СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развития критического мышления на уроке математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе применяю технологию критического мышления. На педагогическом муниципальном форуме поделиласть опытом применния приёмов данной технологии на примере своего урока.

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления на уроке математики»

«Кто не владеет техникой какого-нибудь

искусства, науки, ремесла, тот никогда не будет

способен создать что-нибудь выдающееся»

/И.В.Мичурин/

I

СЕКЦИЯ: «Поиск эффективных форм и методов обучения: современное состояние, проблемы, перспективы»

ТЕМА: Технология развития критического мышления (ТРКМ) на уроках математики.

Учитель МБОУ «Гляденская СОШ»: Калачёва Оксана Евгеньевна.

Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой или чужой опыт. Все это способствует интеллектуальному и нравственному развитию личности, умению работать с информацией, формированию критического и творческого мышления.

В нашей школе обучаются дети в классах разного уровня содержания образования. Анализ психологического обследования детей показал, что 20% учащихся основной школы имеют низкую мотивацию к учебной деятельности. Поэтому мы должны создать условия для развития и реализации способностей всех учащихся: и с высоким учебным потенциалом, и с отсутствием интереса к учебе. Мы должны формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть ключевые компетентности, что и определяет современное качество образования. Достижение данной цели не сводится лишь к усвоению конкретных знаний, а предполагает становление готовности выпускника к продолжению образования, к успешности в условиях неопределенности современного мира. Формированию ключевых компетентностей способствует технология развития критического мышления.


Технология развития критического мышления (ТРКМ) –Данная технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

Цель данной технологии- развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни( умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Чтобы построить урок с применением ТРКМ нужно:

  • Самим формулирувать проблему;

  • Проанализировать информацию;

  • Аргументировать выводы;

  • Выслушать мнения других;

  • Обсудить результаты.


ТРКМ способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализации ребенка, воспитанию доброжелательного отношения к людям. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.

Методические приемы для развития критического мышления, включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес учеников к предмету, развивают социальные и индивидуальные навыки.

ТРКМ включает в себя три стадии: вызова, осмысления и размышления.

Стадия вызова актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме. Именно здесь определяются цели изучения материала.

Стадия осмысления нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом. Причем «текст» нужно понимать достаточно широко: это может быть чтение нового материала в учебнике, осмысление условия задачи, речь учителя…

Стадия размышления или рефлексии. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к нему.

Все три стадии необходимо на уроке соблюдать, так как это отражает сложный мыслительный процесс. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости.

Перечислю приёмы, стратегии , методы ТРКМ:

1.Плюс-минус-вопрос.

2.Таблица «З-Х-У».

3. «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы».

4.Кластер.

5.Приём «Корзина идей».

6. «Бортовые журналы».

7.Инсерт.

8.Синквейн.

9.Эссе.

10. «РАФТ» (в переводе raft – «плот») .

11.Дисскссия.

12. Прием «Фишбоун» («Рыбная кость»).


Далее предлагаю вниманию таблицу, которая поможет выбрать нужный прием на каждой стадии при подготовке к уроку.

На примере своего урока покажу, как можно применить ТРКМ.

5 класс. Математика .Тема: Деление десятичных дробей на натуральное число.



Этапы урока

Планируемые результаты каждого этапа урока


Используемые педагогические технологии, методы, приемы, формы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

как проверяете, достигнуты ли планируемые результаты

1.Организационный этап

Заполнят индивидуальную карту работы на уроке.

Бальная система оценки

Приветствует учеников.

Даёт установку на урок.

Работаем по баллам, за каждый правильный ответ ставим 1 балл, фиксируем в индивидуальных картах работы на уроке.

№п/п

Ф.И. учащегося

Верю-не верю. 1-8 баллов

Работа с текстом. Читал, обсуждал +, не принимал участия -

Работа в группе: выполнить действия 2балла

Учебник стр241, №965(1-3). Работа в парах. 3 балла


Итого баллов:

Больше 12 баллов – «5»;

10-11 баллов – «4»;

7-9 баллов – «3»


1







2







3







4








Приветствуют учителя.

Слушают учителя, записывают фамилии в индивидуальных картах работы на уроке.

Готовность показывают ручку вверх

2. Актуализация знаний

Составят кластер.

Ответят на предложенные вопросы.

ТРКМ, стадия вызова.,

кластер «Десятичные дроби», приём «Верю – не верю», индивидуальная работа

Задаёт вопрос:

1.Какую большую тему мы изучали на предыдущих уроках?

2.Предлагает составить кластер по теме «Десятичные дроби».


Раздаёт задание и предлагает ответить на вопросы


«Верю-не верю»

Задание. Ответь те на вопросы, поставив в колонке №1 «+», если утверждение по вашему мнению верное, и «-«, если утверждение неверное.

Вопросы

№1

№2

1.Верите ли вы, что 0,5; 12,56; 17,001 десятичные дроби



2. Верители вы, что 0,6*3=1,8



3. Верите ли вы, что 12, 7›21, 7



4.Верите ли вы, что 4,12 ‹ 4,21



5. Верите ли вы, что 2,5+0,5=3



6.Верите ли вы, что 1-0,2=0,8



7. Верите ли вы, что 1,2 *0, 2=0, 24



8.Верите ли вы, что 1,2 : 2=0,6




Ответят на вопрос учителя.



