СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология модульного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая тема "Технология модульного обучения"  

Просмотр содержимого документа
«Технология модульного обучения»

Модульные образовательные технологии.

Модульные образовательные технологии.

Сущность модульного обучения ученик полностью самостоятельно (или с определённой долей помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. В процессе работы с модулем.

Сущность модульного обучения

ученик полностью самостоятельно (или с определённой долей помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. В процессе работы с модулем.

Модуль - целевой функциональный модуль, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

Модуль -

  • целевой функциональный модуль, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.
Учебный материал подаётся одновременно на всех возможных кодах: СИМВОЛ - рисуночном, (нарисовать) СЛОВО – словесном (рассказать, написать) СХЕМА – (графическое изображение, диаграмма)
  • Учебный материал подаётся одновременно на всех возможных кодах:
  • СИМВОЛ - рисуночном, (нарисовать)
  • СЛОВО – словесном (рассказать, написать)
  • СХЕМА – (графическое изображение, диаграмма)
Компоненты модуля: точно сформулированная учебная цель (целевая программа); банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы) методическое руководство по достижению целей (как?) практические занятия по формированию необходимых умений контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Компоненты модуля:

  • точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
  • банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы)
  • методическое руководство по достижению целей (как?)
  • практические занятия по формированию необходимых умений
  • контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Подготовительная работа: Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т.д. Во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся. В-третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции, беседы), соответствующие наглядные пособия, ТСО, а также задания, тесты, графические диктанты для школьников.

Подготовительная работа:

  • Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т.д.
  • Во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся.
  • В-третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции, беседы), соответствующие наглядные пособия, ТСО, а также задания, тесты, графические диктанты для школьников.
Структура модуля: Номер Учебного элемента Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка. УЭ -0 УЭ- 1 Цели и задачи модуля. Актуализация целей. Управление обучением (содержание, формы, методы). Рекомендации (Как сделать?) УЭ - 2 Учебный модуль. Цель элемента. Методическое руководство. Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка. Необходимые знания и умения. Обобщение. Цель элемента. УЭ - 3 Входной контроль. Работа в парах. Взаимопроверка Пояснения к учебному материалу. Источники информации, алгоритмы решения задач. Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням). Проверка по ключу, эталону.

Структура модуля:

Номер Учебного элемента

Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка.

УЭ -0

УЭ- 1

Цели и задачи модуля. Актуализация целей.

Управление обучением (содержание, формы, методы).

Рекомендации (Как сделать?)

УЭ - 2

Учебный модуль. Цель элемента.

Методическое руководство.

Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка.

Необходимые знания и умения.

Обобщение. Цель элемента.

УЭ - 3

Входной контроль.

Работа в парах. Взаимопроверка

Пояснения к учебному материалу.

Источники информации, алгоритмы решения задач.

Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням).

Проверка по ключу, эталону.

Технологическая карта: № урока – модуля в разделе … № урока модуля в теме … Тема урока… Триединая цель урока (темы)… Дифференцированная цель урока для ученика… Что должен знать ученик в конце темы … Что должен уметь ученик в конце темы … Формируемая область понимания … Закрепление и развитие общеучебных умений и навыков … Воспитание на материалах темы … Тип урока и применённой педагогической технологии … Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.

Технологическая карта:

  • № урока – модуля в разделе …
  • № урока модуля в теме …
  • Тема урока…
  • Триединая цель урока (темы)…
  • Дифференцированная цель урока для ученика…
  • Что должен знать ученик в конце темы …
  • Что должен уметь ученик в конце темы …
  • Формируемая область понимания …
  • Закрепление и развитие общеучебных умений и навыков …
  • Воспитание на материалах темы …
  • Тип урока и применённой педагогической технологии …
  • Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.
Лист учёта контроля: Фамилия, имя ученика Учебный элемент (этапы работы) Количество баллов по номерам заданий. № 1 УЭ - 1.  Проверка изученного материала.  УЭ – 2.  Изучение нового материала  УЭ – 3.  Обобщение изученного материала.  УЭ – 4.  Закрепление. Контроль.  Итого:  Оценка: № 2 Итого (кол-во баллов) № 3

Лист учёта контроля:

Фамилия, имя ученика

Учебный элемент

(этапы работы)

Количество баллов по номерам заданий.

№ 1

УЭ - 1. Проверка изученного материала. УЭ – 2. Изучение нового материала УЭ – 3. Обобщение изученного материала. УЭ – 4. Закрепление. Контроль. Итого: Оценка:

№ 2

Итого (кол-во баллов)

№ 3

Памятка для работы по модулю: Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ). У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя. Используй это право! Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке! Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывай об этом! Фраза “Работа в парах” означает, что при выполнении этой работы тебе придётся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию. Не торопись, думай …

Памятка для работы по модулю:

  • Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ).
  • У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя. Используй это право!
  • Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке!
  • Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывай об этом! Фраза “Работа в парах” означает, что при выполнении этой работы тебе придётся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию. Не торопись, думай …
МОДУЛЬ 4.  ТЕМА: В ТУНДРЕ При изучении темы ты должен:  Знать природные условия тундры. Знать особенности растительного и животного мира тундры. Уметь показывать на карте зону тундры. Оборудование: Фотоматериал “В тундре”, компьютер для показа, плакат “Тундра”, контурная карта “Природные зоны”, индивидуальные таблицы для работы с учебником, ключи для самоконтроля.

МОДУЛЬ 4. ТЕМА: В ТУНДРЕ

При изучении темы ты должен:

  • Знать природные условия тундры.
  • Знать особенности растительного и животного мира тундры.
  • Уметь показывать на карте зону тундры.

Оборудование: Фотоматериал “В тундре”, компьютер для показа, плакат “Тундра”, контурная карта “Природные зоны”, индивидуальные таблицы для работы с учебником, ключи для самоконтроля.

Учебный Как делать? Методические рекомендации. элемент УЭ – 0  Цель: Проверить выполнение домашнего задания. У Э – 1 Повторение материала об Арктике. Время работы. Реши кроссворд. Цель : Знать о природных условиях тундры. Изучение 3 мин. Контроль. Знать особенности животного и растительного мира.  2 мин. Нового материала. Проверка по ключу №1. Ответь на вопросы. (Домашний тест) Проверь по ключу. Покажи на карте Арктическую зону. Оценку поставь в тетради. 8 мин.

Учебный

Как делать? Методические рекомендации.

элемент

УЭ – 0

Цель: Проверить выполнение домашнего задания.

У Э – 1

Повторение материала об Арктике.

Время работы.

Реши кроссворд.

Цель : Знать о природных условиях тундры.

Изучение

3 мин.

Контроль.

Знать особенности животного и растительного мира.

2 мин.

Нового материала.

Проверка по ключу №1.

Ответь на вопросы. (Домашний тест) Проверь по ключу.

Покажи на карте Арктическую зону.

Оценку поставь в тетради.

8 мин.

Входной контроль: Тундру называют краем болот и озёр. Знаете ли вы почему? 2 балла за ответ Почему нельзя посадить дерево в тундре? 3 мин. Послушай рассказ учителя. После объяснения ответь на вопросы. Беседа сопровождается показом фотоматериала “В тундре” подготовленном в Усть-Ленском заповеднике. 1 балл за ответ Почему растения тундры успевают отцвести и получить семена за такое короткое лето? 7 мин. Как приспособились растения тундры к суровым природным условиям? Комментирование 3) Найди на карте зону тундру. Закрась её. Прочти о белой куропатке, белой сове, и об олене. Стр. 53. Ответь на вопросы. Почему от леммингов во многом зависит жизнь хищных зверей, каких? Почему белая куропатка и белая сова – постоянно живут в тундре. Какое значение имеет для оленя широкие копыта. Прочти статью учебника стр 51. – 53. Заполни таблицу “Зон” 1, 2, 3, 5, 6 колонки. Работай с учебником. Физкультминутка.

Входной контроль:

Тундру называют краем болот и озёр. Знаете ли вы почему?

2 балла за ответ

Почему нельзя посадить дерево в тундре?

3 мин.

Послушай рассказ учителя. После объяснения ответь на вопросы. Беседа сопровождается показом фотоматериала “В тундре” подготовленном в Усть-Ленском заповеднике.

1 балл за ответ

Почему растения тундры успевают отцвести и получить семена за такое короткое лето?

7 мин.

Как приспособились растения тундры к суровым природным условиям?

Комментирование

3) Найди на карте зону тундру. Закрась её.

Прочти о белой куропатке, белой сове, и об олене. Стр. 53.

