Технология проблемного обучения на уроках музыки.
Автор учитель музыки МБОУ СШ №23 им. П.А.Акинфиева
Соловых И.Н.
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивает приемы письменной речи.
Настоящий учитель тоже смешивает, разучивает, осваивает приемы – только это педагогические краски, педагогические этюды, приемы.
. Я.А. Каменский справедливо считал одной из главных задач учителя «воспламенение жажды знаний» всеми средствами.
Как заразить ученика притягательностью знания? Какие изыскать пути приобщения ученика к искусству музыки?
Поиск ответов на эти вопросы привел меня к освоению построения урока на основе проблемной технологии Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной,. Я считаю, что актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Урок, построенный по технологии проблемного обучения это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению.
Ведущим педагогическим принципом технологии является сотрудничество. Учитель становится помощником в работе ученика и организатором самостоятельного учебного познания, а также сотрудником в поиске решения проблем.
При работе по технологии проблемного обучения я выделяю четыре взаимосвязанных этапа:
1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.
2) Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.
3) Поиск решений проблемы.
4) Дискуссия, аргументация, обобщение, выводы.
Я использую следующие приемы создания проблемной ситуации:
- столкновение с противоречием: Детям предъявляются противоречивые факты: почему скорбный реквием Моцарта заканчивается мажором? Почему в пьесе Бетховена «Веселая. Грустная.» не две, а три части? Ответы рождаются в размышлениях, сопоставлениях, процесс познания становится активным.
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; Например на уроке в 8 классе тема: «Современность в музыке». В классе задается вопрос: «Какую музыку учащиеся считают современной?» после их ответов мною зачитываются мнения людей разных поколений о том, какая музыка интересна им и, несомненно, может считаться современной. Как правило, мнения в этом вопросе расходятся, и начинается осмысление и поиск. Еще один яркий пример - обсуждение исполнительских интерпретаций произведения. Разные музыканты одно и то же произведение могут исполнить по разному, анализ исполнительских воплощений способствует возникновению проблемной ситуации.
- выявление парадокса
Парадокс – это неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод, производит в искусстве яркое, ошеломляющее, неизгладимое впечатление, а самостоятельное осмысление этой парадоксальности выводит ученика на уровень открытия. Почему мы можем понять, о чем песня без слов или на другом языке? Почему в блокадном Ленинграде во время войны жители слушали музыку немецких композиторов? Можем ли мы услышать живопись? Таких вопросов множество. Учащиеся выдвигают версии объясняющие наличие непривычного, ответы влекут за собой самостоятельное открытие знаний.
Предъявление интересных примеров, фактов из жизни, из биографии музыкантов, композиторов. Урок в 4 классе, на котором дети впервые знакомятся с великим австрийским композитором, учащимся предлагается объяснить такой факт, что Моцарта называют «Композитором мира», конечно возникает естественная потребность послушать и понять его музыку, познакомиться с его биографией, т.е урок приобретает необходимый настрой.
Исследовательская постигающая атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный творческий познавательный процесс на основе сотрудничества.
Меняется роль учителя. Он выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.
Уроки построенные, на основе проблемной технологии разрушают сложившийся шаблон мышления, который мешает нам пробиться к подлинной тайне музыки, делают процесс размышления над произведением совместным, открытым. Через разрешение проблемы у учащихся развивается интуиция, воображение, фантазия, музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, появляется субъективное отношение к искусству, обостряется восприятие, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность, воля учащихся.
Чрезвычайно важной функцией проблемного обучения можно назвать и повышение мотивации обучаемых. В подтверждении этого можно привести следующие цифры исследований мотивации учащихся: у 90% высокая мотивация обучения на уроках музыки. Проблемное обучение, характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность учащихся, ученики получают больше возможности самореализоваться, постоянная постановка и решение проблемных задач является более приемлемой для поддержания неослабевающего интереса и активности учащихся, что делает уроки эффектными и эффективными для представления на конкурсах педагогического мастерства. Так в прошлом году уроки, построенные, на основе проблемной технологии позволили, мне показать высокие результаты в таких конкурсах. И закончу я свое выступление очень важной мыслью, как говорил еще Г.Галилей, «вы не в состоянии научить человека чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя».