Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
ГПОУ «Дебальцевское профессионально-техническое училище»
Технология организации групповой работы
мастера производственного обучения Крайнюк Л.В.
в группе МОС-19-1
г. Дебальцево
2020 год
Мы знаем, что в ГПОУ ДПТУ развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в ГПОУ ДПТУ мы должны сформировать у студентов основные компоненты этой ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
Компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция студента для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации студентов в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где студент вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.
Мастер, работающий в системе развивающего обучения, стремится обучить студента по специальности, стремится обучить студентов умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» . Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности студента является не индивидуальная работа под руководством мастера, а сотрудничество в группах совместно работающих студентов.
Цель групповой работы: активное включение каждого студента в процесс усвоения учебного материала и учебной практики..
Задачи групповой работы:
Активизация познавательной деятельности.
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
Совершенствование межличностных отношений в группе.
Плюсы и минусы групповой работы.
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.
Плюсы:
Повышается учебная и познавательная мотивация.
Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
Улучшается психологический климат в группе.
Минусы.
Хотя ведущую роль в групповой работе играют студенты, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства мастера п/о.
Групповой работе надо сначала научить. Для этого мастер п/о должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
Организация групповой работы требует от мастера п/о особых умений, затрат усилий.
При непродуманном комплектовании групп некоторые студенты могут пользоваться результатами труда более сильных одногруппников.
Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
В группе всегда найдутся студенты, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для мастера.
Принципы групповой работы.
С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:
Учитывать возможность студента.
Учитывать особенности состава группы.
Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.
Распределять роли между участниками группы.
Организовывать коммуникацию в группе и между группами.
Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.
Варианты комплектования групп.
Разделение на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.
1. По желанию.
Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
Разделитесь на группы по ... человек.
Разделитесь на ... равные группы.
2. Случайным образом.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) студентов, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед мастером п/о стоит задача научить студентов сотрудничеству. Метод также может использоваться в группах, в которых между студентами сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае мастер п/о должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.
3. По определенному признаку.
Такой признак задается либо мастером п/о, либо любым учеником.
4. По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может либо назначаться мастер п/о (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой студент), либо выбираться студентами. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.
5. По выбору мастера.
В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.
Виды групповой работы.
Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в ГПТУ ДПТУ.
Работа в парах.
Мозговой штурм.
Мозговой штурм.
Используется для генерации идей.
Соблюдается жесткий регламент.
Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.
Поведение мастера во время проведения групповой работы.
Мастер, работающий на занятиях с группами, может вести себя по-разному:
Он может контролировать.
Организовывать.
Оценивать работу студента.
Участвовать в работе группы.
Предлагать участникам разные варианты решений.
Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
А вот чего не следует делать мастеру п/о, который хочет организовать эффективную групповую работу:
сидеть за своим столом
воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из мастерской;
уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда студенты просят об этом сами);
оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить студенты в доброжелательной форме;
нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;
не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из студентов.
и не следует ходить по мастерской или стоять около студентов в начале групповой работы: студенты часто стесняются показать работу в присутствии мастера п/о. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, мастер п/о тоже может включаться в работу: смотреть, как идет производственный процесс в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.
Принципы выбора заданий для групповой работы.
1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.
Целесообразно использовать:
задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из студентов индивидуально, но владеет группа в целом;
задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.
2. Содержание работы должно быть интересно студентам.
3. Задания должны быть доступны студентам по уровню сложности.
4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
Правила совместной работы.
В мастерской возможно предложить студентам простые правила совместной работы, с помощью который студенты смогут контролировать себя и провести рефлексию. Студенты могут сами себя оценивать
Критерии эффективности групповой работы.
Мастер п/о может оценить эффективность групповой работы на уроке по следующим критериям.
Попробуем оценить эффективность групповой работы на посещенных нами уроках по данным критериям.
Советы мастеру.
В заключение несколько советов по мастеру по организации групповой работы:
нельзя принуждать к общей работе студентов, которые не хотят вместе работать;
следует разрешить отсесть в другое место студенту, который хочет работать один;
групповая работа должна занимать не более 2-4 часа;
нельзя требовать в группе абсолютной тишины, так как студенты должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда.
нельзя наказывать студентов лишением права участвовать в совместной работе.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от мастера п/о терпения и кропотливой работы.