Ответь на вопросы.

Почему от леммингов во многом зависит жизнь хищных зверей, каких?

Почему белая куропатка и белая сова – постоянно живут в тундре.

Какое значение имеет для оленя широкие копыта.

Прочти статью учебника стр 51. – 53.

Заполни таблицу “Зон” 1, 2, 3, 5, 6 колонки. Работай с учебником.

Физкультминутка.

УЭ – 2 Закрепление Цель: Ответить на вопросы учебника. Выполнить задания. Рассмотри цветной разворот учебника. Назови все растения и животных. Составь одну – две цепи питания. изученного. Работай в тетради. Смотри подсказку. 3 мин Ива (цветы, кора) ---------*------------песец Сначала взаимопроверка, затем проверь по ключу №2. Ягель ---------*---------- волк 6 мин *----------- * ----------- * 1 балл за ответ 2) “Проверь себя” Подготовь ответы на вопросы 1, 2,3.(Устно.) 3) Прочти вывод. Стр. 58.

УЭ – 2

Закрепление

Цель: Ответить на вопросы учебника. Выполнить задания.

Рассмотри цветной разворот учебника. Назови все растения и животных. Составь одну – две цепи питания.

изученного.

Работай в тетради.

Смотри подсказку.

3 мин

Ива (цветы, кора) ---------*------------песец

Сначала взаимопроверка, затем проверь по ключу №2.

Ягель ---------*---------- волк

6 мин

*----------- * ----------- *

1 балл за ответ

2) “Проверь себя” Подготовь ответы на вопросы 1, 2,3.(Устно.)

3) Прочти вывод. Стр. 58.

УЭ – 3 Контроль. Цель: Проверить, как усвоен изученный материал. 1) Объясни значение термина: многолетняя мерзлота. 10 мин. 2) Цифровой диктант. Под номерами подпиши названия растений и животных. 1 балл за ответ 3) Тестовая работа. Допиши предложения. Проверь по ключу№3. Зона тундры следует за ……... Зима здесь ………. Лето в тундре ………. Круглый год в тундре дуют …... Многолетняя мерзлота не пропускает …... Тундра – край …….. Ягель называют …... В тундре растут ….берёза и ……… ива. Самое крупное животное - …….. Проверь по ключу №4.

УЭ – 3

Контроль.

Цель: Проверить, как усвоен изученный материал.

1) Объясни значение термина: многолетняя мерзлота.

10 мин.

2) Цифровой диктант. Под номерами подпиши названия растений и животных.

1 балл за ответ

3) Тестовая работа. Допиши предложения.

Проверь по ключу№3.

  • Зона тундры следует за ……...
  • Зима здесь ……….
  • Лето в тундре ……….
  • Круглый год в тундре дуют …...
  • Многолетняя мерзлота не пропускает …...
  • Тундра – край ……..
  • Ягель называют …...
  • В тундре растут ….берёза и ……… ива.
  • Самое крупное животное - ……..

Проверь по ключу №4.

Запиши задания к следующему уроку:  Ответить на вопросы и задания стр.58.  Прочитать статью “Тундра и человек” стр. 56.  Нарисуй, как ты себе представляешь тундру. Подготовь сообщение о каком-нибудь растении тундры, животном тундры. Найди информацию об Усть-Ленском заповеднике. Прочитай в учебнике о Таймырском заповеднике. Оцени свою работу на уроке.  25 – 23 балла оценка “5” 22 – 20 баллов оценка “4” 19 – 17 баллов оценка “3” 15 – 13 баллов оценка “2” Спасибо за урок!

Запиши задания к следующему уроку:

  • Ответить на вопросы и задания стр.58.
  • Прочитать статью “Тундра и человек” стр. 56.
  • Нарисуй, как ты себе представляешь тундру.
  • Подготовь сообщение о каком-нибудь растении тундры, животном тундры.
  • Найди информацию об Усть-Ленском заповеднике.
  • Прочитай в учебнике о Таймырском заповеднике.

Оцени свою работу на уроке.

  • 25 – 23 балла оценка “5”
  • 22 – 20 баллов оценка “4”
  • 19 – 17 баллов оценка “3”
  • 15 – 13 баллов оценка “2”

Спасибо за урок!

Заключение: Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям. Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины. При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.

Заключение:

  • Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.
  • Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.
  • При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем.
  • Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!