«Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде»
Заседание № 2
1. Проектирование современного урока с учётом требований ФГОС ООО
Структура ФГОС
Ключевое понятие стандарта – основная образовательная программа (ООП).
Группы требований:
-к результатам освоения ООП;
-к структуре ООП;
-к условиям реализации ООП.
С точки зрения действующего учителя, ФГОС это – в первую очередь, результаты освоения ООП (обучения)
Группы требований к результатам обучения
-предметные (географические знания и умения и возможность их использования в реальной жизни);
- личностные (определенные качества личности, востребованные современным обществом: гражданственность, патриотизм, толерантность и др.);
-метапредметные (универсальные учебные действия и межпредметные понятия)
Тенденция в изменении уроков географии
Традиционный урок
Современный урок
1990-ые годы
«Фгосовский» урок
2014-… годы
Критерии
Традиционный урок
Цель :
Урок в условиях введения ФГОС
Формирование ЗУН
Ведущий тип деятельности
Развитие личности
Способ усвоения материала
Репродуктивный, воспроизводящий
Исследовательский, продуктивный, творческий
Деятельность по образцу
Контроль
Мыслительная деятельность, рефлексия
Контроль и самоконтроль усвоения нового материала
Целеполагание
Самооценка , рефлексия результатов деятельности
Определяет учитель
Определяют ученик и учитель по согласованию
совершенствование средств обучения, широкое использование цифровых средств; электронные приложения – необходимый элемент УМК; (при этом наиболее важно не собственно средство, а способ его использования); более широкое использование коллективных форм организации учебной деятельности; (урок не считается «фгосовским», если на нём не использовалась групповая работа, и парты не стояли «кружком» ???); «господство» демократического стиля общения (при иных стилях сложнее формировать коммуникативные УУД) " width="640"
Устойчивые тенденции в цепочке уроков: традиционный – «современный» – «фгосовский»
совершенствование средств обучения, широкое использование цифровых средств; электронные приложения – необходимый элемент УМК; (при этом наиболее важно не собственно средство, а способ его использования);
более широкое использование коллективных форм организации учебной деятельности; (урок не считается «фгосовским», если на нём не использовалась групповая работа, и парты не стояли «кружком» ???);
«господство» демократического стиля общения (при иных стилях сложнее формировать коммуникативные УУД)
Наиболее значимый признак «фгосовского урока»
Направленность на реализацию деятельностного подхода в обучении. Главная идея в достаточной степени очевидна: в основе усвоения системы научных знаний должна находиться система учебных действий.
В целом программа развития универсальных учебных действий направлена на формирование важнейшей компетентности личности – умения учиться, и создания благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащегося.
Высотная поясность. Традиционный урок .
- Актуализация опорных знаний ;
- Рассказ учителя с целью формирования понятия «высотная поясность»;
- Объяснение учителем отличий высотной поясности и широтной зональности; причин, определяющих число высотных поясов в горах;
- Определение по карте природных зон районов распространения высотной поясности и нанесение их на контурные карты;
- Заполнение таблицы с набором высотных поясов различных горных систем под руководством учителя;
- Закрепление материала, с использованием вопросов первого уровня усвоения (воспроизведение материала)
Высотная поясность. Современный урок (1990гг.)
- Сопоставление физической карты с картой природных зон, формулировка вывода;
- Обсуждение существенных признаков понятия «высотная поясность»;
- Работа со средствами наглядности (возможно презентацией), с целью выявления особенностей высотной поясности различных горных систем;
- Беседа о причинах определяющих разнообразие высотных поясов; формулировка вывода;
- Прослушивание докладов школьников (работа с текстом учебника), и установление особенностей проявления высотной поясности в горах России
Высотная поясность: «фгосовский урок»
- формулировка дедуктивного умозаключения:
Изменение климатических условий вызывает смену почв, растительности и животного мира
Климатические условия (сочетание тепла и влаги) изменяются с поднятием в горы
?
- формулировка понятия «высотная поясность» – закономерная смена почв, растительности, животного мира, в зависимости от высоты места;
- сравнение понятий «широтная зональность» и «высотная поясность»; заполнение сравнительной таблицы;
Сходства
Различия
Широтная зональность
1. Закономерная смена компонентов природы
Высотная поясность
Проявляется на равнинах
Проявляется в горах
Высотная поясность. «Фгосовский» урок. Продолжение.
- установление причин, определяющих набор высотных поясов (мини-исследование)
Используя текст учебника, заполните схемы. Сформулируйте вывод: Большее разнообразие высотных поясов свойственно _________, поскольку высота у этих гор _________ .
Продолжение:
Сформулируйте вывод: Самое большое разнообразие высотных поясов свойственно ___________, поскольку эта часть гор расположена _____________________________ .
Продолжите заполнение схемы:
Структура урока по ФГОС:
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (органи-
зационный этап 1-2 минуты).
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.
5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.
6. Первичное закрепление 4-5 минут.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.
8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.
Основные трудности при подготовке урока в условиях ФГОС:
- Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока.
- Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её.
- Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
- Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.
- Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока.
- Контрольно-оценочная деятельность.
2. Использование опорно-логических схем в изучении отдельных тем географии.
Спасибо за работу!