физкультминутка.
УЭ – 2
Закрепление
Цель: Ответить на вопросы учебника. Выполнить задания.
Рассмотри цветной разворот учебника. Назови все растения и животных. Составь одну – две цепи питания.
изученного.
Работай в тетради.
Смотри подсказку.
3 мин
Ива (цветы, кора) ---------*------------песец
Сначала взаимопроверка, затем проверь по ключу №2.
Ягель ---------*---------- волк
6 мин
*----------- * ----------- *
1 балл за ответ
2) “Проверь себя” Подготовь ответы на вопросы 1, 2,3.(Устно.)
3) Прочти вывод. Стр. 58.
УЭ – 3
Контроль.
Цель: Проверить, как усвоен изученный материал.
1) Объясни значение термина: многолетняя мерзлота.
10 мин.
2) Цифровой диктант. Под номерами подпиши названия растений и животных.
1 балл за ответ
3) Тестовая работа. Допиши предложения.
Проверь по ключу№3.
- Зона тундры следует за ……...
- Зима здесь ……….
- Лето в тундре ……….
- Круглый год в тундре дуют …...
- Многолетняя мерзлота не пропускает …...
- Тундра – край ……..
- Ягель называют …...
- В тундре растут ….берёза и ……… ива.
- Самое крупное животное - ……..
Проверь по ключу №4.
Запиши задания к следующему уроку:
- Ответить на вопросы и задания стр.58.
- Прочитать статью “Тундра и человек” стр. 56.
- Нарисуй, как ты себе представляешь тундру.
- Подготовь сообщение о каком-нибудь растении тундры, животном тундры.
- Найди информацию об Усть-Ленском заповеднике.
- Прочитай в учебнике о Таймырском заповеднике.
Оцени свою работу на уроке.
- 25 – 23 балла оценка “5”
- 22 – 20 баллов оценка “4”
- 19 – 17 баллов оценка “3”
- 15 – 13 баллов оценка “2”
Спасибо за урок!
Заключение:
- Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.
- Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.
- При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем.
- Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.