Работу выполнила: Топорова Светлана Сергеевна
Должность: педагог – психолог Орловского СУВУ
Город: Орлов
Электронный адрес: toporova1985sergeevna@mail.ru
Телефон: 8-912-726-75-89
«Каждый взрослый человек имеет в своей душе
более или менее скрытую каморку, где хранятся
реквизиты драмы его детства»
Алис Миллер
Технология Мозартика в работе с психотравмами у детей, находящихся в условиях СУВУ
Психотравма - вред, нанесенный психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий на его психику, это психологическая (или психическая) травма [1, c. 5].
Одна из главных целей педагога-психолога-восстановление эмоционального равновесия воспитанника, определение психотравмирующей ситуации. Ниже приведена таблица, в которой можно увидеть, какие психотравмы характерны для воспитанников СУВУ.
Виды психотравм | Причины | Последствия | Методики |
1.Острые (характерна кратковременность 2.Шоковые (смерть близкого, острое впечатление от увиденного) 3.Хронические (затяжной характер, длительное воздействие отрицательных явлений на психику) | -состояние постоянного стресса; -усиление симптомов невроза; -конфликтность; -кризис в отношениях с родными, близкими и окружающими людьми; -сильные жизненные потрясения (развод, потеря близкого человека); -пережитое насилие (психологическое, сексуальное, физическое); -суицидальные настроения; | -резкая смена настроения; -приступы агрессии; -страхи и тревоги переходящие в фобии; -постоянное ощущение одиночества; -рассеянное внимание, снижение памяти; -снижение иммунитета; -учащенное сердцебиение; -головные боли; -суетливость; -пугливость; -нет возможности расслабиться; | «Мозартика» («Космос», «Усадьба», «Городок», «Туманы», «Витражи»); |
Работа с психологической травмой у детей самая кропотливая и трудоемкая. Она основана на доверии и принятии, признании и поддержке. Надо тщательно подбирать слова и контролировать свою мимику и движения. Пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь» - хорошо описывает данную работу. Дети с психологической травмой очень уязвимы и чувствительны. Их легко ранить. Психика и мышление может еще не доросли, чтобы осознавать то, что произошло с ребенком. А эмоции есть и они сильные. И ребенку нужна помощь, чтобы адаптироваться к новой реальности. Существует множество подходов для работы с психотравмирующими ситуациями, один из них-метод мазартикотерапии.
Мозартикотерапия на практике реализуется в работе со специально разработанными комплектами игрового развивающего и реабилитационного оборудования (игр мозартики). В каждый игровой комплект входят одно или несколько игровых полей и многочисленный набор фантазийных игровых фигурок. Игровые поля создают символическую основу, своеобразную мировоззренческую «канву», базируясь на которой играющий с помощью игровых фигурок «конструирует» своё видение мира, с глубоким эмоциональным включением, поиском и пониманием своего «Я». Символический фантазийно-игровой мир не уводит в страну иллюзий, а, наоборот, позволяет, во-первых, «встроить» свои проблемы в реальный мир, проработав их, освободившись негативных стереотипов и комплексов, и, во-вторых, увидеть всё богатство и разнообразные возможности этого реального мира. Каждый игровой комплект мозартики работает со своим ассоциативно-тематическим пластом картины мира:
«Витражи»-текущее эмоциональное состояние;
«Усадьба»-ближний социальный круг;
«Городок»-дальний социальный круг;
«Туманы»-глубинное эмоциональное поле;
«Дорога в Космос»-мировоззренческая сфера;
«Русское чудо»-мировоззренческие аспекты в социальном контексте.
Основная реабилитационная задача для мозартикотерапии: активизация способностей к самокомпенсации за счёт раскрытия внутренних личностных ресурсов (в этих случаях огромную роль играет воздействие используемых в играх мозартики эмоционально и ассоциативно ярких, светлых образов искусства).
При психотравмирующих ситуациях в первую очередь очень важно ликвидировать последствия кратковременного характера когда, как правило, психическое восприятие сильно искажено. Именно в данной ситуации может быть применима технология мозартикотерапии: постепенное вытеснение, изживание негативных образов индивидуальной картины мира и замещение их на позитивные (в этих случаях огромную роль играет воздействие используемых в играх мозартики эмоционально и ассоциативно ярких, светлых образов искусства).
Результаты работы с играми Мозартика:
•возвращение способности радоваться, получать удовольствие от творчества, испытывать хорошее настроение;
•возвращение интереса к миру;
•на смену желанию «плыть по течению», чувству пассивности, негативным моментам мстительного характера приходит желание искать новые, позитивно - созидательные варианты самореализации.
В процессе игры воспитанник создает в своих представлениях новое образное пространство, проекцией этого пространства является выкладываемая во время игры образная картина – композиция. Ребенок не просто выкладывает ее из фантазийных фигурок на игровых полях – он ассоциативно связывает с ней и проигрывает различные сюжеты. Сюжеты могут быть мифологическими, также могут быть социотипическими – как семья, социум, модели взаимоотношений с людьми, поиск себя, своего места в мире, своего уголка во вселенной, свой внутренний Космос. Возможны попытки воспроизвести нечто знакомое по СМИ или каким - то другим источникам информации, возможны приземленные сюжеты, связанные с житейскими ситуациями, волнующими играющего, возможны совсем необычные построения, отражающие любознательность, смелость мысли, неординарность фантазии, возможны смешанные варианты. В создаваемом во время игры образном пространстве происходит личностно значимое взаимодействие с такими аспектами, как гармоничность, целостность, структурность, иерархичность, взаимосвязь всего сущего, позитивная энергетика, одухотворенность, духовность, вечность, загадочность, притягательность, устремленность ввысь, мечты и фантазии.
Можно сделать вывод, что методика «Мозартика», обладая множеством функций (воспитательной, коммуникативной, релаксационной, терапевтической, развлекательной, реабилитационной, коррекционно-развивающей) оказывает огромную помощь при работе с психотравмирующими ситуациями с воспитанниками, которые находятся в условиях закрытого учебного заведения [2].
Список использованной литературы:
1.Бегоян А.Н Анатомия психотравмы: боль, болезнь и исцеление//Психотерапия. – 2013. - №5 (125). – С. 59 – 62.
2.Сайт: mozartika.ru