СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Технология проектного обучения в условиях инновационных процессов на этапе внедрения ФГОС»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Технология проектного обучения в условиях инновационных процессов на этапе внедрения ФГОС»

Просмотр содержимого документа
««Технология проектного обучения в условиях инновационных процессов на этапе внедрения ФГОС»»












«Технология проектного обучения в условиях инновационных процессов на этапе внедрения ФГОС»



Выполнила:

Архипова Екатерина Сергеевна,

учитель истории и обществознания,
МБОУ СОШ № 5,
г. Пересвет














Сергиев Посад













Содержание

Введение……………………………………………………………………..….3

Основная часть…………………………………………………………………………….4

  1. История возникновения технологии проектного обучения……....4

  2. Основные требования к использованию метода проектов:……….5

  3. Типология проектов …………..…………………………………….7

  4. Технология проектного обучения как механизм реализации ФГОС:

планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения .............................................................................................10

  1. Практическое применение элементов проектной технологии на уроках истории……………………………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………..16

Список литературы………………………………………………………….......18




Введение

В педагогической практике основным вопросом является вопрос о том, как научить ученика самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы? Как построить обучение так, чтобы дети не боялись высказывать свои мысли, обосновывать свою позицию? Помощниками в решении этих сложных для педагога вопросов являются педагогические технологии, среди которых значимое место занимает технология проектного обучения, которой и будет посвящена данная работа.

Цель работы: раскрыть содержание проектной технологии и возможности применения ее элементов на уроках истории.

Данная цель реализуется посредством следующих задач:

-систематизировать имеющийся теоретический материал по проектной технологии;

- представить собственный опыт работы по проектной технологии и ее элементов на уроках.

Актуальность темы обусловлена тем, что высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению проектов.

Концепция современного образования одной из основных задач в преподавании общественных дисциплин ставит формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории и способности осмысления событий и явлений действительности. Модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них навыков исследовательской деятельности. Достижение учащимися уровня образованности, соответствующему их личному потенциалу должно стать результатом образования. Формирование творческой личности, способной к дальнейшему самообразованию – это социальный заказ современного общества образованию. Поэтому методы исторического исследования на уроках истории и во внеурочное время составляют одну из основных ролей в процессе организации обучения.

I.История возникновения технологии проектного обучения

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести[1].

Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на

аргументированном рассуждении.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями[1].

II. Основные требования к использованию метода проектов:

Учебный проект - организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта[1].

Основными требованиями являются:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

•определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

•выдвижение гипотез их решения;

•обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

•обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

•сбор, систематизация и анализ полученных данных;

•подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

•выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Проектная учебная деятельность учащихся – сторона, компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации учителя. Отсюда следует, что другой стороной, компонентом проектного обучения является деятельность педагога.

Опираясь на опыт и интересы школьника, учитель помогает ему выбрать направление, цели и содержание учебной деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта. Следовательно, когда речь идет о взаимодействии учителя и ученика в процессе создания проекта, правильнее говорить о методе проекта. Таким образом, понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность» взаимосвязаны, а метод проектов и проектная учебная деятельность являются компонентами проектного обучения.

III. Типология проектов

В зависимости от того, какой вид деятельности заложен в структуру проекта: поисковая, творческая, ролевая, прикладная,– можно выделить следующие типы проектов:

1. Исследовательские проекты: такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним (аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования).

2.Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и дальше развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, драматизации, ролевой игре). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома.

3. Игровые: участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. 4. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы, результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видеофильм); презентация (публикация, в том числе в сети Интернет, обсуждение на конференции).

5.Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний и умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

6.Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют квалифицированной координации действий со стороны учителей-предметников, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.




IV.Технология проектного обучения как механизм реализации ФГОС

В 2011 году все школы России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), ориентированный на результаты образования, где развитие личности ученика на основе усвоения универсальных учебных действий , познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Новый стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной».

В связи с этим в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, – одна из основных практических задач современного образования.

Лист планирования содержания учебного проекта и этапов его проведения

1.Продумывание учителем темы проекта (Для определения темы проекта учитель выбирает учебный раздел, часть стандартного учебного курса или нескольких курсов в соответствии с программой своего учебного предмета).

2.Выбор возрастной категории учащихся (Учитель выбирает определенную возрастную группу, например, ученики начальной школы, средней, старшей, 9-классники, разновозрастная группа (8–11 класс) учащихся и т. п. Время проведения: при планировании проекта)

3.Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы (Формулирует учитель. Например, основополагающие вопросы (те, на которые нельзя ответить одним предложением): "Действительно ли история развития техники — это история прогресса?". Время проведения: при планировании проекта).

4,Формулирование дидактических целей проекта (Формулирует учитель. Например, "Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения", "Формирование критического мышления, навыков работы в команде". Время проведения: при планировании проекта).

5.Формулирование методических задач.

6.Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся) (Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Рекомендуется провести "мозговой штурм", использовать метод наводящих вопросов. Время проведения: 1 урок, 15 минут.)

7.Выдвижение гипотез решения проблем (Формулируются учащимися. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке. Время проведения: 1 урок, 20 минут.).

