СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развития критического мышления на уроках экономики

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится, как можно разнообразить преподавание экономики с помощью использования приёмов технологии развития критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления на уроках экономики»

Технология развития критического мышления

на уроках экономики


Чтобы повысить эффективность и качество учебного процесса, необходимо использовать современные образовательные технологии. Одной из технологий, базирующейся на позициях деятельного активного подхода к построению педагогического процесса, является технология  развития критического мышления.

Данная система обучения гарантирует освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Обучающийся имеет возможность самореализации и это способствует росту мотивации к учению.

Это технология, при которой учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.

Целью технологии развития критического мышления является научить студентов принимать правильные решения на основе анализа имеющейся информации.

Методами  данной технологии развивается мышление, внимание, память,  самостоятельная  поисковая, исследовательская и творческая деятельность;  умение графически оформлять текстовой материал; формируются  коммуникативные компетенции и способность к сотрудничеству.

Основой технологии является трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Хочу остановиться на наиболее эффективных приемах технологии развития критического мышления, которые я использую на уроках экономики.

 Для развития умения воспринимать информацию можно использовать следующие приёмы. 


  1. Прием «Знаю - хочу узнать – узнал». 

Это работа с таблицей на стадии вызова. Студенты заполняют первую графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов студенты сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? и заполняют вторую графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

 Предмет «Основы экономики и организации ГРР»,

тема «Предпринимательство, как основной вид деятельности в рыночной экономике»

что я знаю по теме

что я хочу узнать

рефлексия своей мыслительной деятельности

1. Свой бизнес сейчас имеют многие люди



1. Чем отличаются эти люди от других? Может быть у них какой-то особый характер?

1. В принципе я так и предполагал, что для организации своего дела мало иметь достаточное количество денежных средств. Бизнесмен должен обладать особым складом ума.

2. Далеко не всем, кто открывает сегодня «Своё дело», удаётся продержаться «на плаву» хотя бы год.

2. Почему одним людям удаётся вести свой бизнес годами, а у других ничего не получается?

2. На уроке я многое узнал о предпринимательской среде, о внутренних и внешних её факторах, сочетание которых оказывает непосредственное влияние на стабильность и развитие бизнеса, либо создаёт угрозы таковому.

3. Разные люди занимаются совершенно непохожими видами деятельности, но их объединяет то, что они все являются предпринимателями.

3. Что является этим «общим знаменателем», который объединяет людей, занимающихся совершенно непохожими видами детельности?

3. Теперь я чётко понимаю, в чём тут дело. Оказывается, несмотря на такие значимые и ярко выраженные различия в формах и способах ведения своего дела, всех «деловых людей» объединяет безудержное стремление к систематическому достижению прибылей.


2. Прием Инсерт.

Этот прием является средством, позволяющим студенту отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста или учебника.

Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки (если позволяет время на уроке)

И обязательно обсудить записи, внесённые в таблицу.

 Предмет «Основы экономики»,

Тема «Рынок и законы его функционирования»

 Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения:

 ٧ – уже знал

  + - новое

  - - думал иначе

? – не понял, есть вопросы

٧

+

 –

?

Поставьте на  полях знак, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете

Поставьте на полях

знак, если то, что вы читаете, является для вас новым.

Поставьте на полях

знак, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что знаете.

Поставьте на полях

знак, если то, что вы читаете непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.


3. Прием «Толстые и тонкие вопросы»

 Предмет «Основы экономики и организации ГРР»,

Тема «Технико экономическое планирование» применяю таблицу тонких и толстых вопросов.

Вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

 Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.

Целесообразно на уроке использовать таблицу.


Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  • что...

Что называется планом?

  • дайте объяснение, почему...

…так важно составлять план

  • кто...

…участвует в работе над составлением плана?

  • почему вы думаете...

…что руководителям так важно составлять планы

  • когда...

…особенно важен четко разработанный план?

  • почему вы считаете...

…,что в настоящее время значимость государственного планирования снизилась (возросла)

  • может...

..ли любой план быть разработан только одним методом?

  • в чем разница...

…между нормативными и аналитическими методами составления планов?

  • согласны ли вы...

..вы с утверждением, что в настоящее время планирование утратило свою значимость, так как «рынок сам всё расставит по своим местам»?

  • предположите, что будет, если...

…предприниматели будут придерживаться таких взглядов


4. Прием Кластер

Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.

Важно в тексте, с которым работаешь:

Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).

Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).

Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

Предмет «Основы экономики и организации ГРР»

Тема «Себестоимость продукции и ГРР» составляем кластер



Список литературы.

  1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое пособие. М.: Мирос, 2002.

  2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.

  3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.

  4. Клустер Д. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005.

  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.

    М., 1998.