СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Технология подготовки урока в современной образовательной среде"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по ФГОС. Ступени перехода.Виды и формы работы на уроке.

Просмотр содержимого документа
«"Технология подготовки урока в современной образовательной среде"»

«Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде» Заседание № 2

«Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде»

Заседание № 2

1. Проектирование современного урока с учётом  требований ФГОС ООО

1. Проектирование современного урока с учётом требований ФГОС ООО

Структура ФГОС Ключевое понятие стандарта – основная образовательная программа (ООП). Группы требований: -к результатам освоения ООП; -к структуре ООП; -к условиям реализации ООП. С точки зрения действующего учителя, ФГОС это – в первую очередь, результаты освоения ООП (обучения)

Структура ФГОС

Ключевое понятие стандарта – основная образовательная программа (ООП).

Группы требований:

-к результатам освоения ООП;

-к структуре ООП;

-к условиям реализации ООП.

С точки зрения действующего учителя, ФГОС это – в первую очередь, результаты освоения ООП (обучения)

Группы требований к результатам обучения -предметные (географические знания и умения и возможность их использования в реальной жизни); - личностные (определенные качества личности, востребованные современным обществом: гражданственность, патриотизм, толерантность и др.); -метапредметные (универсальные учебные действия и межпредметные понятия)

Группы требований к результатам обучения

-предметные (географические знания и умения и возможность их использования в реальной жизни);

- личностные (определенные качества личности, востребованные современным обществом: гражданственность, патриотизм, толерантность и др.);

-метапредметные (универсальные учебные действия и межпредметные понятия)

Тенденция в изменении уроков географии Традиционный урок Современный урок 1990-ые годы «Фгосовский» урок 2014-… годы

Тенденция в изменении уроков географии

Традиционный урок

Современный урок

1990-ые годы

«Фгосовский» урок

2014-… годы

Критерии Традиционный урок Цель : Урок в условиях введения ФГОС Формирование ЗУН Ведущий тип деятельности Развитие личности Способ усвоения материала Репродуктивный, воспроизводящий Исследовательский, продуктивный, творческий Деятельность по образцу Контроль Мыслительная деятельность, рефлексия Контроль и самоконтроль усвоения нового материала Целеполагание Самооценка , рефлексия результатов деятельности Определяет учитель Определяют ученик и учитель по согласованию

Критерии

Традиционный урок

Цель :

Урок в условиях введения ФГОС

Формирование ЗУН

Ведущий тип деятельности

Развитие личности

Способ усвоения материала

Репродуктивный, воспроизводящий

Исследовательский, продуктивный, творческий

Деятельность по образцу

Контроль

Мыслительная деятельность, рефлексия

Контроль и самоконтроль усвоения нового материала

Целеполагание

Самооценка , рефлексия результатов деятельности

Определяет учитель

Определяют ученик и учитель по согласованию

совершенствование средств обучения, широкое использование цифровых средств; электронные приложения – необходимый элемент УМК; (при этом наиболее важно не собственно средство, а способ его использования); более широкое использование коллективных форм организации учебной деятельности; (урок не считается «фгосовским», если на нём не использовалась групповая работа, и парты не стояли «кружком» ???); «господство» демократического стиля общения (при иных стилях сложнее формировать коммуникативные УУД) " width="640"

Устойчивые тенденции в цепочке уроков: традиционный – «современный» – «фгосовский»

совершенствование средств обучения, широкое использование цифровых средств; электронные приложения – необходимый элемент УМК; (при этом наиболее важно не собственно средство, а способ его использования);

более широкое использование коллективных форм организации учебной деятельности; (урок не считается «фгосовским», если на нём не использовалась групповая работа, и парты не стояли «кружком» ???);

«господство» демократического стиля общения (при иных стилях сложнее формировать коммуникативные УУД)

Наиболее значимый признак  «фгосовского урока» Направленность на реализацию деятельностного подхода в обучении. Главная идея в достаточной степени очевидна: в основе усвоения системы научных знаний должна находиться система учебных действий.  В целом программа развития универсальных учебных действий направлена на формирование важнейшей компетентности личности – умения учиться, и создания благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащегося.

Наиболее значимый признак «фгосовского урока»

Направленность на реализацию деятельностного подхода в обучении. Главная идея в достаточной степени очевидна: в основе усвоения системы научных знаний должна находиться система учебных действий.

В целом программа развития универсальных учебных действий направлена на формирование важнейшей компетентности личности – умения учиться, и создания благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащегося.

Высотная поясность. Традиционный урок .  Актуализация опорных знаний ;  Рассказ учителя с целью формирования понятия «высотная поясность»; Объяснение учителем отличий высотной поясности и широтной зональности; причин, определяющих число высотных поясов в горах; Определение по карте природных зон районов распространения высотной поясности и нанесение их на контурные карты; Заполнение таблицы с набором высотных поясов различных горных систем под руководством учителя; Закрепление материала, с использованием вопросов первого уровня усвоения (воспроизведение материала)

Высотная поясность. Традиционный урок .

