СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемного обучения (кейс-метод)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения (кейс-метод)»

Кейс – технология

Кейс – технология

casus (лат.)–  запутанный необычный случай;   case   (анг.) – портфель, чемоданчик.

casus (лат.)–  запутанный необычный случай;

case   (анг.) – портфель, чемоданчик.

Возможности кейс - технологии:  видеть проблемы; понимать и использовать концепции анализировать профессиональные ситуации  оценивать альтернативы возможных решений  выбирать оптимальный вариант решения  составлять план его осуществления развивать мотивацию развивать коммуникационные навыки и умения.

Возможности кейс - технологии:

  • видеть проблемы;
  • понимать и использовать концепции
  • анализировать профессиональные ситуации
  • оценивать альтернативы возможных решений
  • выбирать оптимальный вариант решения
  • составлять план его осуществления
  • развивать мотивацию
  • развивать коммуникационные навыки и умения.
Методы кейс - технологии

Методы кейс - технологии

Метод инцидентов В центре внимания находится процесс получения информации. Цель метода — поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

Метод инцидентов

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода — поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

Метод разбора деловой корреспонденции Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме. Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета. Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Метод разбора деловой корреспонденции

Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.

Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Игровое проектирование Цель — процесс создания или совершенствования проектов. Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.    Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Игровое проектирование

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Ситуационно-ролевая игра Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра. Метод дискуссии Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Ситуационно-ролевая игра

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

Метод дискуссии

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Кейс - стади Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики. Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений. Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

Кейс - стади

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.

Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

Виды кейсов Виды кейсов Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра  искажение информации и ошибки).

Виды кейсов

Виды кейсов

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).

Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей.  Кейс - обучение Открытая дискуссия Опрос (презентация) Руководимая Свободная Индивидуальный Групповой

Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей.

Кейс - обучение

Открытая дискуссия

Опрос (презентация)

Руководимая

Свободная

Индивидуальный

Групповой

Кейс – метод возможно использовать и в качестве экзаменов или зачетов.   Кейс – экзамен (зачет)  С предварительной подготовкой Без предварительной подготовки Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.

Кейс – метод возможно использовать и в качестве экзаменов или зачетов.

Кейс – экзамен (зачет)

С предварительной подготовкой

Без предварительной подготовки

Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.

Технология обучения по кейс–методу   Этап работы Деятельность преподавателя До начала занятий Деятельность учащихся Разработка кейса Определение списка необходимой для усвоения учебной темы литературы Разработка сценария занятия  Во время занятий Получение кейса. Изучение литературы. Самостоятельная подготовка.  Организация предварительного обсуждения содержания кейса. Руководство групповой работой. Организация итогового обсуждения  После занятий Изучение дополнительной информации для овладения материалом учебной темы и выполнения задания (нахождение решения). Представление и отстаивание своего варианта решения задания. Выслушивание точек зрения других участников. Оценка работ учащихся.  Окончание выполнения практической части задания.

Технология обучения по кейс–методу

Этап работы

Деятельность преподавателя

До начала занятий

Деятельность учащихся

  • Разработка кейса
  • Определение списка необходимой для усвоения учебной темы литературы
  • Разработка сценария занятия

Во время занятий

  • Получение кейса.
  • Изучение литературы.
  • Самостоятельная подготовка.
  • Организация предварительного обсуждения содержания кейса.
  • Руководство групповой работой.
  • Организация итогового обсуждения

После занятий

  • Изучение дополнительной информации для овладения материалом учебной темы и выполнения задания (нахождение решения).
  • Представление и отстаивание своего варианта решения задания.
  • Выслушивание точек зрения других участников.
  • Оценка работ учащихся.
  • Окончание выполнения практической части задания.
Требования к кейсу должны быть четко поставленные дидактические цели и адекватный им уровень трудности и полноты, позволяющий ученику выделить из представленных избыточных материалов необходимые, достаточные и достоверные

Требования к кейсу

  • должны быть четко поставленные дидактические цели и адекватный им уровень трудности и полноты, позволяющий ученику выделить из представленных избыточных материалов необходимые, достаточные и достоверные
Требования к кейсу должен быть актуальным, содержать типичные правдоподобные разрешимые ситуации, иллюстрировать различные аспекты реальной жизни, экономики, производства

Требования к кейсу

  • должен быть актуальным, содержать типичные правдоподобные разрешимые ситуации, иллюстрировать различные аспекты реальной жизни, экономики, производства
Требования к кейсу должен иметь способность к росту и развитию ситуации;  не устаревать слишком быстро;  отражать региональную (национальную) специфику;  развивать аналитическое мышление школьников, необходимое для выявления проблемы, ее формулировки и принятия решения; инициировать дискуссию. иметь способность к росту и развитию ситуации;  не устаревать слишком быстро;  отражать региональную (национальную) специфику;  развивать аналитическое мышление школьников, необходимое для выявления проблемы, ее формулировки и принятия решения; инициировать дискуссию.

Требования к кейсу

должен

  • иметь способность к росту и развитию ситуации; не устаревать слишком быстро; отражать региональную (национальную) специфику; развивать аналитическое мышление школьников, необходимое для выявления проблемы, ее формулировки и принятия решения; инициировать дискуссию.
  • иметь способность к росту и развитию ситуации;
  • не устаревать слишком быстро;
  • отражать региональную (национальную) специфику;
  • развивать аналитическое мышление школьников, необходимое для выявления проблемы, ее формулировки и принятия решения;
  • инициировать дискуссию.
“ Самое главное в жизни – это собственный опыт”.   В. Скотт

Самое главное в жизни – это собственный опыт”.

В. Скотт