Технология проведения дискуссий
Составитель:
Рыбникова Екатерина Эдуардовна
Сегодня генеральная линия – это не единственно правильное решение, а дискуссия и поиск. Г.А. Явлинский
В словаре Ожегова термины «дискуссия» и «дебаты» являются синонимами и означают обсуждение противоречия, спор, ведущийся и разрешающийся средствами вербального общения.
Технология школьной, классной дискуссии (круглого стола, собрания) заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений.
Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др. Темами дискуссий могут быть проблемы морали и политики, искусства и техники, науки и спорта, медицины и семейных отношений и др .
Цели дискуссий:
При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставится сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. Цели дискуссий тесно связаны с её темой. Если тема обширна, содержит большой объём информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения.
Виды дискуссий:
- Дискуссия-диспут.
- Конференция
- Дискуссия в печати, по радио, телевидению
- Прогрессивная дискуссия.
- Дискуссия-соревнование.
- Свободноплавающая дискуссия .
Организационные методики.
- Методика «вопрос-ответ»
- Методика клиники.
- Методика «лабиринта».
- Методика эстафеты.
Правильно организованная дискуссия проходит четыре стадии развития: - ориентация, - оценка, - консолидация - рефлексивный анализ.
Последействие дискуссии:
- проявление отношения к точкам зрения других участников дискуссии как достойным
уважения и понимания;
- разрешение конструктивного конфликта, противоречия в дискуссии способствует обнаружению оптимальных стратегий решения задач;
- в дискуссии по разрешению конструктивного конфликта у участников формируется отношение к руководителю занятия не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к опытному коллеге по общей работе.
Ошибки в дискуссии:
– монополия руководителя занятия, который знает правильный ответ, а другие должны его отгадать;
– безоговорочная вера участников в своего руководителя. В этом случае истина ставится в зависимость от авторитета;
– издержки стимулирования: руководитель, похвалив одного участника, невольно огорчает другого;
– увлечение обсуждением абстрактных проблем, отклонение от заданной темы;
– нередко некоторые участники дискуссии (2-4 человека) «забивают» других, не давая
сказать им ни слова.
Правила поведения в дискуссии:
– Я критикую идеи, а не людей.
– Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
– Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.
– Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.
– Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.
– Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
– Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.
Дискуссия не даёт единственно верного решения проблемы, однако, в коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа
Спасибо за внимание)