Кейс – технология
casus (лат.)– запутанный необычный случай;
case (анг.) – портфель, чемоданчик.
Возможности кейс - технологии:
- видеть проблемы;
- понимать и использовать концепции
- анализировать профессиональные ситуации
- оценивать альтернативы возможных решений
- выбирать оптимальный вариант решения
- составлять план его осуществления
- развивать мотивацию
- развивать коммуникационные навыки и умения.
Методы кейс - технологии
Метод инцидентов
В центре внимания находится процесс получения информации.
Цель метода — поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.
Метод разбора деловой корреспонденции
Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.
Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.
Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
Игровое проектирование
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.
Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Ситуационно-ролевая игра
Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.
Метод дискуссии
Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.
К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Кейс - стади
Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.
Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.
Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Виды кейсов
Виды кейсов
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).
Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей.
Кейс - обучение
Открытая дискуссия
Опрос (презентация)
Руководимая
Свободная
Индивидуальный
Групповой
Кейс – метод возможно использовать и в качестве экзаменов или зачетов.
Кейс – экзамен (зачет)
С предварительной подготовкой
Без предварительной подготовки
Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.
Технология обучения по кейс–методу
Этап работы
Деятельность преподавателя
До начала занятий
Деятельность учащихся
- Разработка кейса
- Определение списка необходимой для усвоения учебной темы литературы
- Разработка сценария занятия
Во время занятий
- Получение кейса.
- Изучение литературы.
- Самостоятельная подготовка.
- Организация предварительного обсуждения содержания кейса.
- Руководство групповой работой.
- Организация итогового обсуждения
После занятий
- Изучение дополнительной информации для овладения материалом учебной темы и выполнения задания (нахождение решения).
- Представление и отстаивание своего варианта решения задания.
- Выслушивание точек зрения других участников.
- Окончание выполнения практической части задания.
Требования к кейсу
- должны быть четко поставленные дидактические цели и адекватный им уровень трудности и полноты, позволяющий ученику выделить из представленных избыточных материалов необходимые, достаточные и достоверные
Требования к кейсу
- должен быть актуальным, содержать типичные правдоподобные разрешимые ситуации, иллюстрировать различные аспекты реальной жизни, экономики, производства
Требования к кейсу
должен
- иметь способность к росту и развитию ситуации; не устаревать слишком быстро; отражать региональную (национальную) специфику; развивать аналитическое мышление школьников, необходимое для выявления проблемы, ее формулировки и принятия решения; инициировать дискуссию.
- иметь способность к росту и развитию ситуации;
- не устаревать слишком быстро;
- отражать региональную (национальную) специфику;
- развивать аналитическое мышление школьников, необходимое для выявления проблемы, ее формулировки и принятия решения;
- инициировать дискуссию.
“ Самое главное в жизни – это собственный опыт”.
В. Скотт