СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология мониторинга эффективности логопедической помощи в структуре здравоохранения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации раскрывается смысл понятия "мониторинг", указываются задачи, структура, основные направления мониторинга логопедической помощи. Материал предназначен для студентов,обучающихся по профилю подготовки "Логопедия". 

Просмотр содержимого документа
«Технология мониторинга эффективности логопедической помощи в структуре здравоохранения»

Технология мониторинга эффективности логопедической помощи в структуре здравоохранения Выполнила магистрант II курса Горякина Е.И.

Технология мониторинга эффективности логопедической помощи в структуре здравоохранения

Выполнила магистрант II курса

Горякина Е.И.

Мониторинг- регулярное или постоянное наблюдение за каким-либо процессом, с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному предположению. То есть другими словами это процедура отслеживания динамики коррекционного процесса в течение всего срока (от первичного выявления нарушения речевого развития до возможно полной коррекции нарушений).

Задачи, решаемые с помощью мониторинга качества логопедической помощи:

  • выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии процесса логопедической помощи в сфере здравоохранения; систематизация информации о состоянии и развитии коррекционной логопедической помощи; обеспечение регулярного и наглядного представления информации о процессах, результатах деятельности субъектов мониторинга; информационное обеспечение анализа и прогнозирования деятельности  в данном направлении.
  • выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии процесса логопедической помощи в сфере здравоохранения; систематизация информации о состоянии и развитии коррекционной логопедической помощи; обеспечение регулярного и наглядного представления информации о процессах, результатах деятельности субъектов мониторинга; информационное обеспечение анализа и прогнозирования деятельности  в данном направлении.
  • выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии процесса логопедической помощи в сфере здравоохранения;
  • систематизация информации о состоянии и развитии коррекционной логопедической помощи;
  • обеспечение регулярного и наглядного представления информации о процессах, результатах деятельности субъектов мониторинга;
  • информационное обеспечение анализа и прогнозирования деятельности  в данном направлении.
Структура мониторинга логопедической помощи Департамент здравоохранения Организационно-методический отдел (ОМО) Логопедический пункт в лечебно-профилактическом учреждении

Структура мониторинга логопедической помощи

Департамент здравоохранения

Организационно-методический отдел (ОМО)

Логопедический пункт в лечебно-профилактическом учреждении

Логопедическая помощь в системе здравоохранения осуществляется в учреждениях амбулаторно-поликлинической, стационарной и санаторно-курортной сети. Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается в логопедических кабинетах городских поликлиник(преимущественно детских), а также в психоневрологических диспансерах (отделениях). В соответствии с потребностью населения один логопедический кабинет рассчитан на 100 тыс. взрослых (20 тыс. детей и подростков). В крупных амбулаторно-поликлинических учреждениях создаются дневные стационары для оказания логопедической помощи , сурдологические кабинеты.  Стационарная логопедическая помощь оказывается в специализированных подразделениях психоневрологических больниц, а также в неврологических, нейрохирургических, оториноларингологических отделениях крупных многопрофильных больниц.  Для оказания логопедической помощи на санаторном этапе развернута сеть детских специализированных санаториев, в летний период функционируют специализированные пионерские лагеря.

Логопедическая помощь в системе здравоохранения осуществляется в учреждениях амбулаторно-поликлинической, стационарной и санаторно-курортной сети. Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается в логопедических кабинетах городских поликлиник(преимущественно детских), а также в психоневрологических диспансерах (отделениях). В соответствии с потребностью населения один логопедический кабинет рассчитан на 100 тыс. взрослых (20 тыс. детей и подростков).

В крупных амбулаторно-поликлинических учреждениях создаются дневные стационары для оказания логопедической помощи , сурдологические кабинеты. 

Стационарная логопедическая помощь оказывается в специализированных подразделениях психоневрологических больниц, а также в неврологических, нейрохирургических, оториноларингологических отделениях крупных многопрофильных

больниц. 

