Методическая разработка урока «Технология»
(5 класс, девочки)
Тема: «Технология обработки материалов»
Составитель: Ежова Елена Михайловна
учитель технологии
МАОУ «Гимназия №67»
г. Нижний Новгород 2021 г.
Пояснительная записка
к методической разработке: «Технология обработки материалов»
Данная методическая разработка (урок-практикум) предназначена для работы с детьми среднего школьного возраста при реализации метапредметного подхода. Актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. На метапредметном уроке необходимо включить ребёнка в разнообразные виды деятельности, важные для него, встраивая знания и теоретические рассуждения в опыт, привлекая к предмету знания из других областей. На данном уроке результат достигается через проектную деятельность, работу в сотрудничестве, оценку экспертной группы, рефлексию урока.
Данный урок проводится как урок-практикум после изучения темы «Способы переноса линий припусков на швейном изделии» в рамках изучения раздела «Технология обработки материалов.» в 5 классе.
Основной целью урока является освоение учащимися способом обработки срезов фартука.
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели занятия, воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы; сообщение содержания задания и инструктаж о его выполнении; самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством преподавателя; обобщение и оценка выполненной работы.
Основным методом обучения на таком уроке является проблемно-поисковый метод, а также организация самостоятельной работы учащихся.
Значимость данного урока: уроки-практикумы, на которых проводятся совместные практические, лабораторные, экспериментальные работы, учащиеся готовят все необходимое для проведения занятий, самостоятельно продумывают порядок проведения практической работы, опыта, эксперимента, осуществляют деятельность по реализации проектного замысла. Учитель выступает в роли тьютера, т. е. сопровождает, направляет.
Планируемый образовательный результат: овладение технологической операцией, выполнение практической работы «Обработка краев фартука швом подгибку с закрытым срезом»
Продуктом деятельности учащихся является обработанный край фартука.
Рефлексия работы в группе позволяет ученикам адекватно осознавать свои возможности.
Данная методическая разработка может быть использована учителями средних и старших классов практически на всех предметах, т. е. носит универсальный характер.
Работа в сотрудничестве, выбранная как форма учебного процесса предоставляет школьникам возможность:
1. повторения учебного материала с помощью яркой, эмоционально насыщенной формы его воспроизведения;
2. удовлетворения актуальных потребностей (эмоционального переживания, проявления духовных и нравственных качеств).
С другой стороны, позволила учителю достичь поставленных целей путем решения конкретных педагогических задач - добиться:
1. закрепления учебного материала;
2. преодоления учащимися внутренней неуверенности, раскрепощения, проявления максимума их сил и возможностей;
3. дальнейшего формирования коммуникативной компетенции учащихся, путем создания для них определенного тематического пространства.
Учащиеся проявили себя как активные и заинтересованные личности, с удовольствием узнавали новое и в процессе выполнения практической работы использовали весь спектр полученных и усвоенных знаний и умений по данной теме.
Список литературы
1) Громыко Н. В. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов. [Электронный ресурс], 07.09. 2010 г. – http://ug.ru/archive/36681
2) Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. – М.: Чистые пруды, 2011– 32 с. «Первое сентября»; Воспитание. Образование. Педагогика; Вып. 6 (12)).
