Кукушкина С.Б. , группа №4, Диагностическая работа№3, МОУ СОШ№10
Использование технологии проблемного обучения
в преподавании истории России.
ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА. ПОЛОЖЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ КОНФЕССИЙ (§ 8)
( Учебник под ред. Торкунова А.В. 8 кл.)
![]()
Приемы технологии проблемного обучения активизируют познавательную деятельность учащихся, эффективно включают их в образовательный процесс и позволяют осуществлять деятельностный подход на уроках истории. Применение технологии проблемного обучения возможно не только в старшей школе, но и гораздо раньше. Вашему вниманию предлагается открытый урок по истории России, разработанный и успешно проведенный в 8-м классе.
Цели урока:
познакомить учеников с содержанием реформ Петра I: государственной, социальной и церковной; достичь понимания их исторического значения;
сформировать умение решать проблемную ситуацию; закрепить навыки работы с текстом учебника, умения давать аргументированную оценку и формулировать значение исторического события; делать выводы;
способствовать развитию чувства гордости историческим прошлым своей страны, осознанию Петра I как великой личности российской истории
Конспект урока
1. Вводный этап
Учитель: Эпоха Петра привлекает внимание многих историков прошлого и современности. Они дают противоречивые оценки его реформам. Вот что писали видные русские историки XVIII века:
«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» (В. Татищев).
«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» (М. Щербатов)
Наша задача понять, какая из данных оценок верна. Для этого мы продолжим изучение реформ Петра, выясним, что изменилось в положении сословий и церкви.
Основные вопросы изучения материала :
1) Пётр I и церковь.
2) Упразднение патриаршества.
3) Феофан Прокопович.
4) Старообрядцы и другие конфессии
Ресурсы урока- Учебник, § 8. Фрагменты документов, трудов историков
Основные понятия и термины: Синод, конфессия, регламент, обер-прокурор
Основные даты: 1721 г. — упразднение патриаршества, учреждение Святейшего синода, принятие Духовного регламента.
Персоналии: С. Яворский. Феофан Прокопович
2. Изучение нового материала
Учебные задачи для организации образовательного процесса | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Оценивание образовательных результатов |
Оцените роль РПЦ в жизни Российского государства. С помощью каких мер Пётр I стремился поставить церковь на службу государству? Удалось ли ему это? | Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия | Беседа |
Какую роль играла католическая церковь в жизни Западной Европы в Новое время? Кто считался главой Русской православной церкви? Когда в России было установлено патриаршество? Кого из патриархов вы помните? | Привлекать межкурсовые, предметные знания. Раскрывать роль церкви в государстве, выявлять изменения. | Беседа |
Какие изменения в отношениях государства и церкви произошли в России к концу XVII в.? Вспомните значение понятий: ереси, раскол, старообрядчество. Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев. Каковы были причины и последствия церковной реформы XVII в.? В чём её суть? | Выделять причинно-следственные связи и сущность исторических процессов. Использовать сведения исторической карты | Беседа |
Проясните с помощью словаря значение понятий: конфессия, регламент, синод, обер-прокурор. Прочитайте § 8. Какие изменения в положении церкви произошли при Петре I? Используйте фрагмент из Духовного регламента. Почему Пётр I стремился полностью подчинить церковь государству? Используя дополнительные материалы, составьте схему церковной и | Определять значение слов, понятий. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы | Работа с текстом учебника, словарём, историческим источником. Беседа |
3. Заключительный этап
Учитель: Как бы вы оценили политику Петра I в отношении традиционных конфессий (см. п. 4 § 8)? В каких правах были ограничены старообрядцы, представители неправославных конфессий?
Давайте вспомним противоположные оценки историков деятельности Петра и решим, какая оценка и почему кажется вам наиболее верной. А может быть, вы сформулируете собственную позицию.
Ученики формулируют свой вывод.
Часть класса поддерживает положительную оценку, данную Петру I В.Татищевым, и аргументируют ее тем, что реформы Петра улучшили центральную и местную систему управления страной, поставили продвижение по службе в зависимость от личных качеств человека, способствовали экономическому развитию городов
Сторонники высказывания М.Щербатова называют разрушение русских традиций, удар по авторитету православной церкви, подчинение ее государству.
Объясните слова: Святейший синод, конфессия, регламент, обер-прокурор
Поведение итогов урока. Запись домашнего задания.