Технология обработки овощей и фруктов.
Класс 5
Учитель: Панфилова Ольга Владимировна
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Личностные: сознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности;
Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку;
Предметные: сформировать у обучающихся навыки и умения по технологическому процессу механической обработке клубнеплодов и нарезки овощей.
Оборудование: Оборудование урока: презентация, компьютер, мультимедиапроектор, доска, различные свежие и вареные овощи, инструменты и приспособления для нарезки овощей, инструкционная карта «Определение доброкачественности овощей и их механическая обработка», пазлы для рефлексии.
Ход урока.
Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
Что называем корнеплодами и клубнеплодами?
Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы, цели, задач урока.
«Что означает технологический процесс механической кулинарной обработки корнеплодов?» в чём он заключается?
Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Сортировка овощей – это удаления загнивших, сильно побитых экземпляров (в основном корнеплоды) и посторонних предметов, кроме того, при этом овощи рассортировываются исходя из размеров и качества. Сортировка необходима для равномерной тепловой обработки и удобства нарезки.
Мойка овощей проводится проточной водой с целью удаления с их поверхности остатков земли, песка, удобрений и ядохимикатов.
Очистка – удаление частей с низкой питательной ценностью.
Нарезка – способствует более равномерной тепловой обработки овощей, придает блюдам красивый внешний вид, улучшает вкус.
Соланин – ядовитое вещество, которое образуется при хранении картофеля на свету.
Карвинг – искусство художественной резки овощей и фруктов.
В пищу используют не только сырые овощи, но и варёные, жареные, тушёные и запечённые. На предприятиях общественного питания и в домашних условиях часто используют овощные полуфабрикаты. Овощные полуфабрикаты — это продукты, прошедшие механическую кулинарную обработку (сортировку, мойку, очистку, нарезку) и подготовленные для последующей тепловой обработки (варки, тушения, жарки) или охлаждения.
В процессе механической кулинарной обработки овощи перебирают (удаляют подгнившие и несъедобные части), сортируют по размерам, моют, чистят (очищают от кожуры), промывают и измельчают (нарезают, шинкуют и т. д.).
При ручной обработке овощей используют специальные инструменты и приспособления: кухонный и желобковый ножи, нож для очистки овощей, тёрку, дуршлаг.
Инструменты и приспособления для ручной механической кулинарной обработки овощей: а — кухонный нож; б — желобковый нож; в — нож для очистки овощей; г — дуршлаг; д — тёрка
Существуют два основных вида нарезки овощей: простая и фигурная. Простая нарезка представлена такими формами, как кубики, кружочки, брусочки, соломка, ломтики, кольца и др.
Очищенные овощи нарезают на овощерезках или вручную.
В овощных цехах работают повара, уборщики, специалисты по обслуживанию
Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков.
Задание 1. Подбери соответствие цифры – буквы
А – кружочки Б – кубики В – соломка Г – дольки Д – брусочки Е – ломтики
Ответ: 1-В, 2-Г,3-Д, 4-Е,5-Б, 6-А
Какие виды нарезки корнеплодовых овощей вы знаете?
Задание: Зарисовать простые виды нарезки корнеплодовых овощей
Подведение итогов урока
1.-Учитель подводит итоги урока, оценивает деятельность учащихся (ставит отметку) и степень достижения поставленных целей.
2.- Подведем итоги урока. Ответьте мне на ряд вопросов (слайд 41).
3.-Как определить качество овощей?
4.-Какие этапы входят в первичную обработку?
5.-Какие виды нарезки вы знаете?
6.-Какие виды обработки вы знаете?
- Итак, сейчас вы оцените свои знания. На ваших партах лежат пазлы. Если вы считаете, что урок помог вам приобрести новые знания, было интересно, то приклейте пазл, лежащий на столе, на лист у доски, согласно данной цифре. Если нет, то положите пазл на стол учителя.
- Какая картинка у нас получилась? (овощи)
- Молодцы!
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
- На этом наш урок окончен. Не забываем привести свои рабочие места в порядок, а дежурные заняться уборкой класса.