Технология продуктивного чтения
ГБОУ СОШ № 3 им.Александра Невского
Учитель английского языка
Сметанюк Александра Александровна
«Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение различных целей, а прежде всего на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно: речевая…, языковая…, социокультурная /межкультурная/…, компенсаторная… и учебно-познавательная компетенции... — речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении , письме)…»
«The World Book Encyclopedia»
«Чтение… заложено в основу обучения и является одним из самых необходимых навыков в жизни. Люди, которые умеют хорошо читать, вносят вклад в создание процветающего, трудоспособного общества. В то же время они сами живут более насыщенной жизнью»
- Чтение - один из важнейших видов речевой деятельности,
тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.
- Чтение - вид речевой деятельности, ориентированный на
решение коммуникативных задач.
- « Чтение - процесс зрительного восприятия печатного текста и его понимание с различной степенью полноты, точности и глубины» Г.В. Рогова
- Чтение - это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом.
- «Сквозная цель образования – воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».
- из образовательной программы «Школа 2100»
Школа 2100 ФГОС
- Обучение чтению предполагает
решение следующих задач:
- 1) формирование техники чтения и приѐмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- 2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса…
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по иностранному языку:
В познавательной сфере :
• владение приемами работы с
текстом: умение пользоваться
определенной стратегией чтения в зависимости от коммуникативной задачи (читать текст с разной глубиной понимания);…
В эстетической сфере :
• стремление к знакомству с
образцами художественного
творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка
Читательская компетентность – это особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе обучения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе.
Коммуникативная компетенция ,
как одна из обязательных к формированию определяется наличием продуктивных способов чтения и качественного навыка, направленного на овладение основными способами чтения и качеством навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью.
Этапы работы с текстом
1) ПРЕДТЕКСТОВЫЙ:
- пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом;
- актуализация личного опыта учащихся
путем привлечения знаний из других
образовательных областей школьных
предметов;
- прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовок и рисунки и т.д.
2. ТЕКСТОВЫЙ
-понимание основной информации:
определение его основной идеи, темы,
проблемы и т.д.;
- поиск главной информации;
- установление логико-смысловых связей;
- поиск дополнительной, уточняющей
информации.
3) ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ
использование содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Виды упражнений
Предтекстовый этап
- Прочтите заглавие и скажите, о чѐм (ком) будет идти речь в данном тексте.
- Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в данном тексте.
- Прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу.
- Прочтите текст до указанного места и скажите как, по вашему мнению, завершились события. Прочитайте текст
до конца, чтобы выяснить, правы ли вы.
Виды упражнений
Текстовый этап
- Прочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них.
- Прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части.
- Прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования.
- Скажите, какие из приведѐнных утверждений соответствуют содержанию текста.
- Расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку.
- Прочтите текст, соотнесите его содержание с заглавием.
Виды упражнений
Послетекстовый этап
- Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.
- Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что… . Скажите, разделяете ли вы эту точку зрения.
- Выразите своѐ отношение к прочитанному.
- Прокомментируйте часть текста, которая показалась вам
наиболее интересной.
- Сформулируйте цель, которую, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста.
- Выразите своѐ отношение к прочитанному. Скажите, согласны ли вы с оценкой автором событий, фактов.
- Скажите, какие из перечисленных фактов вы узнали впервые из прочитанного текста.
«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета» К.Д. Ушинский
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