  • Актуализация опорных знаний ;
  • Рассказ учителя с целью формирования понятия «высотная поясность»;
  • Объяснение учителем отличий высотной поясности и широтной зональности; причин, определяющих число высотных поясов в горах;
  • Определение по карте природных зон районов распространения высотной поясности и нанесение их на контурные карты;
  • Заполнение таблицы с набором высотных поясов различных горных систем под руководством учителя;
  • Закрепление материала, с использованием вопросов первого уровня усвоения (воспроизведение материала)
Высотная поясность. Современный урок (1990гг.) Сопоставление физической карты с картой природных зон, формулировка вывода; Обсуждение существенных признаков понятия «высотная поясность»; Работа со средствами наглядности (возможно презентацией), с целью выявления особенностей высотной поясности различных горных систем; Беседа о причинах определяющих разнообразие высотных поясов; формулировка вывода; Прослушивание докладов школьников (работа с текстом учебника), и установление особенностей проявления высотной поясности в горах России

Высотная поясность. Современный урок (1990гг.)

  • Сопоставление физической карты с картой природных зон, формулировка вывода;
  • Обсуждение существенных признаков понятия «высотная поясность»;
  • Работа со средствами наглядности (возможно презентацией), с целью выявления особенностей высотной поясности различных горных систем;
  • Беседа о причинах определяющих разнообразие высотных поясов; формулировка вывода;
  • Прослушивание докладов школьников (работа с текстом учебника), и установление особенностей проявления высотной поясности в горах России
Высотная поясность: «фгосовский урок»  формулировка дедуктивного умозаключения: Изменение климатических условий вызывает смену почв, растительности и животного мира Климатические условия (сочетание тепла и влаги) изменяются с поднятием в горы ?  формулировка понятия «высотная поясность» – закономерная смена почв, растительности, животного мира, в зависимости от высоты места;  сравнение понятий «широтная зональность» и «высотная поясность»; заполнение сравнительной таблицы; Сходства Различия Широтная зональность 1. Закономерная смена компонентов природы Высотная поясность Проявляется на равнинах Проявляется в горах

Высотная поясность: «фгосовский урок»

  • формулировка дедуктивного умозаключения:

Изменение климатических условий вызывает смену почв, растительности и животного мира

Климатические условия (сочетание тепла и влаги) изменяются с поднятием в горы

?

  • формулировка понятия «высотная поясность» – закономерная смена почв, растительности, животного мира, в зависимости от высоты места;
  • сравнение понятий «широтная зональность» и «высотная поясность»; заполнение сравнительной таблицы;

Сходства

Различия

Широтная зональность

1. Закономерная смена компонентов природы

Высотная поясность

Проявляется на равнинах

Проявляется в горах

Высотная поясность. «Фгосовский» урок. Продолжение.  установление причин, определяющих набор высотных поясов (мини-исследование) Используя текст учебника, заполните схемы. Сформулируйте вывод: Большее разнообразие высотных поясов свойственно _________, поскольку высота у этих гор _________ .

Высотная поясность. «Фгосовский» урок. Продолжение.

  • установление причин, определяющих набор высотных поясов (мини-исследование)

Используя текст учебника, заполните схемы. Сформулируйте вывод: Большее разнообразие высотных поясов свойственно _________, поскольку высота у этих гор _________ .

Продолжение: Сформулируйте вывод: Самое большое разнообразие высотных поясов свойственно ___________, поскольку эта часть гор расположена _____________________________ . Продолжите заполнение схемы:

Продолжение:

Сформулируйте вывод: Самое большое разнообразие высотных поясов свойственно ___________, поскольку эта часть гор расположена _____________________________ .

Продолжите заполнение схемы:

Структура урока по ФГОС: 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (органи- зационный этап 1-2 минуты). 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут. 3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут. 4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут. 5. Реализация построенного проекта 4-5 минут. 6. Первичное закрепление 4-5 минут. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут. 8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут. 9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

Структура урока по ФГОС:

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (органи-

зационный этап 1-2 минуты).

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.

5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.

6. Первичное закрепление 4-5 минут.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.

8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.

9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

Основные трудности при подготовке урока в условиях ФГОС: Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока. Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её. Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя. Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока. Контрольно-оценочная деятельность.

Основные трудности при подготовке урока в условиях ФГОС:

  • Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока.
  • Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её.
  • Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
  • Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.
  • Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока.
  • Контрольно-оценочная деятельность.
2. Использование опорно-логических схем в изучении отдельных тем географии.

2. Использование опорно-логических схем в изучении отдельных тем географии.

Спасибо за работу!

Спасибо за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!