8Определение творческого названия проекта. (Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта. Время проведения: 2 урок, 10 минут.

9.Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов (Учащиеся делятся на мини-группы по 4–6 человек, определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов - в виде презентации, буклета, веб-сайта, альбома, выпуска газеты и др. Рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов. Время проведения: 1 урок, 20 минут)

10. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе (Ученики продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования. Время проведения: 2 урок, 15 минут.)

11.Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав (Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования - в школьной (городской) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии. Цель: задать направление поиска информации. Время проведения: 3 урок, 20 минут.)

12.Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе (Например, результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения Время проведения: 3 урок, 10 минут.).

13.Самостоятельная работа групп (Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло. Время проведения: 4, 5, 6 уроки.)

14.Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе (Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3–4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами исследований. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Роль учителя — консультирование, помощь. Время проведения: 7 урок, 20 минут).

15.Защита полученных результатов и выводов (Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4 минут. Далее - ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики. Рекомендуется заранее разработать для учащихся оценочные листы на основе Критериев оценивания. Время проведения: 8 урок.)

16.Оценивание результатов проекта школьниками и учителем. (Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта. Время проведения: 8 урок, 10 минут.) [3, 12-15]

V. Практическое применение элементов проектной технологии на уроках истории.

Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика:

1. характеризуется высокой коммуникативностью;

2. предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

3. особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности школьников на уроке истории;

4. основана на цикличной организации учебного процесса.

Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме. За одну – две недели ребятам объясняется тема и модель анализа проблемы, которая состоит из следующих элементов: исторический анализ проблемы; выявление трудностей, определяемых контекстом проблемы;. разделение изучаемой темы на отдельные вопросы;

поиск и разработка частных задач одной общей проблемы; предложение гипотезы по решению проблемы в определенных исторических условиях.

Другой вариант применения проектной технологии – это непосредственно разработка и защита проекта по выбранной теме. Так, в 5-ом классе ученикам было предложено поработать над проектом. Тема проекта: «Письменность и знания древних египтян» Дидактические цель: создать условия для творческой реализации учащихся в условиях использования информационных технологий на уроках истории через формирование познавательного интереса учащихся и развитие навыков работы в команде.

Задачи: 1)формирование навыков работы с разнообразной информацией; 2) формирование умения планировать и реализовывать проектную деятельность; 3) ответить на главный вопрос: Как изобретение письменности повлияло на развитие человечества? 4) создать информационный буклет для юного эрудита. Возраст учащихся, которые принимают участие: 5 класс. Ожидаемые результаты: В результате исследовательской работы над проблемой проекта учащиеся учатся: 1) искать, применять и изменять найденную информацию в соответствии с темой своего проекта; 2) самостоятельно работать над проблемой проекта, развивая творческие способности; 3) формулировать свою точку зрения на основе имеющихся знаний; 4) сотрудничать в совместной деятельности, работая в группах, парах. 5) представлять результаты выполненных исследований. Используемые исследовательские приемы: 1. Составление сравнительных таблиц (чем школа Древнего Египта отличалась от современной. Сравните древнеегипетский календарь с современным). 2. Построение причинной карты (почему для развития цивилизации необходима письменность?). Визуальное ранжирование (почему в Египте было сложно научиться читать и писать.

Как проект привязан к реальной жизни? Самостоятельный поиск информации и возможность проявить свои творческие способности развивают познавательный интерес к истории, а работа в группах создает ситуацию успеха.

Результатами работы над проектом стало создание буклетов, презентаций с последующим их представлением учащимися. Таким образом, в результате исследовательской работы над проблемой проекта ребята научились:

-искать, применять и изменять найденную информацию в соответствии с темой своего проекта; - самостоятельно работать над проблемой проекта, развивая творческие способности; - формулировать свою точку зрения на основе имеющихся знаний;

-сотрудничать в совместной деятельности, работая в группах, парах.























Заключение

Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу учащихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности. Можно отметить следующие актуальные преимущества использования метода проектной деятельности в современной школе:

-значительное увеличение самостоятельной работы учащихся.

-получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.

-повышение мотивации учащихся в учебе.

-процесс обучения становится мотивируемым, так как возрастает интерес и вовлеченность в работу по мере ее выполнения.

-активизация познавательных интересов учащихся.

-повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы.

-предоставление каждому возможности самореализации.

-развитие творческих способностей учащихся.

-вовлечение всех учащихся в коллективную мыслительную деятельность.

-развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.

-получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших технологических средств.

. В педагогической практике использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.

Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах.

Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Проектные технологии – хорошая возможность для взаимодействия учителя и ученика.














Список литературы

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Полат Е.С. – М., 2000

  2. Орлова Л.В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. – Мн.: «Технопринт», 2002

  3. Intel «Обучение для будущего»: учеб. Пособие. – 5-е издание. – М. «Русская редакция», 2005

  4. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html // Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  5. http://www.profile-edu.ru/pedagogicheskie-texnologii.html//Педагогические технологии

  6. http://www.uhlib.ru/pedagogika/pedagogika/p6.php

  7. http://www.afmi.ru/otrasl-obrazovanie/tipologiya-proektov-detej.html//Типология проектов




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!