СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемного обучения, как способ повышения качества профессиональной подготовки студентов, по профессии водитель транспортных средств категории «В»,«С»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ПРОФЕССИИ ВОДИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «В»,«С»

 

 

 

  • Педагогическое кредо :
  • Для того чтобы усовершенствовать
  • ум, надо больше размышлять, чем заучивать .
  • Р. Декарт

цель: формировании будущего профессионала путем внедрения проблемного обучения на занятиях по подготовке водителей категории «С» как способ подготовки конкурентоспособных выпускников

  • :

Анализ возможности использования технологии проблемного обучения на занятиях практического вождения

Задачи

Развивать мышление учащихся в нестандартных условиях

Экспериментально проверить эффективность проблемного обучения на уроках практического вождения

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения в нашей стране внесли А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, В. И.Оконь и др. [11]

«Под проблемным обучением мы разумеем совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем (постепенно к этому приучаются ученики сами), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний». В. Оконь.

Этапы осуществления проблемного подхода.

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Проблемная ситуация  характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия  

Компоненты проблемной ситуации

необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия

неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;

возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного.

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения, как способ повышения качества профессиональной подготовки студентов, по профессии водитель транспортных средств категории «В»,«С»»

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ПРОФЕССИИ ВОДИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «В»,«С»

  • Педагогическое кредо :

  • Для того чтобы усовершенствовать

  • ум, надо больше размышлять, чем заучивать .

  • Р. Декарт

цель: формировании будущего профессионала путем внедрения проблемного обучения на занятиях по подготовке водителей категории «С» как способ подготовки конкурентоспособных выпускников

  • :

Анализ возможности использования технологии проблемного обучения на занятиях практического вождения

Задачи

Развивать мышление учащихся в нестандартных условиях

Экспериментально проверить эффективность проблемного обучения на уроках практического вождения

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения в нашей стране внесли А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, В. И.Оконь и др. [11]

«Под проблемным обучением мы разумеем совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем (постепенно к этому приучаются ученики сами), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний». В. Оконь.

Этапы осуществления проблемного подхода.

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Проблемная ситуация  характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия  

Компоненты проблемной ситуации

необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия

неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;

возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного.

ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Преподаватель дает обучаемым практическое или теоретическое задание, выполняя которое, они должны получить новые знания или способы действий, которые надлежит усвоить по данной теме.

Предлагаемое учащимся проблемное задание должно соответствовать их интеллектуальным возможностям, т.е. быть достаточно трудным, но разрешимым.

При предъявлении проблемного задания преподаватель должен учитывать реальный уровень знаний обучаемых.

В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания, которые должны ставить обучаемых в проблемные ситуации.

Если обучаемые не смогли разобраться с проблемной ситуацией, то преподаватель должен сформулировать возникшую проблемную ситуацию и тем самым как бы зафиксировать ее, указать причины невыполнения задания и приступить к объяснению материала, необходимого для его решения.

УРОВНИ ПРОБЛЕМНОЙ ОБУЧЕНИЯ

  • Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении учениками.

  • Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение. Учитель направляет ученика на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений.

  • Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

  • Ученик сам ставит проблему и сам ее решает. Учитель даже не указывает на проблему: ученик должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

МЕСТО ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

На любом предметном содержании

На любом возрастном этапе

ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА ПРИ СОЗДАНИИ УЧИТЕЛЕМ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ :

  • Почему у автопоезда при прохождении поворота прицеп смещается к центру поворота?

  • Почему ,двигаясь задним ходом в условиях ограниченной видимости необходимо, прибегнуть к помощи других лиц?

  • Почему нельзя поставить автомобиль на стоянку в тоннеле?

  • Что произойдет, если водитель не уступит дорогу пешеходу, переходящему дорогу по нерегулируемому переходу?

  • Примеры проблемных ситуаций

  • Во время движения отказал в работе спидометр. Каковы будут ваши действия?

  • Вы произвели вынужденную остановку в месте, где запрещена остановка. Каковы будут ваши действия? В чем отличие термина остановка от вынужденной остановки?

  • Во время движения у вашего автомобиля отказал звуковой сигнал. Ваши действия.

  • при обучении по технологии проблемного обучения повышается мотивация и уровень качества знаний в сравнении с учащимися, обучающимися по традиционной технологии.

  • Успеваемость составила в обеих группах – 100%.

  • Качество знаний: в обычной группе – 61,9%; в экспериментальной группе – 90,2%.

  • Повышение мотивации составило: обычная группа – 3,05%; экспериментальная группа – 17,3%.

1. Божович М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.- 1976г.

2. Власова Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста.// Вопросы психологии.-1997г.-№ 3.

3. Гребенюк О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних и профтех училищ. М.- 1986г.

4. Зеленов Б.А., Лебедев. Создание проблемных ситуаций на занятиях – эффективный методический прием.//СПО.-2000.-№ 3.

5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок.Ч.3. Проблемное уроки. Ростов: Издательство «Учитель».-2006.-288с.

6. Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.- М.- 1990 г.

7. Мухаметзянова Ф.Г. Мотивация учебной деятельности школьников.//Методист.-2007.-№5.-с.53-56.

8. Обносов В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию.//Вопросы психологии.-1986 г.- № 2.

9. Селевко Г.К. Проблемное обучение.//Школьные технологии.-2006.-№ 2.-с.61-65.