СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Технология педагогического общения"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Технология педагогического общения"

поможет молодым специалистам овладеть навыками общения с обучающимися.

Просмотр содержимого документа
«"Технология педагогического общения"»

Технология  педагогического общения Подготовила учитель истории и обществознания Яковенко Е.В. 2020 г.

Технология педагогического общения

Подготовила учитель истории и обществознания Яковенко Е.В.

2020 г.

 Многие серьезные затруднения в решении задач обучении и воспитания возникают из-за неумении учителя правильно организовать общение с детьми.   В.А. Кан-Калик отмечал, что воспитание будет эффективным в том случае, если у ребенка вызвано положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать.   При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения.   Вот почему перед каждым учителем стоит задача овладения технологией педагогического общения. Виктор Абрамович Кан-Калик  (1946 — 1991, Грозный) — советский педагог, профессор, доктор педагогических наук, ректор Чечено-Ингушского государственного университета в 1990—1991 гг.  Похищен в 1991 году в Грозном. Погиб от рук неустановленных лиц по неизвестным мотивам.

Многие серьезные затруднения в решении задач обучении и воспитания возникают из-за неумении учителя правильно организовать общение с детьми.

В.А. Кан-Калик отмечал, что воспитание будет эффективным в том случае, если у ребенка вызвано положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать.

При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения.

Вот почему перед каждым учителем стоит задача овладения технологией педагогического общения.

Виктор Абрамович Кан-Калик

(1946 — 1991, Грозный) — советский педагог, профессор, доктор педагогических наук, ректор Чечено-Ингушского государственного университета в 1990—1991 гг.

Похищен в 1991 году в Грозном. Погиб от рук неустановленных лиц по неизвестным мотивам.

Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны: с неумением наладить контакт; управлять общением учащихся на уроке; выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач; непониманием внутренней психологической позиции ученика; трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу; неумение управлять собственным психическим состоянием в общении.

Основные трудности, которые испытывает педагог

в общении с учащимися, связаны:

  • с неумением наладить контакт;
  • управлять общением учащихся на уроке;
  • выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач;
  • непониманием внутренней психологической позиции ученика;
  • трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу;
  • неумение управлять собственным психическим состоянием в общении.
 Владение учителем технологией педагогического общения обусловливает отношение детей к учителю, которое они часто переносят на предмет, который он преподает.   Общение в педагогической деятельности:  средство решения учебных задач; Социально - психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений педагога и детей, обусловливающих успешность обучения и воспитания.

Владение учителем технологией педагогического общения обусловливает отношение детей к учителю, которое они часто переносят на предмет, который он преподает.

Общение в педагогической деятельности:

  • средство решения учебных задач;
  • Социально - психологическое обеспечение образовательного процесса;
  • способ организации взаимоотношений педагога и детей, обусловливающих успешность обучения и воспитания.
Технология заключается: в умениях передать информацию; понять состояние ученика; в организации взаимоотношений с детьми; в искусстве воздействия на партнера по общению; в искусстве управлять собственным психическим состоянием.

Технология заключается:

  • в умениях передать информацию;
  • понять состояние ученика;
  • в организации взаимоотношений с детьми;
  • в искусстве воздействия на партнера по общению;
  • в искусстве управлять собственным психическим состоянием.
 Процесс педагогического общения может быть представлен как система коммуникативных задач.  Этапы решения: анализ ситуации; перебор вариантов и выбор из них оптимального; коммуникативное взаимодействие; анализ его результатов.

Процесс педагогического общения может быть представлен как система коммуникативных задач. 

Этапы решения:

  • анализ ситуации;
  • перебор вариантов и выбор из них оптимального;
  • коммуникативное взаимодействие;
  • анализ его результатов.
 Например, при возникновении задачи объяснения нового материала педагог анализирует педагогическую ситуацию, перебирает возможные варианты объяснения, избирает оптимальные методы и затем осуществляет педагогическое действие.  Таким образом,  коммуникативная задача есть та же педагогическая задача, но переведенная на язык коммуникации.

Например, при возникновении задачи объяснения нового материала педагог анализирует педагогическую ситуацию, перебирает возможные варианты объяснения, избирает оптимальные методы и затем осуществляет педагогическое действие.

Таким образом,  коммуникативная задача есть та же педагогическая задача, но переведенная на язык коммуникации.

Этапы решения коммуникативной ситуации:

Этап ориентирования: осознание педагогом собственного стиля общения с учащимися; мысленное восстановление предыдущих особенностей общения в данном коллективе – коммуникативная память; уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях деятельности, исходя из ситуации в классе и текущих педагогических задач.

Этап привлечения к себе внимания: варианты: речевой – вербальное общение с учащимися; пауза с активным внутренним требованием внимания к себе; двигательно-знаковый – развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.; смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих.

Основной этап  решения коммуникативной задачи – осуществление вербального общения. Успешность такого общения предполагает наличие у педагога хорошей вербальной памяти; умений правильно отбирать языковые средства, обеспечивающие яркую, выразительную речь, логически строить изложение передаваемой информации, ориентировать речь на собеседника; высокого уровня антиципации (предвосхищения).

Заключительный этап  решения коммуникативной задачи – организация содержательной и эмоциональной обратной связи: дает информацию об уровне усвоения учащимися учебного материала. Она осуществляется с помощью фронтального и оперативного индивидуального опроса, периодической постановки вопросов на выяснение понимания и анализа выполненных заданий. Эмоциональная обратная связь устанавливается педагогом через чувствование настроя класса на данном уроке или мероприятии, уловить который можно только по поведению учащихся, выражениям их лиц и глаз, по отдельным репликам и эмоциональным реакциям.

Стадии педагогического общения и технология их реализации.

Первая стадия – моделирование , связанное с осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом. Технология осуществления (по В.А. Кан-Калику):

  • вспомните конкретный класс или ряд классных коллективов, в которых предстоит давать уроки;
  • попытайтесь восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения именно с данным коллективом, стремитесь развивать положительные эмоции от общения с классом и блокировать отрицательные – они будут вам мешать;
  • вспомните, какой тип общения свойственен вам именно в данном классе, возможен ли он на сегодняшнем уроке, вписывается ли в него;
  • попытайтесь представить, как класс воспримет вас и материал урока;
  • соотнесите присущий вам стиль общения с классом с задачами (обучающими, развивающими, воспитывающими) сегодняшнего урока, попытайтесь добиться их единства;
  • работая над конспектом, планируя фрагменты и части урока, представьте себе общую психологическую атмосферу их реализации;
  • вспомните ваши взаимоотношении с отдельными учащимися, избегайте стереотипных психологических установок по отношению к детям;
  • попытайтесь почувствовать предстоящую атмосферу общения на уроке, это сделает вас более уверенным.
 Вторая стадия  – организация непосредственного общения, во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением.  С этой целью осуществляется ориентировка в условиях предстоящего общения, которая может включать такие моменты, как осознание педагогом стиля собственного общения с учащимися; мысленное восстановление опыта его общения с данным классом; уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях.  Важным моментом является привлечение педагогом внимания учащихся, поскольку эффективное общение с классом возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге.

Вторая стадия  – организация непосредственного общения, во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением.

С этой целью осуществляется ориентировка в условиях предстоящего общения, которая может включать такие моменты, как осознание педагогом стиля собственного общения с учащимися; мысленное восстановление опыта его общения с данным классом; уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях.

Важным моментом является привлечение педагогом внимания учащихся, поскольку эффективное общение с классом возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге.

Третья стадия   – управление общением, суть которого состоит в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия. Приемы:

  • оперативность при организации начального контакта с классом;
  • оперативный переход от организационных процедур (приветствия, усаживании и т.п.) к деловому и личностному общению;
  • отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия;
  • оперативное достижение социально-психологического единства с классом, формирование чувства «мы»;
  • введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми;
  • преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся;
  • организации цельного контакта со всем классом;
  • постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;
  • сокращение запрещающих педагогических требований и расширение позитивно-ориентировочных;
  • внимание к внешности: опрятность, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т.п.
  • использование речевых и невербальных средств взаимодействия: активное включение мимики, контакт глазами и т.п.;
  • умение «транслировать» в класс собственную расположенность к детям, дружественность;
  • нахождение ярких, притягательных целей деятельности и показ путей их достижения;
  • понимание ситуативной внутренней настроенности учащихся, учет этого состоянии, передача учащимся этого понимании;
  • достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.
 Четвертая стадия  – анализ хода и результатов осуществленной технологии педагогического общения (стадия обратной связи в общении). По своему содержанию и технологии реализации соответствует заключительному этапу решении коммуникативной задачи.  Цель – коррекция.  Представленная логика и этапность процесса педагогического общения в реальной педагогической деятельности может быть и иной.  Некоторые этапы могут быть свернутыми или недостаточно четко проявленными, а иногда, напротив, чрезмерно растянутыми.  Однако представленная логика раскрывает наиболее типичные ситуации, складывающиеся в процессе педагогического общения.

Четвертая стадия  – анализ хода и результатов осуществленной технологии педагогического общения (стадия обратной связи в общении). По своему содержанию и технологии реализации соответствует заключительному этапу решении коммуникативной задачи. Цель – коррекция.

Представленная логика и этапность процесса педагогического общения в реальной педагогической деятельности может быть и иной.

Некоторые этапы могут быть свернутыми или недостаточно четко проявленными, а иногда, напротив, чрезмерно растянутыми.

Однако представленная логика раскрывает наиболее типичные ситуации, складывающиеся в процессе педагогического общения.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!