ТОГБОУ «Знаменская школа-интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
Технология применения системы коррекционно - развивающих упражнений на уроках столярного дела
Учитель Алёхин Е.В.
В существующих методиках трудового обучения обучащихся с нарушением интеллекта особое внимание уделяется формированию технических знаний и профессиональных навыков.
Многие годы пути реализации этих задач на практике остаются проблематичными и недостаточно разработаны.
Сегодня многие учителя в школах применяют инновационные методы обучения, но при этом многие забывают, что инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
Анализируя состояние действующей системы трудового, обучения с целью повышения эффективности, автор считает, что успешность обучения детей с нарушением интеллекта определяется в первую очередь психическим развитием обучаемого. Установлено, что умственное развитие детей с нарушением интеллекта, протекает также как и у нормальных детей.
«В настоящее время можно утверждать, что умственное развитие детей - олигофренов, при всем его своеобразии, протекает по тем же основным закономерностям, что и развитие нормального ребенка».
Главным психическими качествами личности в процессе обучения являются: внимание, восприятие, память и мышление. Особенности и недостатки перечисленных качеств у детей с нарушением интеллекта очень детально изучены психологами (Е.М. Кудрявцева, К.И. Вересотская, М.М. Нудельман, Г.Е. Сухарева, А.Р. Лурия, В.Г. Петрова).
Так в одном из фундаментальных исследований К.И. Вересотской был обнаружен замедленный темп зрительных восприятий у детей с нарушением интеллекта. В работах Г.Е. Сухаревой утверждается, что внимание трудно привлекается, плохо фиксируется и легко рассеивается. Исследование М.М. Нудельмана показали, что замедленность темпа восприятий сочетается у детей с нарушением интеллекта со значительным сужением объема воспринимаемого материала.
В экспериментальных исследованиях В.Г. Петровой показано, что если дети во время изучения нового материала не только зрительно наблюдают за предметами но и производят с ними различные действия, то повышается качество запоминания и мышления.
Ярко выраженной особенностью высшей нервной деятельности у детей с нарушением интеллекта является то, что они в большей мере руководствуются наглядными восприятиями, чем словесной инструкцией, и что последняя недостаточно помогает им ориентироваться в новой сложной обстановке.
Очевидно, что процесс обучения в первую очередь зависит от психических качеств обучаемого, поэтому учитель в практике своей работы, должен непрерывно совершенствовать приемы активизации и привлечения внимания к значимым объектом, организации восприятия, запоминания и психической деятельности направленной на познание внешних и внутренних связей, которые не лежат на поверхности предметов и явлений.
Процесс обучения с учетом психических качеств личности осуществляется в следующей последовательности:
1. Привлечения внимания
2. Организация восприятия
3. Запоминание
4. Обобщение, выводы
5. Социально-трудовой опыт.
Недостатки и отклонения психики учащихся коррекционных школ известны и детально изучены, при этом количество конкретных методических приемов и средств для практической работы учителей явно недостаточно.
При создании доминанты необходимо учитывать:
а. Дозированный объем
б. Умеренную концентрацию
в. Непродолжительную устойчивость.
Для коррекции внимания разработана система коррекционно-развивающих упражнений (КРУ). Система КРУ исключает негативные проявления учащихся в процессе выполнения и построена по принципу от простого к сложному.
Все КРУ основаны на наглядных восприятиях при этом словесные инструкции полностью исключены и позволяют объективно оценивать уровень развития учащегося.
Объективность оценки достигается за счет количеств допущенных ошибок при выполнении задания и времени выполнения упражнения.
Задание№1 Напиши правильно буквы, напротив названия инструмента.
Задание№2
Разложив на столе столярные инструменты, ставите задачу обучающему запомнить их в течение нескольких минут, и предлагаете, ему отвернутся, затем меняете местами 1 или 2 инструмента согласно правилам и предлагаете, ему ответить какой инструмент находится не на своём месте.
Задание №3
Задание 4.
Запомни расположение предметов на рисунке и нарисуй их.
Задание 5. Определить на глаз самый длинный и самый короткий отрезок.
1___________________________________________________
2_________________________
3___________________________________________________________________
4--------------
Задание 6. Назвать угловые соединения, из каких деталей они состоят. Накрыть соединения покрывалом, обучающиеся на ощупь собирают соединения.
Задание 7.
Вписать зашифрованные в анаграммах столярные термины
Анаграммы-1 | Анаграммы-2 |
1АЗОГОТКВА 2 ОНБЛША 3ОМОЛОТК 4 РУПУШ 5 КИПИНКАЛЬ 6 КАКИЯН 7КАЖОВНО 8ЛОСТУС 9.ЦЕРЕЗ 10.ГАРАЦ | 1ЛИЕЕДЗИ 2УРАБКОН 3 ИПЛА 4ЛОРВЕС 5ФИЛЬНАД 6 ШПИРАЛЬ 7 ЛЕКЩИ 8 ЗИКЛОБ 9 КОНУРЯ 10 НОРПАТ |
Термин | Термин |
З адание 8. Рассмотрите рисунки.
Напишите названия пил:
а)___________________________ _____________________________
б) ___________________________
_____________________________
в) ___________________________
_____________________________
г) ___________________________
_____________________________
Н апишите применение пил с различными профилями зуба:
1) _________________________
___________________________
2) _________________________
___________________________
3) _________________________
___________________________
З адание 9. Рассмотрите рисунок. Напишите названия элементов и узлов столярного верстака.
1) ______________________
2) ______________________
3) ______________________
4) ______________________
5) ______________________
6) ______________________
7) ______________________
Заключение
Доказано, что для взрослых творческий процесс - это создание новых общественно значимых материальных и духовных ценностей, а для детей - это открытие субъективно нового, т.е. создание каждым своих знаний, умений, навыков, приемов творческой деятельности. Для взрослого важен результат, для ребенка же важен сам процесс.
Известно, что наиболее интенсивно процесс творческого развития детей с особыми образовательными потребностями происходит во время практической деятельности. В детском творчестве особое внимание уделяется развитию образного мышления. Это является содержательной характеристикой творческой деятельности каждого ребёнка.
Список литературы
С.Л.Мирский «Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе», М., Просвещение, 1980
В.М.Казакевич, В.А.Поляков «Основы методики трудового обучения», М., Просвещение, 1983
А.Н.Смирнова «коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы», М., Просвещение, 1982
«Трудовое обучение во вспомогательной школе» Из опыта работы. Составитель Е.А.Ковалева, М., Просвещение, 1988
«Школа и производство», № 1, 1986, Н.И.Сакс «Методика работы с инструкционными картами»
Н.П.Коркунова «Методическое руководство и контроль осуществления коррекционной направленности трудового обучения во вспомогательных школах»