СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развивающих игр на уроках русского языка: разработка, организация, проведение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология развивающих игр на уроках русского языка: разработка, организация, проведение»

Ф.И.О.

Трегубенко Елена Ивановна

Учреждение

Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининградская средняя общеобразовательная школа-интернат»

Должность

Учитель начальных классов

Стаж работы в должности

40 лет

Тема инновационного педагогического опыта

Технология развивающих игр на уроках русского языка: разработка, организация, проведение.

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

- Новые условия образовательной деятельности: работа в новых условиях Информационной Среды, превращение кабинета начальных классов в современный образовательный и воспитательный центр, оснащённый необходимым оборудованием.

- Ориентация учителя на выполнение социального заказа государства: воспитание социоактивной, адаптированной к жизни, интеллектуальной личности.

Проблема повышения интереса к русскому языку существует. Анкетирования учащихся показывают, что среди их любимых предметов практически нет русского языка. Материал по русскому языку достаточно сложен для понимания, потому и не вызывает у многих учащихся должного интереса. А у меня как раз наоборот, русский язык является моим самым любимым предметом, поэтому моя задача - постараться передать эту любовь своим ученикам.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно - информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Сущность ИПО:

- в изменении содержания образования;

- в использовании новых образовательных технологий;

- в применении нестандартных приёмов закрепления знаний на уроках русского языка.

Не отвергая методические приёмы, проверенные временем, ищу свои способы для улучшения качества образования. Многолетний опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами; ограничения, трудоемкость, риски)

- Развивающие игры на уроках русского языка предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими возможностями.

- Игры на уроках русского языка создают ситуацию успеха для слабых учеников, они позволяют раскрыться таким ученикам.

- Игры создают условия для развития творческого мышления, смекалки, находчивости, сообразительности.

Сразу видно, как ученик меняется в ситуации игры, он чувствует себя более уверенным. Школьник не боится совершать ошибку, а если и совершает, то у него есть возможность осознать её, понять причины данной ошибки и исправить.

- Применение развивающей игры благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счёт повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения.


Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

В процессе игры воспитываются и нравственные качества. Работая в группе, ученики учатся общаться, т.е., развиваются их коммуникативные особенности, учатся помогать одноклассникам, что воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи.

Игры положительно влияют на формирование и сплочение коллектива, воспитывают желание и умение учиться, создают такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Игра создаёт рабочую, развивающую атмосферу в классе. На уроке школьники играют с большим удовольствием и радостью, они не чувствуют усталости, не замечают, как проходит время, т.к. они увлечены. Если развивающая игра проводится в начале урока, ученики на протяжении всего оставшегося времени прекрасно работают, слабые ученики проявляют достаточную активность. И в середине, и в конце урока развивающая игра позволяет сосредоточить внимание, поддержать интерес к уроку.



Результат изменений

Включение развивающих игр в процесс обучения на уроках русского языка способствует повышению познавательной активности и интереса к русскому языку, способствует более качественному усвоению знаний. Школьникам предоставляется возможность работать в группе, высказывать своё мнение, анализировать ситуацию, искать пути решения. Следовательно, игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи, воображения.

Развивающие игры необходимы на уроках русского языка в начальных классах, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала.

В ходе работы с развивающими играми на уроках русского языка в 1-4 классах повысились:

- работоспособность на 30 %;

- занятость на уроке на 100 %;

- познавательная активность на 50 %;

- уровень обученности на 30 %;

- мотивация обучения увеличилась с 50% до 95%;

- практическое применение знаний с 44% до 75%;

- креативность с 40% до 93%.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

1.З.А. Николаева. Методическое пособие « Технология развивающих игр на уроках русского языка: разработка, организация, проведение».- Чебоксары: ЧРИО, 2007.

2.Васильева Н.Л. Развивающие игры 
3.Холодова О. «Юным умникам и умницам».
(Холодова О, Юным умника и умницам: Задания по развитию познавательных  способностей, 1, 2, 3, 4 класс, - М.: Росткнига, 2002) 4.Бабкина Н.В. «Радость познания» 
(Бабкина Н.В., Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителей. – М.: АРКТИ, 2002)

5.     Тихомирова Л. Ф «Развитие интеллектуальных способностей школьника» Ярославль : "Академия развития", 2018 г.,(С: "Вместе учимся, играем"), популярное пособие для родителей и педагогов. Сборник. 
6.      Развивающие игры для школьников
КалугинМ. А,  НовоторцеваН.В. 
Ярославль: "Академия развития", 2018 г., (С: "Вместе учимся, играем"), 
популярное пособие для родителей и педагогов. Сборник. 

7.    Ребусы в картинках
Рассел К., Картер Ф. 
Пер. с англ., Минск: 000 "ПОПУРРИ", 2005 г., для широкого круга читателей. 
Головоломки из Британской национальной организации MENSA: 
160 загадок с иллюстрациями, для развития интеллекта .



III. Описание инновационного опыта учителя

Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности. В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем. Поэтому у каждого ребёнка должно сформироваться положительное отношение к учению. Младший школьный возраст отличается тем, что положительное отношение к учёбе слабо дифференцировано, непрочно. Но если у ребёнка сложилось положительное отношение к учёбе, то ему легче учиться. Очень важен тот факт, что формирование положительного отношения к учению у младших школьников накладывает определённый отпечаток на весь процесс обучения. Ведь успешная учёба, осознание своих потребностей, умений качественно выполнять разные задания приводит к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания. Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируются, то у ребёнка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами.

Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Организатором игр на уроке, конечно же, является учитель. От его мастерства, от его знаний зависит активность учащихся. Думаю, что работа с занимательными играми на уроках русского языка обладает исключительными обучающими возможностями. Именно такая работа на уроках обеспечивает базу для формирования важнейших умений и навыков в области словообразования, грамматики, орфографии.

В процессе работы с занимательными играми затрагивается не столько память, сколько интеллект ребенка, его аналитические возможности. В связи с этим у учащихся более активно развивается способность к языковой догадке. Чему же учатся дети, играя в такие игры?

Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.

На уроке русского языка при изучении темы «Изменение имён существительных по числам» на этапе закрепления материала предлагается ребятам от имён существительных единственного числа образовать имена существительные множественного числа, а слова такие:

Переход, пешеход, улица, дорога, автобус, трамвай, машина, светофор.

Как вы заметили эти слова связаны с ПДД. Во время выполнения задания дети вспоминают как надо правильно переходить улицу, что обозначает каждый цвет светофора.

Так, например, для лучшего усвоения темы «Имя существительное» (4 класс) использую игру «Пароль - задание». Ученики входят в класс на урок только после ответа на пароль – задание. Пароль придумывают сами дети. Он составляется по изученному материалу, объем которого объявляется заранее.

Например, часовые предлагают входящим такие задания:

  • назови все падежи

  • назови падежные вопросы

  • приведи пример существительных I, II, III склонений

Что касается трудностей при выполнении заданий, то они не возникают, если правильно выбрать вариант игры, который соответствует возрастным и индивидуальным особенностям игроков. Сделать это нетрудно, достаточно внимательно прочитать правила и методические рекомендации к ним. При разработке игр я старалась, чтобы они не загружали детей, а создавали ситуацию успеха и на положительном эмоциональном настрое пробуждали желание чему-то учиться и узнавать что-то новое.

Все игры по-своему интересны. Их можно применять на уроках по всем существующим программам. Они могут быть использованы также для индивидуальных и групповых занятий. С помощью дидактических игр на уроках легко организовать коллективную работу или работу в малых группах в зависимости от особенностей группы или класса. Кроме того, эти игры могут стать существенным подспорьем при коррекционной работе с детьми. Ведь не секрет, что дети неодинаковы по уровню способностей, подготовки, и если они испытывают трудности, интерес к обучению падает.

К примеру, в игре «Будь внимательным!» я объясняю задание и читаю ряд слов. Ребята должны быть предельно внимательными и отвечать хором.

Итак, образуйте: а) множественное число - от единственного:

дуга – дуги, рука – руки, мука - … , человек - … ;

б) единственное число - от множественного:

певцы – певец, венцы – венец, щипцы - … , пони - … ;

в) женский род – от мужского:

повар - повариха, портной – портниха, храбрец - … .

Часто провожу игру «Орфографическое лото». Раздаю карточки, где написаны слова на трудные орфограммы. Выбираем ведущего, он называет номер фишки (например, №22). Ученик, которому выпал этот номер, выходит к доске, пишет слово и объясняет орфограмму. Ребята учатся замечать места, где может спрятаться ошибка. Таким образом, развивается орфографическая зоркость, увеличивается словарный запас. Учащиеся коллективно делают самостоятельные выводы, обосновывая свое мнение.

В последние годы после изучения некоторых тем в 3-4 классах даю задание выпустить газету и подготовиться к ее презентации (по группам). В ходе презентации на доске вывешиваются газеты. От каждой группы ученик выходит к доске и рассказывает, например, об основных признаках существительного, приводя примеры из газеты. Остальные внимательно слушают. Если выступающий пропустил какие – либо признаки, учащиеся задают ему вопросы. Отвечать он должен, находя примеры из той же газеты. В конце работы мы подводим итоги, учитывая, чей рассказ был интересней, все ли примеры правильно приведены, красочно ли оформлена газета.

И так можно много говорить по каждой игре, отмечая её пользу в учебном процессе.

Добавлю, что развивающая игра – увлекательное занятие для учителя и для ученика. При этом характер занимательных заданий и упражнений по темам может быть очень разнообразным. Сразу станет ясно, какой материал усвоен учащимися, а какой нет, успешно ли идёт процесс становления у учеников навыков грамотного письма.

За время работы в школе собрала, придумала и составила с детьми более 100 дидактических и интеллектуальных игр. Я глубоко уверена, что фундамент грамотности закладывается в начальных классах. Поэтому с учениками нужно больше заниматься и играть в развивающие игры. А это вызовет интерес и желание больше узнать, учиться думать, логически мыслить, конечно же, общаться друг с другом.

Надо, чтобы каждый урок, каждая, даже самая трудная тема, вызвала интерес у школьников, желание больше узнать, чтобы потом этими знаниями уверенно пользоваться в жизни.

Чудес в педагогике не бывает, есть большая, трудная, но бесконечно радостная по отдаче работа. И очень хочется, чтобы мои дети встречались в школе с радостью. Ситуация успеха, созданная на каждом уроке, вот к чему я стремлюсь, обучая своих учеников!



IV. Экспертное заключение

Ф.И.О. эксперта


Составляющие образования


Характеристики инновационного опыта


Информационное представление опыта




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!