СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемного обучения в преподавании истории России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Церковная реформа.Положение традиционных конфессий" (параграф 8 по Учебнику " История России " , 8 класс под редакцией А.В.Торкунова с использованием технологии Проблемного обучения. (Практическая работа для курсов повышения квалификации)

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения в преподавании истории России»

Кукушкина С.Б. , группа №4, Диагностическая работа№3, МОУ СОШ№10



Использование технологии проблемного обучения

в преподавании истории России.

ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА. ПОЛОЖЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ КОНФЕССИЙ (§ 8)

( Учебник под ред. Торкунова А.В. 8 кл.)

Приемы технологии проблемного обучения активизируют познавательную деятельность учащихся, эффективно включают их в образовательный процесс и позволяют осуществлять деятельностный подход на уроках истории. Применение технологии проблемного обучения возможно не только в старшей школе, но и гораздо раньше. Вашему вниманию предлагается открытый урок по истории России, разработанный и успешно проведенный в 8-м классе.

Цели урока:

  1. познакомить учеников с содержанием реформ Петра I: государственной, социальной и церковной; достичь понимания их исторического значения;

  2. сформировать умение решать проблемную ситуацию; закрепить навыки работы с текстом учебника, умения давать аргументированную оценку и формулировать значение исторического события; делать выводы;

  3. способствовать развитию чувства гордости историческим прошлым своей страны, осознанию Петра I как великой личности российской истории

Конспект урока

1. Вводный этап

Учитель Эпоха Петра привлекает внимание многих историков прошлого и современности. Они дают противоречивые оценки его реформам. Вот что писали видные русские историки XVIII века:

«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» (В. Татищев).

«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» (М. Щербатов) 

Наша задача понять, какая из данных оценок верна. Для этого мы продолжим изучение реформ Петра, выясним, что изменилось в положении сословий и церкви.

Основные вопросы изучения материала :

1) Пётр I и церковь.

2) Упразднение патриаршества.

3) Феофан Прокопович.

4) Старообрядцы и другие конфессии

Ресурсы урока- Учебник, § 8. Фрагменты документов, трудов историков

Основные понятия и термины: Синод, конфессия, регламент, обер-прокурор

Основные даты: 1721 г. — упразднение патриаршества, учреждение Святейшего синода, принятие Духовного регламента.

Персоналии: С. Яворский. Феофан Прокопович



2. Изучение нового материала





Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Оцените роль РПЦ в жизни Российского государства. С помощью каких мер Пётр I стремился поставить церковь на службу государству? Удалось ли ему это?

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия

Беседа

Какую роль играла католическая церковь в жизни Западной Европы в Новое время? Кто считался главой Русской православной церкви? Когда в России было установлено патриаршество? Кого из патриархов вы помните?

Привлекать межкурсовые, предметные знания. Раскрывать роль церкви в государстве, выявлять изменения.

Беседа

Какие изменения в отношениях государства и церкви произошли в России к концу XVII в.? Вспомните значение понятий: ереси, раскол, старообрядчество. Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев. Каковы были причины и последствия церковной реформы XVII в.? В чём её суть?

Выделять причинно-следственные связи и сущность исторических процессов. Использовать сведения исторической карты

Беседа

Проясните с помощью словаря значение понятий: конфессия, регламент, синод, обер-прокурор. Прочитайте § 8. Какие изменения в положении церкви произошли при Петре I? Используйте фрагмент из Духовного регламента. Почему Пётр I стремился полностью подчинить церковь государству? Используя дополнительные материалы, составьте схему церковной и

Определять значение слов, понятий. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы

Работа с текстом учебника, словарём, историческим источником. Беседа



3. Заключительный этап

Учитель: Как бы вы оценили политику Петра I в отношении традиционных конфессий (см. п. 4 § 8)? В каких правах были ограничены старообрядцы, представители неправославных конфессий?

  Давайте вспомним противоположные оценки историков деятельности Петра и решим, какая оценка и почему кажется вам наиболее верной. А может быть, вы сформулируете собственную позицию.

Ученики формулируют свой вывод.

Часть класса поддерживает положительную оценку, данную Петру I В.Татищевым, и аргументируют ее тем, что реформы Петра улучшили центральную и местную систему управления страной, поставили продвижение по службе в зависимость от личных качеств человека, способствовали экономическому развитию городов

Сторонники высказывания М.Щербатова называют разрушение русских традиций, удар по авторитету православной церкви, подчинение ее государству.

Объясните слова: Святейший синод, конфессия, регламент, обер-прокурор



Поведение итогов урока. Запись домашнего задания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!