СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология Мозартика в работе с психотравмами у детей, находящихся в условиях СУВУ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психотравма - вред, нанесенный психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий на его психику, это психологическая (или психическая) травма

Просмотр содержимого документа
«Технология Мозартика в работе с психотравмами у детей, находящихся в условиях СУВУ»

Работу выполнила: Топорова Светлана Сергеевна

Должность: педагог – психолог Орловского СУВУ

Город: Орлов

Электронный адрес: toporova1985sergeevna@mail.ru

Телефон: 8-912-726-75-89

«Каждый взрослый человек имеет в своей душе

более или менее скрытую каморку, где хранятся

реквизиты драмы его детства»

Алис Миллер

Технология Мозартика в работе с психотравмами у детей, находящихся в условиях СУВУ

Психотравма - вред, нанесенный психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий на его психику, это психологическая (или психическая) травма [1, c. 5].

Одна из главных целей педагога-психолога-восстановление эмоционального равновесия воспитанника, определение психотравмирующей ситуации. Ниже приведена таблица, в которой можно увидеть, какие психотравмы характерны для воспитанников СУВУ.

Виды психотравм

Причины

Последствия

Методики

1.Острые (характерна кратковременность



2.Шоковые (смерть близкого, острое впечатление от увиденного)




3.Хронические (затяжной характер, длительное воздействие отрицательных явлений на психику)



-состояние постоянного стресса;

-усиление симптомов невроза;

-конфликтность;

-кризис в отношениях с родными, близкими и окружающими людьми;

-сильные жизненные потрясения (развод, потеря близкого человека);

-пережитое насилие (психологическое, сексуальное, физическое);

-суицидальные настроения;

-резкая смена настроения;

-приступы агрессии;

-страхи и тревоги переходящие в фобии;

-постоянное ощущение одиночества;

-рассеянное внимание, снижение памяти;

-снижение иммунитета;

-учащенное сердцебиение;

-головные боли;

-суетливость;

-пугливость;

-нет возможности расслабиться;

«Мозартика» («Космос», «Усадьба», «Городок», «Туманы», «Витражи»);


Работа с психологической травмой у детей самая кропотливая и трудоемкая. Она основана на доверии и принятии, признании и поддержке. Надо тщательно подбирать слова и контролировать свою мимику и движения. Пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь» - хорошо описывает данную работу. Дети с психологической травмой очень уязвимы и чувствительны. Их легко ранить. Психика и мышление может еще не доросли, чтобы осознавать то, что произошло с ребенком. А эмоции есть и они сильные. И ребенку нужна помощь, чтобы адаптироваться к новой реальности. Существует множество подходов для работы с психотравмирующими ситуациями, один из них-метод мазартикотерапии.

Мозартикотерапия на практике реализуется в работе со специально разработанными комплектами игрового развивающего и реабилитационного оборудования (игр мозартики). В каждый игровой комплект входят одно или несколько игровых полей и многочисленный набор фантазийных игровых фигурок. Игровые поля создают символическую основу, своеобразную мировоззренческую «канву», базируясь на которой играющий с помощью игровых фигурок «конструирует» своё видение мира, с глубоким эмоциональным включением, поиском и пониманием своего «Я». Символический фантазийно-игровой мир не уводит в страну иллюзий, а, наоборот, позволяет, во-первых, «встроить» свои проблемы в реальный мир, проработав их, освободившись негативных стереотипов и комплексов, и, во-вторых, увидеть всё богатство и разнообразные возможности этого реального мира. Каждый игровой комплект мозартики работает со своим ассоциативно-тематическим пластом картины мира:

  • «Витражи»-текущее эмоциональное состояние;

  • «Усадьба»-ближний социальный круг;

  • «Городок»-дальний социальный круг;

  • «Туманы»-глубинное эмоциональное поле;

  • «Дорога в Космос»-мировоззренческая сфера;

  • «Русское чудо»-мировоззренческие аспекты в социальном контексте.

Основная реабилитационная задача для мозартикотерапии: активизация способностей к самокомпенсации за счёт раскрытия внутренних личностных ресурсов (в этих случаях огромную роль играет воздействие используемых в играх мозартики эмоционально и ассоциативно ярких, светлых образов искусства).

При психотравмирующих ситуациях в первую очередь очень важно ликвидировать последствия кратковременного характера когда, как правило, психическое восприятие сильно искажено. Именно в данной ситуации может быть применима технология мозартикотерапии: постепенное вытеснение, изживание негативных образов индивидуальной картины мира и замещение их на позитивные (в этих случаях огромную роль играет воздействие используемых в играх мозартики эмоционально и ассоциативно ярких, светлых образов искусства).

Результаты работы с играми Мозартика:

•возвращение способности радоваться, получать удовольствие от творчества, испытывать хорошее настроение;

•возвращение интереса к миру;

•на смену желанию «плыть по течению», чувству пассивности, негативным моментам мстительного характера приходит желание искать новые, позитивно - созидательные варианты самореализации.

В процессе игры воспитанник создает в своих представлениях новое образное пространство, проекцией этого пространства является выкладываемая во время игры образная картина – композиция. Ребенок не просто выкладывает ее из фантазийных фигурок на игровых полях – он ассоциативно связывает с ней и проигрывает различные сюжеты. Сюжеты могут быть мифологическими, также могут быть социотипическими – как семья, социум, модели взаимоотношений с людьми, поиск себя, своего места в мире, своего уголка во вселенной, свой внутренний Космос. Возможны попытки воспроизвести нечто знакомое по СМИ или каким - то другим источникам информации, возможны приземленные сюжеты, связанные с житейскими ситуациями, волнующими играющего, возможны совсем необычные построения, отражающие любознательность, смелость мысли, неординарность фантазии, возможны смешанные варианты. В создаваемом во время игры образном пространстве происходит личностно значимое взаимодействие с такими аспектами, как гармоничность, целостность, структурность, иерархичность, взаимосвязь всего сущего, позитивная энергетика, одухотворенность, духовность, вечность, загадочность, притягательность, устремленность ввысь, мечты и фантазии.

Можно сделать вывод, что методика «Мозартика», обладая множеством функций (воспитательной, коммуникативной, релаксационной, терапевтической, развлекательной, реабилитационной, коррекционно-развивающей) оказывает огромную помощь при работе с психотравмирующими ситуациями с воспитанниками, которые находятся в условиях закрытого учебного заведения [2].







Список использованной литературы:

1.Бегоян А.Н Анатомия психотравмы: боль, болезнь и исцеление//Психотерапия. – 2013. - №5 (125). – С. 59 – 62.

2.Сайт: mozartika.ru