СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о  применении технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы


Первая стадия – вызов - позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

На данной стадии я использую следующие приемы: «верные-неверные утверждения», «кластеры».

Прием «верные-неверные утверждения» часто использую в начале урока, при работе в парах. Дети активизируются, и каждый ребенок ставит перед собой вопрос по данной теме, формируется представление о том, чего он не знает и что хочет узнать. Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью слов "да" и "нет".

При изучении темы «Имя прилагательное» 6 класс использую такое задание

Верные- неверные утверждения»

- Имя прилагательное – это служебная часть речи.

- Имя прилагательное обозначает признак предметов.

- Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? Чей?

- Подлежащее может быть выражено только именем существительным и прилагательным.

- Имена прилагательное изменяются только по падежам.

- Имя прилагательное имеет один корень.

- Прилагательные изменяются по родам, числам, падежам.

- Имя прилагательное в предложении является либо сказуемым, либо определением.

- Что мы должны знать, рассказывая о частях речи? Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Как изменяется ? Какими членами предложения бывают имена прилагательные. Теперь вы сами можете сформулировать цель нашего урока, задачи, над которыми мы будем работать.

 На уроке знакомства с биографией М.В. Ломоносова в 9 классе предлагаю ряд утверждений (тема еще не изучена). Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт, знания или просто угадывая. 

Примеры утверждений записываются на доске.

- Отец Ломоносова помор-промышленник

- Ломоносов родился в деревне

- Согласно сложившейся легенде, юный Ломоносов добирался в Москву из своей родной деревни пешком

- Михаил Ломоносов выдал себя за сына ученого, чтобы поступить в Московскую славяно-греко-латинскую академию?

- МТИ носит имя Ломоносова?

- «На взятие Хотина» принадлежит перу Ломоносова?

-«Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» - это перевод…Анакреона

  Далее учащиеся смотрят презентацию учителя. После знакомства с новым материалом  спрашиваем: что нового узнали? Что их удивило? 

При подготовке к написанию сочинений ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку выяснила, что особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста. Решить эту проблему помогает составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Вместе с детьми определяем ключевое слово и вокруг записываем слова или предложения, связанные с этим понятием. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Вторая стадия технологии критического мышления – осмысление  содержания – позволяет получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На этом этапе использую прием «Инсерт». Прием осуществляется в несколько этапов. Знакомясь с новым материалом, учащиеся читают текст и маркируют его:«V» - уже знал, «+» - новое, «думал иначе», «?» - есть вопросы. После прочтения заполняется таблица, где значки станут заголовками таблиц. Учащиеся распределяют информацию по категориям. Для заполнения таблицы ребята снова возвращаются к тексту, что обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение. Условные значки помогают читать более внимательно. На этом этапе важно не забывать о поставленных учениками целях на стадии вызова, заданных вопросах, т.к. изучение нового материала накладывается на знания, опыт и вопросы, вызванные на первом этапе урока.

V «галочка» (то. Что уже известно)

Знак «минус» ( то. Что противоречит представлению)

+ знак «плюс» ( то, что является интересным и неожиданным)

? « вопросительный знак» ( если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

Многие приемы, используемые на стадии вызова и осмысления, логически переходят  в третью стадию урока – стадию рефлексии (размышления). Эта стадия позволяет осмыслить всю полученную информацию, превратить ее в собственное знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.

 Использую на этом этапе такие приёмы: кластер, 10-минутное эссе, вопросы по тексту.

Затем  предлагается обсудить данные, записанные в ходе самостоятельной работы в таблицу.

- Какая информация вам была уже известна? Все согласны с этой информацией?

- Какую информацию вы узнали только сейчас? Какая информация у вас вызывают сомнение? Какие вопросы вы поставили? Можем ли мы на них ответить сейчас?

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?( дети предлагают свои варианты)

Далее проводится работа с дополнительной информацией (научная статья) Распечатки статьи на каждой парте.

Дополнительные значения придаточных определительных

Прочитав внимательно газету и журналы мы выяснили следующее:

Во-первых, причастия являются принадлежностью литературного языка ;

Во-вторых, они почти не встречаются в разговорной речи, что подтверждают слова А.С.Пушкина : “Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, … ,мы говорим, которая скачет – заменяя краткость причастия вялым оборотом”.

Для разных стилей книжной речи полные причастия представляют собой одно из необходимейших средств, которое используется исключительно широко.

В газетной речи почти всегда предпочитаются обороты с причастиями.

В текстах научных статей причастия служат для уточнения, конкретизиции, , для глубины раскрытия научных понятий.Это связано с тем, что причастия способствуют сжатости речи.

Причастия особенно часты в художественном и публицистическом стилях; они незаменимы там, где нужны пафос, торжественность, краткость; причастия являются средством художественной выразительности: они придают повествованию динамику (свойство глагола), а описанию – образность и яркость (свойства прилагательного).


- Прочитайте самостоятельно статью и пополните записи в маркировочной таблице.

- На какие вопросы вы получили ответы?

Домашнее задание: поработать с разными источниками информации и найти ответы на вопросы, на которые не смогли найти ответ в статье.(Если в начале урока велась работа с кластером, то логическим заключением будет возвращение к нему. Учитель дает задание - дополнить кластер новой информацией и ответить на вопросы: «Что уточнили? Исправили? Добавили?»)

Третья стадия – «стадия  рефлексии».

На стадии рефлексии  использую такие  приемы, как синквейн или кластер.

Хотелось бы более подробно остановиться на  самом часто используемом мною приёме популярном приеме на стадии рефлексии, – составлении синквейна.

  Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам.

  Схема составления синквейна выглядит следующим образом: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Цель написания синквейнов – отработать понятия, рефлексивно оценить пройденное. Главный принцип – выражение собственного смысла через описание, действие и отношение.

Вот примеры синквейнов, составленных учащимися  7 класса после изучения темы «Причастие».

Причастие
настоящего, прошедшего
обозначает, образует, переходит
обладает свойствами глагола и прилагательного

Часть речи


Причастие.

Страдательно, действительное.

Изменяется, обозначается, образовывается.

Обозначает признак предмета по действию.

Часть речи.

Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы помогает развить вдумчивое чтение, монологическую и диалогическую речь, умение работать со словарями и другой справочной литературой.   Самое же главное – на таких уроках дети учатся  самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире.