Использование технологии проблемно-диалогического обучения как средство интеллектуального развития учащихся на уроках биологии.
Южакова Л.Ю., п. Пуровск,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1», учитель биологии и географии.
Каждый из нас постоянно делает выбор, исходя из тех приоритетов, которых он придерживается. С одной стороны, нам нужны высокие показатели качества знаний учащихся и выпускников. Это, например, высокие показатели государственной итоговой аттестации выпускников в форме ОГЭ, ЕГЭ; результативное участие учеников в очных предметных олимпиадах. От этих показателей зависит наш авторитет в педагогическом коллективе. Они очень важны для нас при прохождении аттестации педагогических работников. Многие из нас хорошо понимают, что натаскивание на ЕГЭ, действительно, помогает. Когда мы получаем результат в виде высокого показателя, безусловно, испытываем чувство собственного удовлетворения результатами выполненной работы. С другой стороны, нельзя забывать о необходимости интеллектуального развития учащихся, формирования у них биологического мышления, естественнонаучной картины мира, о развитии у них коммуникативных умений. Наши рабочие программы составлены таким образом, чтобы от урока к уроку шло интеллектуальное развитие учеников. Каждый урок может быть ступенькой в саморазвитии учащихся. Не будем скрывать, что это требует от педагога большого опыта и мастерства. Если мы вспомним себя молодыми специалистами, то поймем, что тогда, без должного опыта, обучение состояло из отдельных уроков, каждый из которых нужно было провести достойно. Сколько нам пришлось пережить новшеств и преобразований в нашем деле! Помню, как опирались в работе на опыт выдающихся педагогов, использовали элементы различных личностно-ориентированных технологий, реализовывали компетентностный и системно-деятельностный подходы, внедряли новые образовательные стандарты. Мы и сейчас продолжаем эту работу, становясь с каждым разом опытнее, увереннее, мобильнее. Сейчас для разных целей мы можем применять разные технологии. Технологию проблемно-диалогического обучения я считаю одной из лучших для развития интеллектуальных способностей учащихся.
В качестве научной основы концепции предметно-интеллектуального развития школьника принят личностно-деятельностный подход в образовании, утверждающий личностно-ориентированную организацию учебной деятельности и управление ею учителем при решении учащимся специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики [2.1].
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Она используется на уроках открытия нового знания. Технология проблемно-диалогического обучения в мою практику вошла с того момента, как я начала вести преподавание биологии и географии по образовательной системе «Школа 2100». После изменения образовательной программы школы я поняла, что технологию проблемно-диалогического обучения можно применять, работая по любой образовательной программе, немного модифицируя конспекты уроков под другие учебники. Элементы технологии, точнее опыт их применения, можно использовать постоянно. Например, раньше на изучение соцветий в 6 классе выделялся отдельный урок. Сейчас соцветия изучаются в рамках одного урока вместе со строением цветков и плодов. Как отдельный этап урока «Соцветия» в 6 классе – этап создания проблемной ситуации – использую расхождение житейского представления о цветках и научного факта о соцветиях. Предлагаю школьникам показать цветки астры, ромашки, клевера, моркови. А потом говорю им, что они не выполнили задание: то, что они показывают, называю соцветием. Дальше, согласно разработке целого урока, должна идти постановка проблемы: почему не справились с заданием, выдвижение гипотез о значении соцветий и т.п. Но даже как элемент урока данная технология эффективна.
Урок, построенный с использованием технологии, включает следующие этапы:
1 - Постановка проблемы. Изучение нового материала начинается с возникновения проблемной ситуации, т.е. со столкновения с противоречием. Чувство удивления или затруднения побуждает обучающихся к выполнению конкретной мыслительной работы - осознанию противоречия и формулировке проблемы. Учебная проблема существует в двух основных формах: 1) как тема урока; 2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:
1) Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Данный метод наиболее сложен и требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: 1. Создание проблемной ситуации. Например, учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Также это может быть противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом. В основе других проблемных ситуаций лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. 2. Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. 3. Побуждение к формулированию учебной проблемы. Текст побуждающего диалога приводит либо к формулированию темы урока, либо к формулированию проблемного вопроса. 4. Принятие ученических формулировок учебной проблемы. На данном этапе необходимо положительно реагировать на любые, в том числе ошибочные, формулировки, побуждать учеников к переформулированию учебной проблемы (1). Приведу пример из своей практики. Постановка проблемы на уроке биологии по теме «Лишайники» в 7 классе методом побуждающего от проблемной ситуации диалога:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Какие царства живых организмов вы знаете? - По каким признакам можно определить, к какому царству относится тот или иной организм? | - Перечисляют царства - Растения – автотрофы, фотосинтезируют. Неподвижные. Питаются путем всасывания. - Животные - гетеротрофы. Подвижные. Пищу захватывают, заглатывают. - Прокариоты – одноклеточные, без ядра. Питание автотрофное или гетеротрофное. - Грибы похожи на растения и на животных. Гетеротрофы. Состоят из мицелия. |
Создание проблемной ситуации. - А теперь рассмотрите предложенные вам гербарные экземпляры лишайников. В группах обсудите, к какому царству они относятся? | Рассматривают предложенные гербарные экземпляры лишайников: вислянка, пармелия, ягель, цетрария. Высказывают гипотезы и обосновывают свой выбор. - Не бактерии, потому что не одноклеточные; не животные, потому что пищу не захватывают, неподвижны. Остаются царства грибов и растений. |
Побуждение к осознанию противоречия. - Почему не смогли однозначно ответить на вопрос? | Осознание противоречия. - Необходимы знания о строении, способах питания лишайников. |
3. Побуждение к формулированию учебной проблемы. - Итак, мы столкнулись с противоречием. Сформулируйте проблемный вопрос нашего урока. -Какие версии у нас есть? 4. Принятие ученических формулировок учебной проблемы. | - К какому царству относятся лишайники? (запись вопроса на доске) - Царства Растения или Грибы. (Версии записываются на доске под проблемным вопросом). |
2) Подводящий к теме диалог. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. Пример подводящего диалога при изучении голосеменных растений в 7 классе:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Если мы зайдем в наш лес, какие растения мы увидим прежде всего? - Это голосеменные растения. А можем мы увидеть споровые растения? - А почему, по-сравнению с хвойными растениями, они такие мелкие, занимают подчиненной положение? - Что есть у голосеменных растений и, наоборот, отсутствует у споровых? - Зачем растениям семена? - Как размножаются споровые растения, что им необходимо для размножения? - Каких знаний нам не хватает, чтобы ответить на вопрос, почему голосеменные растения победили в борьбе за существование? - Сформулируйте тему нашего урока. | - Хвойные: лиственница, сосна. - Да. Мхи, хвощи. - Молчат. - У голосеменных растений есть семена. - Для размножения. - Споровые размножаются спорами. Для размножения им необходима вода. - Мы не знаем, как размножаются голосеменные растения, чем семя лучше споры. - Голосеменные растения. Размножение голосеменных растений. |
3) Сообщение темы с мотивирующим приёмом. Учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приёмов: «яркое пятно» - сообщение классу интригующего материала; «актуальность» - обнаружение смысла, значимости предполагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. Например, урок по теме «Лишайники» можно начать с приема «яркое пятно»:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Прослушайте информацию. Попробуйте определить, о каких организмах идет речь? «Во время долгих странствий древнееврейского народа по пустыне (40 лет) люди сильно бедствовали от недостатка пищи. Но после месяца невзгод, проснувшись как-то утром, они обнаружили на Земле непонятный налет, похожий на крупу или иней. Впервые увидев его, люди удивленно стали спрашивать друг у друга: «Манна?» (в переводе на русский «Что это?»). Манна оказалась съедобной. Её мололи, толкли в ступах, варили в горшках или пекли из неё лепешки. Все 40 лет странствий каждое утро евреи собирали принесенную ветром или упавшую с неба манну, «небесный хлеб», что помогло им прокормиться в пустыне». Современные ученые считают, что речь идет о комочках лишайника аспицилия съедобная. | Слушают информацию. Предполагают, о каких организмах идет речь. Рассматривают предложенные гербарные экземпляры лишайников. |
Все три способа обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приёмом незначителен [1.1].
2 – Поиск решения. Здесь можно использовать побуждающий диалог, при этом происходит выдвижение разных гипотез для решения проблемы. После проверки гипотез выбирается верная. Также поиск решения можно вести с помощью подводящего диалога.
3 – Выражение решения. Новое знание выражается научным языком в принятой форме. Это может быть заполнение логического конспекта, ответы на поставленные вопросы.
4 – Реализация продукта. В результате работы появляются готовые продукты в форме логического конспекта, ответов на вопросы в рабочей тетради, оформленного проекта или рисунка и т.п. Проект представляется учителю или классу [1.2].
В рамках данной статьи я смогла подробно описать только этап постановки учебной проблемы, так как считаю его самым важным этапом, мотивирующим учащихся и задающим тон всему уроку. Конечно, чтобы урок был «живым», нужен высокий профессионализм учителя, умение отступить от намеченного плана и умело вернуться к нему, на ходу придумать проблемную ситуацию и решить её вместе с учащимися. Урок, по моему убеждению, не может обойтись без диалога. Даже если это урок-лекция, чтобы удерживать внимание учащихся, нужно излагать материал проблемно. Подготовка такого рода уроков трудоёмка и могу с уверенностью констатировать об интеллектуальном развитии и самого педагога в ходе такой деятельности. Использование технологии проблемно-диалогического обучения позволяет развивать такие интеллектуальные умения учащихся, как способность запоминать, быть внимательным; способность осмысливать и переосмысливать информацию. Происходит речевое развитие: формулирование и переформулирование проблемы, поиск аргументов и контраргументов, высказывание собственного мнения. Эмоциональное вовлечение учащихся в процесс поиска решений проблемы способствует качественному усвоению знаний, эффективному развитие интеллекта и творческих способностей, воспитанию активной личности при сохранении здоровья учащихся.
Список использованных источников:
Научная и учебно-методическая литература
Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика: Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008. – 320 с.
1.2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2006.
Информационные ресурсы
2.1. http://www.intellektsystem.ru/articles_1_1.html