Для оказания логопедической помощи на санаторном этапе развернута сеть детских специализированных санаториев, в летний период функционируют специализированные пионерские лагеря.

Основные направления логопедической работы  в сфере здравоохранения   раннее выявление детей и подростков с расстройствами речи консультативная работа в организованных детских коллективах коррекционная работа диспансерный учет наблюдение и своевременное направление нуждающихся на стационарное и санаторное специализированное лечение

Основные направления логопедической работы в сфере здравоохранения

раннее выявление детей и подростков с расстройствами речи

консультативная работа в организованных детских коллективах

коррекционная работа

диспансерный учет

наблюдение и своевременное направление нуждающихся на стационарное и санаторное специализированное лечение

Логопедическая помощь в системе здравоохранения  В любом лечебно-профилактическом учреждении логопед назначается главным врачом из числа лиц, имеющих высшее дефектологическое образование по специальности «Логопедия», владеющий методами обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии. Логопедические кабинеты организуются из расчета не менее одного на 100 тыс. взрослого населения и не менее одного на 10 тыс. детского населения.

Логопедическая помощь

в системе здравоохранения

В любом лечебно-профилактическом учреждении логопед назначается главным врачом из числа лиц, имеющих высшее дефектологическое образование по специальности «Логопедия», владеющий методами обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии.

Логопедические кабинеты организуются из расчета не менее одного на 100 тыс. взрослого населения и не менее одного на 10 тыс. детского населения.

Логопедическая помощь детскому населению в сфере здравоохранения Основным звеном логопедической помощи в системе здравоохранения является логопедический кабинет детской поликлиники . Работа логопеда поликлиники строится согласно «Положению о логопедическом кабинете детской поликлиники», в котором определены направления его работы: 1. Педагогическая работа по исправлению дефектов речи проводится на систематических и консультативных занятиях. 2. Диспансеризация организованных и неорганизованных детей. 3. Участие в комплектовании логопедических учреждений системы здравоохранения и образования. Оформление на каждого ребенка логопедической характеристики. 4. Проведение логопедической санитарно-просветительной работы: беседы с родителями, работа с педиатрами и воспитателями детских садов, выпуск логопедических бюллетеней, изготовление наглядных дидактических пособий.

Логопедическая помощь детскому населению в сфере здравоохранения

Основным звеном логопедической помощи в системе здравоохранения является логопедический кабинет детской поликлиники .

Работа логопеда поликлиники строится согласно «Положению о логопедическом кабинете детской поликлиники», в котором определены направления его работы:

1. Педагогическая работа по исправлению дефектов речи проводится на систематических и консультативных занятиях.

2. Диспансеризация организованных и неорганизованных детей.

3. Участие в комплектовании логопедических учреждений системы здравоохранения и образования. Оформление на каждого ребенка логопедической характеристики.

4. Проведение логопедической санитарно-просветительной работы: беседы с родителями, работа с педиатрами и воспитателями детских садов, выпуск логопедических бюллетеней, изготовление наглядных дидактических пособий.

Логопедическая помощь детскому населению в сфере здравоохранения

Специализированные ясли для детей с нарушением речи

Специализированные ясли для детей с нарушением речи являются самостоятельным учреждением здравоохранения и имеют своей целью воспитание детей и проведение мероприятий, направленных на правильное развитие речи или исправление ее дефектов.

Ясли находятся в ведении местных органов здравоохранения, которые руководят их работой и осуществляют контроль за правильной организацией обслуживания в них детей.

Отбор в ясли для детей с нарушениями речи проводится специальной комиссией в составе педиатра, психиатра (невропатолога, психоневролога) и логопеда. Дети направляются на отборочную комиссию со следующей документацией: выписка из истории развития болезни, заключение психоневролога и логопеда поликлиники, справка с места жительства, справка с места работы родителей о размере заработной платы.

Прием в специализированные ясли осуществляется:

а)  для детей с задержкой речевого развития в течение всего года по мере освобождения мест;

б)  для заикающихся — один раз в 6 месяцев, в особых случаях срок пребывания ребенка в группе для заикающихся может быть продлен до одного года.

