Технология проблемно-диалогического обучения
Жумагалиева Алтынгуль Жанабековна
КГУ «Средняя школа № 18 акимата города Рудного, Костанайская область»
Создание в Казахстане современной высокоэффективной системы образования является одним из важнейших условий достижения стратегической цели, поставленной Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым - обучение и воспитание конкурентоспособных молодых граждан Казахстана. «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией» [1].
Реформа системы среднего образования предполагает разработку новой национальной модели школьного образования, которая будет отличаться от старой модели иной методической системой. Темпы обучения усиливаются, расширяются предметные границы, увеличивается поток информации, множится объем изучаемого материала, возрастает нагрузка на мыслительный аппарат. В связи с этим стало жизненно необходимым усовершенствовать подготовку подрастающего поколения. Для того чтобы реализовать цели начального образования, научить младших школьников учиться, развить их познавательный интерес один из вариантов – это использование технологии проблемно - диалогического обучения. Учащиеся самостоятельно открывают новые знания, а знания открытые детьми самостоятельно, запоминаются лучше, таким образом, нет необходимости дома зазубривать правила, которые детям не всегда понятны.
Технология проблемно-диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.
Проблемно-диалогическое обучение – это развивающее обучение, в котором сочетается принцип проблемности с принципом развития индивидуальности школьника, а деятельность учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности.
Технология проблемно – диалогового обучения предполагает разработку системы уроков, на которых учитель становится организатором всего происходящего в классе, умело ставит перед детьми проблемы и учит самостоятельно находить решения путём совместного обсуждения. При разработке проблемных заданий необходимо ориентироваться на основные структурные компоненты проблемных ситуаций [2].
На своих уроках математики использую проблемную ситуацию с затруднением. Для этого классу предлагаю задание на пройденный материал, с которым ученики успешно справляются. В последнюю очередь – задание на новый материал, которое при отсутствии знаний, как правило, вызывает у детей затруднение. Затем планирую диалог с целью осознания учениками противоречия. Диалог, как правило, начинаю с вопроса:
«В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?
Например, урок математики в третьем классе, тема: «Умножение двузначного числа на однозначное с помощью разложения на разрядные слагаемые»
Чтобы создать ситуацию с затруднением, детям предлагается следующее задание:
7*5 18*3
8*4 12*8
9*8 16*5
Учитель: Чем похожи выражения?
Чем отличаются?
На какие 2 группы можно разделить эти выражения?
Запишите и найдите значения этих выражений.
Примеры второй группы ученики не смогут решить, так как они еще не знакомы с приемом умножения двузначного числа на однозначное. Создалась проблемная ситуация.
Учитель: Мы хорошо умеем умножать однозначные числа, знаем таблицу умножения, а как умножить двузначное число на однозначное.
Учитель: Давайте посмотрим, какие способы решения есть умножения двузначного на однозначное число?
например
18*3=18+18+18=
18*3=(9+5+4)*3=9*3+5*3+4*3=
18*3=(9+9)*3=9*3+9*3=
18*3=(10+8)*3=10*3+8*3=
Учитель: Какой способ вы считаете самым лучшим? Объясните свой выбор.
Учитель: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Чтобы умножить двузначное число на однозначное, нужно представить число в виде суммы разрядных слагаемых, а затем найти значение полученных выражений, используя распределительный закон.
С таким заданием они еще не встречались. Каждый ученик идет к решению своим путем. Одни предлагают начать выполнять задание с умножения десятков, другие настаивают начинать умножение с единиц, третьи предлагают заменить умножение сложением. Рассматриваем разные способы решения, обязательно и выделяем более рациональный способ, делаем выводы, обозначаем тему урока. И так вместе с детьми в ходе обсуждения, делаем выводы, обозначаем тему урока, сравниваем с примерами и выводами в учебнике.
Приведённые примеры свидетельствуют о том, что проблемные задания, выполняя методические функции на различных этапах усвоения предметного содержания, позволяют организовывать учебную деятельность школьников, создавая тем самым условия для самостоятельного открытия новых знаний.
Проблемно–диалогическая технология – метод введения нового знания в современном образовании.
Список использованной литературы:
1.Послание Президента Республики Казахстан-Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства//Казахстанская правда 15 декабря 2012
2.Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. – М.: Педагогика, 1972. – 208 с.