СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Технология оценки образовательной деятельности в детских объединениях учреждения дополнительного образования»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой методические рекомендации для педагогов дополнительного образования  по оценки образовательной деятельности в детских творческих объединениях

Просмотр содержимого документа
««Технология оценки образовательной деятельности в детских объединениях учреждения дополнительного образования»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Инжавинский районный центр дополнительного образования «Радуга»












МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


«Технология оценки образовательной деятельности

в детских объединениях

учреждения дополнительного образования»


(для педагогов дополнительного образования)






Составитель:

Надежда Александровна Лакеева,

методист










Инжавино

2020 г.

Данные методические рекомендации составлены для педагогов дополнительного образования для повышения эффективности их работы по отслеживанию результатов их образовательной деятельности. Если в общем образовании процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся достаточно чётко определен, то в дополнительном образовании детей он вызывает реальные затруднения у педагогов.

Методические рекомендации

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным зна­ниям, умениям и навыкам, но и развитие мно­гообразных личностных качеств учащихся.

Для определения качества учебной и воспитательной работы, т.е. качества образования детей, предлагаются следующие критерии.

Критерии качества на уровне учащегося – это устойчивый интерес к профилю деятельности, динамика достижений детей и ориентирован­ность на выбор профессии (для старшекласс­ников). Результатом при этом является высо­кая степень обученности и высокий уровень развития личностных качеств и творческой активности.

Отслеживание качества образовательного процесса основывается на мониторинге результатов обучения детей по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, рамках компетентностного подхода. Данная работа в каждом детском объединении и учреждении в целом должна проводиться планомерно, по единым критериям и показателям и сопровождаться методическим обеспечением диагностической деятельности.

В учреждении дополнительного образования проводится три вида диагностики результативности образовательного процесса: начальная, промежуточная, итоговая. В связи с этим педагогам необходимо:

  • Реализуемые дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (далее программы) привести в соответствие с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки Российской Федерации;

  • В реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах педагогам отвести часы на проведение начальной, промежуточной и итоговой аттестации;

  • Разработать критерии освоения реализуемых программ учащимися на каждом этапе обучения (на основе изложенных ниже), которые являются для педагога неким «стандартом» для диагностики реальных достижений учащихся детского объединения в конце учебного года или всего срока обучения:

- предметные результаты (знания, умения и навыки), т.е., что ребёнок будет знать и что будет уметь по годам обучения;

- метопредметные результаты. Какие учебные действия освоят учащиеся: регулитивные, коммуникативные и познавательные;

- личностные результаты.

Для отслеживания уровня усвоения зна­ний, умений и навыков по образовательной программе рекомендуется использование технологии оценки уровня компетентности учащегося по теоре­тической и практической подготовке ребенка и по степени сформированности универсаль­ных учебных действий.

Предложенная технология позволяет определять уровень компетентности учащегося (высокий, сред­ний, низкий).

Высокий уровень: учащийся может применять полученные знания в нестандартной ситуации и успешно осваивает более 70 % содержания учебного материала.

Средний уровень: применяет знания в знакомой ситуации, действует по четко обо­значенным правилам, применяет знания на основе обобщенного алгоритма, умеет ана­лизировать ситуацию, делать выводы, про­водить рефлексию собственных действий и успешно осваивает от 50 % до 70 % содер­жания программы.

Низкий уровень: материал усваивает на уровне запоминания и воспроизводит по образцу и инструкции. Успешно осваивает программный материал менее 50 %.

За единицу измерения рекомендуется взять самостоя­тельность (как интегральное качество личности ребенка).

Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностических про­цедур.

Педагогами так же рекомендуется отслеживать и творческие достижения учащихся по результативности их участия в конкурсном движении и оценивать так же по трём уровням:

Низкий уровень – на уровне объединения.

Средний уровень – на уровне учреждения и муниципалитета.

Высокий уровень – на уровне региона и всероссийском уровне.

Данные результаты учитывать при итоговой аттестации по критерию - обученность

Педагогам, реализующим дополнительные общеразвивающие, общеобразовательные программы, необходимо стремиться сформировать клю­чевые компетенции учащихся, добиться по­ложительной динамики личностного развития детей и подростков. Диагностика личностных результатов - наиболее трудный аспект педагогической деятельности. Современная жизнь сегодня требует от выпускника не столько умений выполнять указания педа­гога, сколько решать проблемы жизни само­стоятельно. Не так важно, каким видом дея­тельности занят ребенок. Главное - создать условия, в которых его личный и творческий потенциал получит возможность развития. Задача педагога - помочь ребенку сформировать положительный образ своего «Я», научить устанавливать и поддерживать коммуника­тивные связи в обществе.

Рекомендуется отслеживать динамику личностного развития детей по следующим направлениям. Каждое направление это соответствующий блок личностных качеств:

  • организационно-волевые качества (тер­пение, воля, самоконтроль);

  • ориентационные свойства личности (са­мооценка, интерес к занятиям, творческий потенциал);

  • поведенческие характеристики (тип со­трудничества, конфликтность).

