Проектирование урока физической культуры у учащихся 3-х классов в режиме технологии развития мелкой моторики и координации движения рук
Утверждения, что интерес к урокам физкультуры снижается год от года, звучит давно. Это тревожно, но в младшем школьном возрасте ребята с удовольствием бегут в спортивный зал, активно включаются в игры, т.к. младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития базовых физических умений и навыков, формирования уровня мотивации к урокам физической культуры, развития потребности к физическим упражнениям. Об этом стоит помнить и строить уроки таким образом, чтобы на скамейках не было желающих отдохнуть.
При организации процесса обучения учащихся начальной школы целесообразно использовать традиционную модель структуры урока физической культуры, обеспечивающую развитие у детей интереса к ежедневным занятиям физической культурой, увеличения арсенала двигательных умений и навыков, комплексное развитие основных двигательных качеств, приобщение ребят к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связанная речь.
Первоклассники часто испытывают трудности в овладении письма. Но они также часто испытывают затруднения в простейших упражнениях с мячами, прыжками со скакалкой и т.п. Вот такая неподготовленность, может привести к нежеланию посещать уроки ФК, негативному отношению к предмету. Поэтому, уже в начальной школе на уроках ФК важно создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости. Если уделять должное внимание упражнениям, играм на развитие мелкой моторики – это влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, способствует готовности к овладению навыка письма, что в будущем может избежать многих проблем школьного обучения.
Есть педагогическая проблема с детьми, имеющими разные способности. Моя работа показывает, что способности могут быть развиты, но могут быть и преждевременно угаснуть или деформироваться.
Актуальность работы заключается в разработке системного подхода в обучении умению овладения пластикой, ловкостью движения учащимися и заинтересованности в дополнительных занятиях физической культурой и спортом.
При этом решаются поставленные задачи:
Педагогические (обучающие, развивающие, воспитательные);
Практические (реализация компетентностного подхода к результатам исследования);
Социальные (удовлетворение какой-либо социальной потребности).
Особенности технологии развития мелкой моторики и координации движения рук.
Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью педагогического процесса. К новым технологиям можно отнести и технологию развития мелкой моторики и координации движения рук как средство повышения творческой активности учащихся.
Технология развития мелкой моторики и координации движения рук – это педагогическая технология, ориентированная на приобретение новых знаний для освоения новых способов человеческой деятельности.
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому, развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д. Но на практике выходит далеко не так.
Большое количество детей приходит в школы, не умея не только завязывать шнурки, но и завязывать элементарный узел.
Поэтому, в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки к обучению в школе, в частности, к письму и чтению.
Нарушение мелкой моторики
Существует три основных типа нарушения мелкой моторики:
Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)
Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т.д.)
Нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), при нарушении зрения, аутизме и др.
Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозг, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.
Процесс реализации ученической деятельности в школе представляется возможным изобразить в виде этапов, каждый из которых выполняет определённую функцию.
Этап 1: Диагностики (является самым сложным)
Диагностика уровня развития, уровня умений и навыков и способности к творчеству на уровне «ученик –учитель», «учитель-ученик».
Этап 2: Анализ полученных результатов диагностики.
Этап 3: Работа групп (упражнения по регулированию творческих процессов – воображение, память, логическое мышление).
Этап 4: Анализ динамики изменений.
Этап 5: Мониторинг.
Использование приемов технологии развития мелкой моторики и координации движения рук.
Я давно работаю над проблемой «Нарушения мелкой моторики», применение которых, позволяет формировать у учащихся универсальные учебные действия.
Активные методы обучения - методы, в которых субъективную, активную позицию ученик занимает по отношению к учителю, другим учащимся и/или индивидуальным средствам обучения, как мяч, скакалка, гимнастическая палка и т.д. Активные методы обучения это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и двигательной деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и учащиеся.
Результативность применения на уроке технологии развития мелкой моторики и координации движения рук.
Критерии эффективности урока в режиме технологии развития мелкой моторики и координации движения рук.
Урок будет эффективным и обеспечит условие самостоятельного усвоения, если:
Ученик объясняет увиденное, проговаривает за учителем, отвечает на вопросы и формулирует противоречие
Ученик формулирует проблему на основе противоречий
Ученик выдвигает гипотезы, объясняющие противоречие
Ученик проверяет гипотезу в эксперименте, решении задач
5. Ученик обобщает результаты, делает выводы