В специализированные ясли принимают детей с заиканием и задержкой речевого развития на органическом фоне.

Противопоказаниями к приему являются: выраженная умственная отсталость (олигофрения, умственная отсталость, связанная с прогредиентным психическим заболеванием), судорожные припадки, грубые нарушения двигательных функций.

Логопедическая помощь детскому населению в сфере здравоохранения Специализированный дом ребенка Основной задачей логопеда в Доме ребенка является профилактика отклонения в речевом развитии (начиная с доре-чевого периода — от 3 месяцев и до 1 года), своевременная диагностика и исправление речи детей во всех возрастных группах. Логопед принимает активное участие в медико-психолого-педагогических комиссиях, обследует всех детей по видам речевой и неречевой деятельности, описывает уровень развития каждого ребенка, составляет план мероприятий, обеспечивающий своевременное развитие речи или ее исправление, По каждой подгруппе детей и индивидуально. Он ежедневно занимается с детьми всех возрастных групп (начиная с 3-месячного возраста) по подгруппам и индивидуально (в соответствии с методическими установками по обучению детей раннего возраста), оценивает эффективность обучения.

Логопедическая помощь детскому населению в сфере здравоохранения

Специализированный дом ребенка

Основной задачей логопеда в Доме ребенка является профилактика отклонения в речевом развитии (начиная с доре-чевого периода — от 3 месяцев и до 1 года), своевременная диагностика и исправление речи детей во всех возрастных группах.

Логопед принимает активное участие в медико-психолого-педагогических комиссиях, обследует всех детей по видам речевой и неречевой деятельности, описывает уровень развития каждого ребенка, составляет план мероприятий, обеспечивающий своевременное развитие речи или ее исправление, По каждой подгруппе детей и индивидуально.

Он ежедневно занимается с детьми всех возрастных групп (начиная с 3-месячного возраста) по подгруппам и индивидуально (в соответствии с методическими установками по обучению детей раннего возраста), оценивает эффективность обучения.

Логопедическая помощь взрослому населению в сфере здравоохранения За последние годы в системе здравоохранения проводится интенсивная работа по улучшению логопедической помощи взрослым, страдающим различными речевыми расстройствами. Особое внимание уделяется проблемам восстановления речи у больных, перенесших тяжелый инсульт, операции на головном мозге и т. д. Система логопедической помощи взрослому населению включает учреждения разного типа: 1.    Стационарного (неврологические отделения при больницах). 2.    Полустационарного (кабинеты трудотерапии). 3. Амбулаторного (методические кабинеты при районных поликлиниках города). Прием больных в поликлинике планируется из расчета 4—6 человек за рабочий день.

Логопедическая помощь взрослому населению в сфере здравоохранения

За последние годы в системе здравоохранения проводится интенсивная работа по улучшению логопедической помощи взрослым, страдающим различными речевыми расстройствами. Особое внимание уделяется проблемам восстановления речи у больных, перенесших тяжелый инсульт, операции на головном мозге и т. д.

Система логопедической помощи взрослому населению включает учреждения разного типа:

1.    Стационарного (неврологические отделения при больницах).

2.    Полустационарного (кабинеты трудотерапии).

3. Амбулаторного (методические кабинеты при районных поликлиниках города).

Прием больных в поликлинике планируется из расчета 4—6 человек за рабочий день.

Логопедическая помощь взрослому населению в сфере здравоохранения Один раз в неделю логопед поликлиники посещает больных на дому. Курс восстановительного обучения в условиях поликлинического кабинета охватывает одновременно от 10 до 17 человек. Количество занятий в неделю с каждым больным планируется от 1 до 5 раз и обусловлено состоянием пациента. Курс восстановления речи длится в среднем 3 месяца. При наличии соответствующих показаний больному курс обучения можно повторить. Постоянно осуществляется контроль и наблюдение врача-невропатолога, проводятся систематические фронтальные и индивидуальные логопедические занятия. Одновременно назначается комплекс лечебной физкультуры, массаж и физиотерапия. Открытие полустационаров с широким использованием трудовой терапии для больных с афазией позволяет успешнее решать вопросы социальной адаптации и психотерапевтического воздействия.