Составляют кластер, готовые понятия, напечатанные, наклеят на доске магнитами.


Ответят на вопросы в колоночке №1 самостоятельно.

Проверяют и фиксируют ответы в колонке №2.

Устно проговорят, исправят ошибки.

Зафиксируют количество правильных ответов и запишут в индивидуальную карту работы на уроке.

Составят кластер, проговорив изученные понятия.


Ответы зафиксируют в колонке №2.

Если согласны ручку вверх, если не согласны ручку вниз.


3.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сформулируют тему урока

Активные, Проблемное обучение.

Спрашивает какие проблемы возникли.

Просит сформулировать тему урока, цели и задачи.





Фиксирует цель урока на доске.

Дети говорят, что не справились с задание №8, потому что не умеют делить десятичную дробь.

формулируют тему урока, проговаривают цель и задачи урока.

Если согласны ручку вверх, если не согласны ручку вниз.

.


4.Изучение нового материала.

Прочитают текст, ответят на поставленные вопросы

Работа с текстом, активные формы работы, групповая работа,

ТРКМ, стадия осмысления.

.Дидактические отношения: ученик-ученик, ученик-учебное содержание.

Индивидуальная

(проговаривание правил)


Раздаёт тексты с теоретическим материалом. Причем материал 1-взят из интернет –ресурса, 2- из учебника Виленкина.

Даёт установку работы с текстом.

Зафиксирует алгоритм деления десятичной дроби на натуральное число. Просит проговорить алгоритм.

Работают в группах.

Читают текст, отвечают на вопросы.

Карточка .Вопросы по работе с текстом.

  1. Прочитайте внимательно текст.

  2. Ответьте на вопросы:

1.Какие правила существуют деления десятичных дробей?

2. Каким образом выполняется деление десятичной дроби на натуральное число?

3. Почему в примере 0,806 : 31 в частном сразу поставили 0 в целой части?

3) Что сказано о правиле деления десятичных дробей на натуральное число в нашем учебнике стр237-238.

Корректируют ответы.

Проговорят алгоритм деления десятичной дроби на натуральное число.

Проговорят представители из групп.

Если согласны ручку вверх, если не согласны ручку вниз.


5. Первичное закрепление нового материала.

Выполнят деление десятичной дроби на натуральное число с помощью алгоритма

Работа в группах, ТРМК стадия осмысления, Работа в парах со взаимопроверкой. Приём «Лови ошибку!»

1) Предлагает выполнить задание в группах, обсудить и решить , предложенные примеры на слайде: выполнить деление

1) 20,7:9=

2) 243,2:8=

Показывает ответы (второй ответ с ошибкой, чтобы ученик мог объяснить и увидеть эту ошибку)

2) Предлагает решить задание из учебника. Учебник стр241, №965(1-3). Работа в парах. Просит вернутся в задание 3) Что сказано о правиле деления десятичных дробей на натуральное число в нашем учебнике стр237-238.

Просит поменяться тетрадками, осуществит взаимопроверку, поставить баллы.

1)Работают в группах, решают, проверяют, фиксируют решение на доске, корректируют ошибки.







2) Выскажут свое мнение. Работают в парах, решают, обсуждают решение, осуществляют взаимопроверку. Ставят баллы






Запишут решение на доске представители из групп.

Если согласны ручку вверх, если не согласны ручку вниз.


6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Добавят понятие в кластер. Правильно выполнят деление в задание №8 «Верю –не верю».

Научились выполнять деление десятичной дроби на натуральное число.

Индивидуальная,

ТРМК стадия рефлексии, приём кластер, «Верю не верю». Дидактические отношения: учитель-учащиеся, фронтальная

1)Какое действие можно добавить в кластер? Приклеит на доску карточку со словом «деление»

2)Просит вернуться в задание №8 «Верю –не верю», отвечаем на последний вопрос, чтобы выяснить достиг ли мы цели урока.

2)Просит заполнить карточку усвоения учебного материала. После урока проанализирую вашу карточку, чтобы наметить пути устранения пробелов на следующем уроке

1) Отвечают «Деление»




2)Вернутся в задание, ответят на вопрос, применив алгоритм деления десятичной дроби на натуральное число.

2)Заполняют карточку усвоения учебного материала.

Сдадут все каточки, работы на уроке.

Если согласны ручку вверх, если не согласны ручку вниз.

Усвоили тему –ручка вверх; не усвоили- ручка вниз.

7. Подведение итогов урока.

Посчитают баллы и переведут в оценку.

Индивидуальная

Прости подвести итоги, подсчитать баллы. Выдаёт информацию о баллах

  • Больше 12 баллов – «5»

  • 10-11 баллов – «4»

  • 7-9 баллов – «3»


Считают баллы, ставят оценки в дневник

На перемене принесут дневники учителю, чтобы поставить оценку.

8. Информация о домашнем задании.

Запишут задание в дневник

Индивидуальная

Даёт информацию о домашнем задании: п35, выучить правило, №967(1-6)


Запишут в дневниках

На перемене принесут дневники учителю на подпись, где можно увидеть записанное домашнее задание.





Итак подведём итоги.

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

- высокая мотивация учащихся к образовательному процессу;

- возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;

- развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;

- развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека;