СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология "Письма" . Сказанные слова забываются...

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание работы в начальной школе  по технологии духовно-нравственного воспитания  "Письма" , разработанной Е.В. Бачевой.

Просмотр содержимого документа
«Технология "Письма" . Сказанные слова забываются...»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Березовская средняя общеобразовательная школа №2»






Сказанные слова забываются,

а письма остаются в сердце навсегда…


(Технология написания писем)




Автор: Зырянова Анна Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «Березовская СОШ № 2»










Пермь, 2020 г.


Сказанные слова забываются, а письма остаются в сердце навсегда…


Духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Письмо - одна из технологий духовно-нравственного воспитания, предложенной нам Еленой Владимировной Бачевой. Почему мы обратились именно к письму? Потому что письмо сегодня такая редкость, а ведь это чудесный способ общения, возможность поразмыслить, излить на бумаге свои чувства.

Сказанные слова - забываются, а письма... письма остаются в нашем сердце навсегда!

Как часто мы в современной школе наблюдаем детскую недоброжелательность, нетерпение к другому, нежелание прощать огрехи других, неумение сделать шаг в сторону примирения.

Цель нашей деятельности - через технологии написания письма помочь детям сдружиться, лучше узнать друг друга и себя, понять и принять своих близких и родных, увидеть сильные стороны других, научиться прощать и просить прощение, благодарить и помнить.

Письмо – беседа с другим и тем самым с самим с собой. Эту особенность письма подчёркивает и педагог Ш. Амонашвили : «Нелегкие вопросы задает себе порой человек, склонившийся над письмом: так ли я живу, что думают обо мне сверстники. Работа над письмом – это и работа над собой».

Результат, предполагаемый нами, оправдал наши ожидания: дети стали больше доверять друг другу, понимать и принимать друг друга, чувствовать, эмоционально откликаться и сопереживать другому, смогли заглянуть в себя, разобраться во взаимоотношениях с одноклассниками и близкими людьми.

Прежде чем приступить к работе над написанием писем, мы изучили ресурсы Интернет по данному вопросу. Оттолкнувшись от материалов психологов, методики написания «Любовного письма» психотерапевта Джона Грэя, проекта «Письма о любви», содержащую коллекцию писем о любви в человеческой истории, статей православной церкви о Прощенном воскресении , мы разработали технологию по написанию писем с целью наладить отношения.

В течение года проводились классные часы, на которых дети знакомились с историей письма, правилами составления писем, узнавали о таких формах письма, как письмо- пожелание, письмо- прощение, письмо-благодарность, письмо- признание, письмо-примирение. В содержание классного часа входили такие формы : беседа - погружение в тему ( почему надо уметь прощать, стоит ли жить с обидой , за что мы должны быть благодарны, достоинства и слабости человека, умеем ли мы радоваться успехам другого), обсуждение вопроса в группах( для кого, с какой целью, какие слова можно использовать, примеры подобных писем и т.п.) , написание писем в группе и индивидуально. Написанные письма по желанию детей прочитывали вслух для всех учащихся, вручали адресату. Помимо возможности написать письмо на классном часе , у детей была возможность написать письмо однокласснику в каникулы, письмо- «валентинку», письмо-поздравление в день рождения, письмо от класса заболевшему ученику, совместное письмо, написанное всеми ребятами о новостях в классе (мы назвали его «письмо из Простоквашино»), письмо маме и папе, бабушке и дедушке. В классе мы оформляли выставку писем к праздникам, на которые приглашались родители, бабушки и дедушки.

Деятельность по данной технологии вызвала большой интерес не только у учащихся, но и у родителей. На письма детей многие из них написали ответ и высказали мнение, что письма сблизили их с детьми, позволили высказать на бумаге те слова, которые не каждый сможет произнести вслух. Значение переписки между членами семьи трудно переоценить, ведь написать мы можем гораздо больше, чем сказали бы в глаза. Сколько теплоты, заботы и нежности могут передать слова на бумаге, особенно тогда, когда они адресованы самым любимым людям. 

Когда пишешь, проще сформулировать проблемы и пути их решения, при этом они не будут окрашены нежелательными эмоциями. Проще сосредоточиться и сказать все, что хотелось, ничего при этом не упустив. Таким образом, можно уладить, казалось бы, неразрешимый конфликт.

Письма объединили учащихся, позволили открыть новые формы общения, приобрести новые социальные знания. Учащиеся и их родители получили опыт эмоциональных переживаний, позитивного отношения к общечеловеческим и семейным ценностям. Использование технологии «Письма» даёт возможность педагогам оказать помощь семье в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, укреплять семейные взаимоотношения.

В преддверии дня Победы дети написали письма ветеранам, которые вручили на митинге. Было очень приятно детям увидеть отзыв ветеранов через районную газету.

Несомненно, технология написания письма предполагает предварительную работу, для того, чтобы раскрылось детское сердце, затрепетала душа, произошел разговор ума и сердца.


Как пример , приведем этапы работы над написанием письма- благодарности ветеранам войны.

1.Беседа- погружение в тему.

Ученикам раздаются листы бумаги, на которых им необходимо закончить предложение: «Война для человека- это…»( дети приводят ассоциативный ряд)

\ учащиеся оформляют записи на листочках, озвучивают результаты\

2. Групповая работа - «Солнышко чувств».

Детям предлагаются вопросы:

-Какие чувства испытывал молодой солдат, отправившись на войну?

-Какие чувства испытывал солдат, вернувшийся с победой?

-Какие чувства испытывает в настоящее время бывший солдат- ветеран войны?

\ работа проводится в группах, результаты озвучиваются\

3.Эмоциональный настрой.

Дети просматривают фотографии ветеранов, видеоролик, фильм, слушают рассказ, стихотворения (на выбор учителя)…

4. Написание писем.

На доске ученикам предлагаются опорные слова, с которых может начаться мысль, от которых можно оттолкнуться.

5. Чтение писем по желанию детей.

Как правило, авторы писем с удовольствием делятся словами , которые идут от сердца и согревают.

На уроке литературы мы познакомились с творчеством Новеллы Матвеевой. Дети, узнав, что автор стихов наша современница , написали ей письмо, где выразили свое отношение к творчеству поэтессы. После встречи с интересным человеком - поэтессой нашего села З.А.Шеретовой, дети написали ей трогательные письма признательности, в которых были такие строчки:

« Вы такая молодая и красивая! Я теперь поклонница ваших стихов.»

« Мне очень понравилось, что вы нашли время прийти к нам.»

«Спасибо, что вы пришли к нам и рассказали так много интересного.»

« Все поэты живут долго. Живите и вы …»

Мы были очень благодарны, когда через день нам пришел ответ со словами признательности .

На выпускном вечере мои выпускники приготовили сюрприз- вручили мне свои письма со словами любви.

В новом учебном году с первоклассниками свою деятельность я начала с писем. Каждый из детей летом получил от меня письмо, где написано о долгожданной встрече. Интересно то, что некоторые дети это письмо вложили в свое портфолио.

Письма (к любимым, к детям, к себе и др.) — технология отлаживания отношений, форма самоанализа и самопрограммирования, своеобразный тренинг сердца на доброту и милосердие, способ узнать друг друга.

Сказанные слова - забываются, а письма... письма остаются в нашем сердце навсегда!  Пишите друг другу тёплые, добрые, искренние и неповторимые письма и пусть не иссякнет ощущение радости и счастья от долгожданного письма в конверте.






















8