Логопедическая помощь взрослому населению в сфере здравоохранения

Один раз в неделю логопед поликлиники посещает больных на дому. Курс восстановительного обучения в условиях поликлинического кабинета охватывает одновременно от 10 до 17 человек. Количество занятий в неделю с каждым больным планируется от 1 до 5 раз и обусловлено состоянием пациента. Курс восстановления речи длится в среднем 3 месяца. При наличии соответствующих показаний больному курс обучения можно повторить. Постоянно осуществляется контроль и наблюдение врача-невропатолога, проводятся систематические фронтальные и индивидуальные логопедические занятия. Одновременно назначается комплекс лечебной физкультуры, массаж и физиотерапия. Открытие полустационаров с широким использованием трудовой терапии для больных с афазией позволяет успешнее решать вопросы социальной адаптации и психотерапевтического воздействия.

Логопедическая помощь взрослому населению в сфере здравоохранения Оказание логопедической помощи в условиях неврологического отделения больным с выраженными нарушениями речи (афазия, дизартрия, заикание и т. д.) осуществляется поэтапно. Раннее коррекционное воздействие повышает эффективность работы и имеет большое профилактическое значение. Сроки нахождения больных в неврологическом стационаре 1—3 месяца. Больным с тяжелой формой заболевания рекомендуются повторные стационирования с интервалом 6—12 месяцев. Общий объем логопедической работы включает 1—2 года и более.

Логопедическая помощь взрослому населению в сфере здравоохранения

Оказание логопедической помощи в условиях неврологического отделения больным с выраженными нарушениями речи (афазия, дизартрия, заикание и т. д.) осуществляется поэтапно. Раннее коррекционное воздействие повышает эффективность работы и имеет большое профилактическое значение.

Сроки нахождения больных в неврологическом стационаре 1—3 месяца.

Больным с тяжелой формой заболевания рекомендуются повторные стационирования с интервалом 6—12 месяцев. Общий объем логопедической работы включает 1—2 года и более.

Логопедическая помощь взрослому населению в сфере здравоохранения Комплексное обследование (логопед, нейропсихолог и т. д.) и анализы его результатов помогают выявить степень, характер и локализацию поражения, компенсаторные возможности. С больными, страдающими афазией, проводятся подгрупповые, индивидуальные занятия: их частота, характер и содержание зависят от индивидуальных возможностей больного и степени речевого расстройства. Продолжительность логопедического занятия в первые недели — 10—15 минут (1—2 раза в день). Несколько позже длительность занятий возрастает до 45 минут ежедневно, для подгрупповых занятий срок удлиняется до 1 часа. В речевой карте больного 2 Раза в месяц фиксируется динамика логопедической работы (текущий эпикриз). Наряду с утренними занятиями рекомендуется проводить и вечерние в форме домашнего задания. Эффективность логопедической работы во многом опреде ляется контактом логопеда с врачом и родственниками больного.

Логопедическая помощь взрослому населению в сфере здравоохранения

Комплексное обследование (логопед, нейропсихолог и т. д.) и анализы его результатов помогают выявить степень, характер и локализацию поражения, компенсаторные возможности. С больными, страдающими афазией, проводятся подгрупповые, индивидуальные занятия: их частота, характер и содержание зависят от индивидуальных возможностей больного и степени речевого расстройства. Продолжительность логопедического занятия в первые недели — 10—15 минут (1—2 раза в день). Несколько позже длительность занятий возрастает до 45 минут ежедневно, для подгрупповых занятий срок удлиняется до 1 часа. В речевой карте больного 2 Раза в месяц фиксируется динамика логопедической работы (текущий эпикриз).

Наряду с утренними занятиями рекомендуется проводить и вечерние в форме домашнего задания.

Эффективность логопедической работы во многом опреде ляется контактом логопеда с врачом и родственниками больного.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!