3) Хуторской А. В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 02.03.2012 г. – http: // eidos-institute.ru/journal/ 2012/ 0302.htm
4) Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя//М.: Владос, 2012
5) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет, класс | Технология 5 класс |
Тема урока | «Обработка срезов фартука» 2 урок по теме «Технология обработки материалов» |
Этапы урока. | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
1. Вводно-мотивационный этап. (3 мин.) | Включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. | проблемно-поисковый | фронтальная | Приветствует учеников. Вовлекает в деятельность: 1.Начинаем обработку фартука, так как в таком виде в каком он сейчас, его носить нельзя. Согласны? 2.Необходимо выбрать способ обработки. 3.Выполнить практическую работу: обработка верхнего среза грудки фартука | Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность видеть проблему и готовность ее решать, прогнозировать деятельность на уроке. Коммуникативные: владение приемами и навыками общения с взрослыми. Применение задания по данной теме в ситуации, приближенной к жизненной, способствует стимуляции познавательного интереса к предмету. |
2. Освоение новых знаний. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5мин) | Систематизировать имеющиеся у учащихся знания | наглядные, словесные | фронтальная | 1.Для того, чтобы мы могли сегодня приступить к обработке фартука, какая была выполнена работа на предыдущем уроке. 2.Для чего необходимы припуски? 3.Как вы думаете, что можно сделать со срезами? Мы с вами еще только учимся и должны выбрать такой способ, который: -занимает не много времени, -не сложный в выполнении, -часто используемый для других длинных срезов (простыней, скатертей, низа юбки, платков …) 4.Кто вспомнит на какие группы все швы делятся? 5.Для обработки верхнего среза фартука из какой группы выберете шов? | Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: самостоятельное приобретение новых знаний и публичное выступление Регулятивные: способность видеть проблему и готовность ее решать. Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. |
3. Деятельностный Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения (8 мин.) | Подготовить учащихся к выполнению практической работы. Постановка задач и темы урока. | творчески-воспроизво- дящие | групповая, индивидуальная | Деление на 3 группы по рядам Использование разных источников информации: 1) образцы в тетради, фартуки; 2) учебник: стр.117, стр136; 3) технологические схемы. Итак, вывод: шов вподгибку с закрытым срезом 1.Как можно сформулировать тему урока? «Обработка срезов фартука» 2.Цель: 1) выбрать технологию обработки срезов; 2) обработать вручную верхний край грудки швом вподгибку с закрытым срезом | Работают в сотрудничестве: каждая группа выбирает способ обработки и 1-н человек от группы аргументирует выбор | Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; осознавать необходимость общественно полезного труда Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Коммуникативные: уметь слышать, слушать и понимать одноклассников |
4. Деятельностный Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи Включение в систему знаний и повторение (10 мин) | Научить преобразовывать срез, выполняя действие. | воспроизводящие (практическая работа) | Индивидуальная, групповая, фронтальная. | Организует работу учащихся в сотрудничестве. Предлагает выполнить действие по закрытию среза. Выдает Технические Условия на изготовление шва. Занимает позицию тьютора. Напоминает о мерах безопасности. | Выполняют действие, преобразующее срез. Отвечают на вопросы учителя. Работают в группах, выступают от группы. | Личностные: продуктивно действовать для реализации своих целей, осознавать необходимость общественно-полезного труда. Коммуникативные: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение анализировать полученную информацию и применять на практике. |
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по результату (13 мин) | Выполнить самостоятельную работу. | наглядные, словесные, воспроизво-дящие (практичес-кая работа). | индивидуальная | Может создать внешний благоприятный фон. Предлагает выполнить практическую работу, опираясь на полученные знания, наблюдает, показывает, направляет. Предлагает оценить результаты своей работы и работы товарищей, проговаривает критерии, раздает листы оценивания. Обеспечивает закрепление новых знаний, развитие интеллектуальных способностей. | Выполняют практическую работу. Анализируют и оценивают результаты своей практической работы и работы товарищей | Личностные: уметь провести самооценку, организовать взаимооценку, публично выступать. Рефлексивные: уметь осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности, уметь представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения. |
6. Рефлексия учебной деятельности (4 мин.) | Рефлексия учащимися работы на уроке. | словесные, наглядные | фронтальная, индивидуальная. | Подводит итог работы урока. Анализирует допущенные ошибки, полученные знания. | Оценивают результаты работы на уроке, анализируют применение полученных знаний. | Рефлексивные: уметь осуществлять оценку результатов своей деятельности. Личностные: учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия. |
7. Подведение итогов (2 мин.) | Оценивание учащихся. Домашнее задание. | наглядные, словесные | фронтальная | Подводит итог урока. Благодарит за совместную работу. | Проговаривают сами и записывают домашнее задание в дневники. | Личностные: строить диалог, высказывать свое мнение. Рефлексивные: объективно оценивать общ задачи коллектива. |