При ведении данного педагогического мониторинга педагогам необходимо использовать: анкеты и тесты по личностному развитию, метод педа­гогического наблюдения.

Для проведения диагностических процедур: начальной, промежуточной и итоговой аттестации, наряду с традиционными формами и методами: открытое занятие для родителей и коллег, собеседование, зачет, выполнение итоговых творческих работ, показательные выступления, зачётный поход, сдача контрольных спортивных нормативов, уча­стие в конкурсах, выставках, соревнованиях, выступление на концертах желательно использовать и инновационные: презентации, защиты проектов, персональ­ные выставки, творческие отчёты в зависимости от возраста учащихся, направ­ленности объединения.

При правильной организации педагоги­ческой диагностики учащиеся не только не боятся проверки их знаний и умений, но и стремятся проявить себя как можно лучше перед сверстниками и взрослыми, получить их одобрение и оценку.

Полученные результаты на каждого ребен­ка педагогам необходимо фиксировать, используя: таблицы, карты развития ребенка, дневники наблю­дения, зачетные ведомости, карты самооценки учащихся и оценки компетентности учащегося педагогом, зачетные ведомости и т.д. Регулярное от­слеживание результатов становится основой для поощрения ребенка за его труд, старание. Такой способ оценивания позволяет сравни­вать достижения ребенка не столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявляя его собственные успехи по сравнению с исходным уровнем. Сравнение результатов позволяет определить уровень продвижения учащегося в освоении программы.

При подведении общих итогов диагностики педагогам необходимо обратить внимание, прежде все­го, на степень выполнения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы учебной группой. Если объективно оценивать результативность реализации лю­бой программы, то 100 % «обученности» быть не может, ведь в учебной группе одновремен­но занимаются дети с разными способностя­ми, возможностями. Анализ таких результатов может стать поводом для пересмотра или кор­рекции общеобразовательной общеразвива­ющей программы: если программу выполнили все дети, то, возможно, она требует некото­рого усложнения; и наоборот, если программу выполнили менее половины учащихся, то она является слишком сложной и нуждается в упрощении. Анализ полученных результатов позволяет педагогу наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по каждому разделу программы, используя личностно - ориентированный подход.

Данная система отслеживания результатов по учебному и воспитательному процессу, является основой итоговой аттестации учащихся.

Обобщённые данные итоговой аттестации, по учреждению в целом, служат материалом для анализа и оценки качества образовательной деятельности и выработке предложений по её улучшению в целом по учреждению.







Приложение

Оценка динамики личностного развития ребенка

в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы


Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Уров-ь

ыраженности

Методы диагностики

1.Организационно-волевые качества

1.1.Терпение




1.2.Воля





1.3. Самоконтроль

Способность переносить нагрузки в течение определенного времени



Способность активно побуждать себя к практическим действиям


Умение контролировать свои поступки

- терпения хватает меньше чем на половину занятия

- терпения хватает больше чем на половину занятия

- терпения хватает на все занятие


- волевые усилия побуждаются извне

- иногда самим ребенком

- всегда самим ребенком


- постоянно находится под воздействием контроля извне

- периодически контролирует себя сам

- постоянно контролирует себя сам

низкий


средний


высо-й


низкий


средний

высо-й



низкий


средний


высо-й








Наблюдение

2.Ориентационные качества

2.1..Самооценка


2.2.Интерес к занятиям








2.3.Творчес

кий потенциал

(способности)

Способность оценивать себя

адекватно реальным достижениям


Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы






Креативность в выполнении творческих работ

- завышенная

- заниженная

- нормальная (адекватная)



- интерес к занятиям продиктован извне

- интерес периодически поддерживается самим ребенком

- интерес постоянно поддерживается самим ребенком.


- начальный уровень

- репродуктивный уровень

- творческий уровень


низкий

средний

высо-й



низкий


средний



высо-й




низкий

средний

высо-й


Тестирование




Анкетирование






Анкетирование

3.Поведенческие качества

3.1.Тип сотрудничест. Отношение к

общим делам

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

- избегает участия в общих делах

- участвует при побуждении извне

- инициативен в общих делах

низкий


средний


высо-й





Наблюдение









Используемые источники

  1. Беспятова Н.К., Яковлев Д.Е. Педагогика и психология дополнительного образования. М,1996.

  2. Братченко С.Л. Верим ли мы в ребенка? Личностный рост с позиций гуманистической психологии. // Журнал практического психолога. 1998. № 1. С.19-30. // Электронный ресурс. http://hpsy.ru/public/x1331.htm

  3. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Н.М. Борытко; под. ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.

  4. Газман О.С. Неклассическое воспитание. – М,2002

  5. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под. Ред. О.Е. Лебедева. –М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с

  6. Дополнительное образование детей: Учебн.пособие для студ.высш.учебн.заведений /Под.ред.О.Е.Лебедева. – М,2000.

  7. Управление качеством образования /Под. ред. Поташника М.М. – М, 2000.





10