СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проведения дискуссий

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология проведения дискуссий»

Технология проведения дискуссий Составитель: Рыбникова Екатерина Эдуардовна

Технология проведения дискуссий

Составитель:

Рыбникова Екатерина Эдуардовна

Сегодня генеральная линия – это не  единственно правильное решение,  а дискуссия и поиск.  Г.А. Явлинский

Сегодня генеральная линия – это не единственно правильное решение, а дискуссия и поиск. Г.А. Явлинский

В словаре Ожегова термины «дискуссия» и «дебаты» являются синонимами и означают  обсуждение противоречия, спор, ведущийся и разрешающийся средствами вербального  общения.

В словаре Ожегова термины «дискуссия» и «дебаты» являются синонимами и означают обсуждение противоречия, спор, ведущийся и разрешающийся средствами вербального общения.

Технология школьной, классной дискуссии (круглого стола, собрания) заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации,  идей, мнений, предложений.

Технология школьной, классной дискуссии (круглого стола, собрания) заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений.

Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными:  обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.   Темами дискуссий могут быть проблемы морали и политики, искусства и техники, науки и спорта, медицины и семейных отношений и др .

Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др. Темами дискуссий могут быть проблемы морали и политики, искусства и техники, науки и спорта, медицины и семейных отношений и др .

Цели дискуссий: При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставится сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных.   Цели дискуссий тесно связаны с её темой.   Если тема обширна, содержит большой объём информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование.   Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения.

Цели дискуссий:

При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставится сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. Цели дискуссий тесно связаны с её темой. Если тема обширна, содержит большой объём информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения.

Виды дискуссий: Дискуссия-диспут.   Конференция Дискуссия в печати, по радио, телевидению Прогрессивная дискуссия.   Дискуссия-соревнование. Свободноплавающая  дискуссия .   

Виды дискуссий:

  • Дискуссия-диспут.  
  • Конференция
  • Дискуссия в печати, по радио, телевидению
  • Прогрессивная дискуссия.  
  • Дискуссия-соревнование.
  • Свободноплавающая дискуссия .  
Организационные методики. Методика «вопрос-ответ» Методика клиники.   Методика «лабиринта».   Методика эстафеты.

Организационные методики.

  • Методика «вопрос-ответ»
  • Методика клиники.  
  • Методика «лабиринта».  
  • Методика эстафеты.
Правильно организованная дискуссия проходит четыре стадии развития:  - ориентация,  - оценка,  - консолидация  - рефлексивный анализ.

Правильно организованная дискуссия проходит четыре стадии развития: - ориентация, - оценка, - консолидация - рефлексивный анализ.

Последействие дискуссии:    проявление отношения к точкам зрения других участников дискуссии как достойным уважения и понимания;  разрешение конструктивного конфликта, противоречия в дискуссии способствует обнаружению оптимальных стратегий решения задач; в дискуссии по разрешению конструктивного конфликта у участников формируется отношение к руководителю занятия не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к опытному коллеге по общей работе.

Последействие дискуссии:

  • проявление отношения к точкам зрения других участников дискуссии как достойным

уважения и понимания;

  • разрешение конструктивного конфликта, противоречия в дискуссии способствует обнаружению оптимальных стратегий решения задач;
  • в дискуссии по разрешению конструктивного конфликта у участников формируется отношение к руководителю занятия не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к опытному коллеге по общей работе.
Ошибки в дискуссии:   – монополия руководителя занятия, который знает правильный ответ, а другие должны его отгадать; – безоговорочная вера участников в своего руководителя. В этом случае истина ставится в зависимость от авторитета; – издержки стимулирования: руководитель, похвалив одного участника, невольно огорчает другого; – увлечение обсуждением абстрактных проблем, отклонение от заданной темы; – нередко некоторые участники дискуссии (2-4 человека) «забивают» других, не давая сказать им ни слова.

Ошибки в дискуссии:

– монополия руководителя занятия, который знает правильный ответ, а другие должны его отгадать;

– безоговорочная вера участников в своего руководителя. В этом случае истина ставится в зависимость от авторитета;

– издержки стимулирования: руководитель, похвалив одного участника, невольно огорчает другого;

– увлечение обсуждением абстрактных проблем, отклонение от заданной темы;

– нередко некоторые участники дискуссии (2-4 человека) «забивают» других, не давая

сказать им ни слова.

Правила поведения в дискуссии:   –  Я критикую идеи, а не людей. – Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению. – Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении. – Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен. – Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям. – Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему. – Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

Правила поведения в дискуссии:

– Я критикую идеи, а не людей.

– Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

– Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.

– Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.

– Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.

– Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

– Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

Дискуссия не даёт единственно верного решения проблемы, однако, в коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа

Дискуссия не даёт единственно верного решения проблемы, однако, в коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа

Спасибо за внимание)

Спасибо за внимание)


Скачать

© 2022 357 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!