Просмотр содержимого документа
«Технология опережающего обучения Софьи Николаевны Лысенковой»
Технология опережающего обучения Софьи Николаевны Лысенковой
Опережающее обучение – вид обучения, при котором основные темы кратко даются преподавателем до того, как начнётся изучение этих тем по программе.
Софья Николаевна Лысенкова (1924-2012)
Народный учитель СССР (1990), с 1946 г. — учительница начальных классов школ г. Москвы.
Исходя из своего многолетнего опыта, С.Н. Лысенкова пришла к интересным выводам о совершенствовании системы обучения в младших классах.
Реализация опережающего обучения имеет три этапа:
1) предварительная подготовка учащихся: введение первых порций (элементов) будущих знаний;
2) уточнение новых понятий и их применение;
3) открытие новых перспектив, развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.
“ Опережающее обучение важнейших тем, работа на перспективу – это не только глубокие знания, но и резерв времени”.
Основами опережающего обучения согласно теории С. Н. Лысенковой являются:
• комментируемое управление, как возможность налаживания обратной связи учитель - ученик, экономии времени на уроке, воспитание самостоятельности, внимание, умение сосредотачиваться.
• опоры: большие опоры - схемы, малые опоры - карточки. Они позволяют включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках; довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков.
Актуальности технологии опережающего обучения: • Комплексный и систематизированный подход к изложению учебного материала.
• Экономия учебного времени за счет заблаговременно изученного материала.
• Решение проблемы снижения орфографической, пунктуационной, речевой грамотности.
• Обучение школьников на основе новых педагогических технологий.
• Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетентности учащихся.
- Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Специфика опережающего обучения заключается в последовательном и целенаправленном воспитании активности самих учащихся. На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности.