Технология предметно – развивающей среды
Предметно-развивающая среда в ДОУ
- Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов;
- Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому мы воспитатели испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Что такое предметно – развивающая среда?
Известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Среда развития ребенка – это комплекс материально – технических, санитарно – гигиенических, социально – бытовых, общественных, эстетических, психолого – педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ .
Требования ФГОС к предметно - развивающей среде:
1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда
должна отражать содержание образовательных областей:
-социально-коммуникативное развитие
должна быть:
-содержательно-насыщенной
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие.
-трансформируемой
-полифункциональной
-вариативной
-доступной
-безопасной
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности:
- игровая
- коммуникативная
- познавательно-исследовательская
- восприятие художественной литературы и фольклора
- самообслуживание и элементарный бытовой труд
- конструирование из разного материала
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
- музыкальная
- двигательная
Моя работа начинается с утреннего приёма детей в группу. В раздевалке расположен информационный уголок для родителей, сделанный мной с помощью стройматериалов и эскиза в программе «Фотошоп», куда помещается необходимая информация, консультации и советы родителям. А также стенд « Остановись мгновение», где родители могут увидеть деятельность своих детей в детском саду.
Демонстрация работ детей должна быть эстетично оформлена и доступна родителям, поэтому в раздевалку мною были сделаны: «доска для лепки», «наш вернисаж»
Учебная зона. Столы и стулья, с регулируемыми ножками, размещены в соответствии с нормами СанПиН.
Центр творчества. Целью его является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей.
Центр книги Здесь находятся книги и иллюстрации, которые обновляются по мере прохождения материала. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.
Патриотический уголок отражает приоритетное направление развития детского сада, способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, города.
Центр музыкального развития. Способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами.
Игровая зона Позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений. Атрибуты для игр: дорожные знаки и сфетофор, дорога, пожарный щит, гладильная доска, костюмы для сюжетно- ролевых игр, также сделаны мной
Игровая зона
«Центр безопасного дорожного движения». Он оснащен необходимыми материалами для закрепления правил дорожного движения, которые используются как на занятиях по дорожному движению, так и в свободной деятельности детей.
Центр спортивный Его целью является приобщение ребёнка к здоровому образу жизни .
Центр эксперементирования способствует Формированию первоначальных научных представлений о свойствах предметов
Центр Театрализации
Способствует развитию творческих способностей детей
Центр Конструирования или зона конструктивно-модельной деятельности являются важной частью развивающей среды группы. Чтобы правильно обустроить и наполнить содержимым такой уголок, воспитателю необходимо знать программные требования, которые предъявляются к организации конструирования и моделирования в каждой возрастной группе.
Центр народной куклы и зона отдыха
Постоянно пополняется и изменяется предметно-развивающая среда не только в группе, но и на прогулочной площадке детского сада . На территории детского сада есть огород . Спортивная площадка, для развития двигательной активности . На участке находится игровое оборудование яркое и безопасное, которое соответствует нормам СанПиН
Главой задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.