Технология педагогического общения
Подготовила учитель истории и обществознания Яковенко Е.В.
2020 г.
Многие серьезные затруднения в решении задач обучении и воспитания возникают из-за неумении учителя правильно организовать общение с детьми.
В.А. Кан-Калик отмечал, что воспитание будет эффективным в том случае, если у ребенка вызвано положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать.
При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения.
Вот почему перед каждым учителем стоит задача овладения технологией педагогического общения.
Виктор Абрамович Кан-Калик
(1946 — 1991, Грозный) — советский педагог, профессор, доктор педагогических наук, ректор Чечено-Ингушского государственного университета в 1990—1991 гг.
Похищен в 1991 году в Грозном. Погиб от рук неустановленных лиц по неизвестным мотивам.
Основные трудности, которые испытывает педагог
в общении с учащимися, связаны:
- с неумением наладить контакт;
- управлять общением учащихся на уроке;
- выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач;
- непониманием внутренней психологической позиции ученика;
- трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу;
- неумение управлять собственным психическим состоянием в общении.
Владение учителем технологией педагогического общения обусловливает отношение детей к учителю, которое они часто переносят на предмет, который он преподает.
Общение в педагогической деятельности:
- средство решения учебных задач;
- Социально - психологическое обеспечение образовательного процесса;
- способ организации взаимоотношений педагога и детей, обусловливающих успешность обучения и воспитания.
Технология заключается:
- в умениях передать информацию;
- понять состояние ученика;
- в организации взаимоотношений с детьми;
- в искусстве воздействия на партнера по общению;
- в искусстве управлять собственным психическим состоянием.
Процесс педагогического общения может быть представлен как система коммуникативных задач.
Этапы решения:
- анализ ситуации;
- перебор вариантов и выбор из них оптимального;
- коммуникативное взаимодействие;
- анализ его результатов.
Например, при возникновении задачи объяснения нового материала педагог анализирует педагогическую ситуацию, перебирает возможные варианты объяснения, избирает оптимальные методы и затем осуществляет педагогическое действие.
Таким образом, коммуникативная задача есть та же педагогическая задача, но переведенная на язык коммуникации.
Этапы решения коммуникативной ситуации:
Этап ориентирования: осознание педагогом собственного стиля общения с учащимися; мысленное восстановление предыдущих особенностей общения в данном коллективе – коммуникативная память; уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях деятельности, исходя из ситуации в классе и текущих педагогических задач.
Этап привлечения к себе внимания: варианты: речевой – вербальное общение с учащимися; пауза с активным внутренним требованием внимания к себе; двигательно-знаковый – развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.; смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих.
Основной этап решения коммуникативной задачи – осуществление вербального общения. Успешность такого общения предполагает наличие у педагога хорошей вербальной памяти; умений правильно отбирать языковые средства, обеспечивающие яркую, выразительную речь, логически строить изложение передаваемой информации, ориентировать речь на собеседника; высокого уровня антиципации (предвосхищения).
Заключительный этап решения коммуникативной задачи – организация содержательной и эмоциональной обратной связи: дает информацию об уровне усвоения учащимися учебного материала. Она осуществляется с помощью фронтального и оперативного индивидуального опроса, периодической постановки вопросов на выяснение понимания и анализа выполненных заданий. Эмоциональная обратная связь устанавливается педагогом через чувствование настроя класса на данном уроке или мероприятии, уловить который можно только по поведению учащихся, выражениям их лиц и глаз, по отдельным репликам и эмоциональным реакциям.
Стадии педагогического общения и технология их реализации.
Первая стадия – моделирование , связанное с осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом. Технология осуществления (по В.А. Кан-Калику):
- вспомните конкретный класс или ряд классных коллективов, в которых предстоит давать уроки;
- попытайтесь восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения именно с данным коллективом, стремитесь развивать положительные эмоции от общения с классом и блокировать отрицательные – они будут вам мешать;
- вспомните, какой тип общения свойственен вам именно в данном классе, возможен ли он на сегодняшнем уроке, вписывается ли в него;
- попытайтесь представить, как класс воспримет вас и материал урока;
- соотнесите присущий вам стиль общения с классом с задачами (обучающими, развивающими, воспитывающими) сегодняшнего урока, попытайтесь добиться их единства;
- работая над конспектом, планируя фрагменты и части урока, представьте себе общую психологическую атмосферу их реализации;
- вспомните ваши взаимоотношении с отдельными учащимися, избегайте стереотипных психологических установок по отношению к детям;
- попытайтесь почувствовать предстоящую атмосферу общения на уроке, это сделает вас более уверенным.
Вторая стадия – организация непосредственного общения, во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением.
С этой целью осуществляется ориентировка в условиях предстоящего общения, которая может включать такие моменты, как осознание педагогом стиля собственного общения с учащимися; мысленное восстановление опыта его общения с данным классом; уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях.
Важным моментом является привлечение педагогом внимания учащихся, поскольку эффективное общение с классом возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге.
Третья стадия – управление общением, суть которого состоит в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия. Приемы:
- оперативность при организации начального контакта с классом;
- оперативный переход от организационных процедур (приветствия, усаживании и т.п.) к деловому и личностному общению;
- отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия;
- оперативное достижение социально-психологического единства с классом, формирование чувства «мы»;
- введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми;
- преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся;
- организации цельного контакта со всем классом;
- постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;
- сокращение запрещающих педагогических требований и расширение позитивно-ориентировочных;
- внимание к внешности: опрятность, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т.п.
- использование речевых и невербальных средств взаимодействия: активное включение мимики, контакт глазами и т.п.;
- умение «транслировать» в класс собственную расположенность к детям, дружественность;
- нахождение ярких, притягательных целей деятельности и показ путей их достижения;
- понимание ситуативной внутренней настроенности учащихся, учет этого состоянии, передача учащимся этого понимании;
- достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.
Четвертая стадия – анализ хода и результатов осуществленной технологии педагогического общения (стадия обратной связи в общении). По своему содержанию и технологии реализации соответствует заключительному этапу решении коммуникативной задачи. Цель – коррекция.
Представленная логика и этапность процесса педагогического общения в реальной педагогической деятельности может быть и иной.
Некоторые этапы могут быть свернутыми или недостаточно четко проявленными, а иногда, напротив, чрезмерно растянутыми.
Однако представленная логика раскрывает наиболее типичные ситуации, складывающиеся в процессе педагогического общения.
Спасибо за внимание!