Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами; ограничения, трудоемкость, риски) | - Развивающие игры на уроках русского языка предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими возможностями. - Игры на уроках русского языка создают ситуацию успеха для слабых учеников, они позволяют раскрыться таким ученикам. - Игры создают условия для развития творческого мышления, смекалки, находчивости, сообразительности. Сразу видно, как ученик меняется в ситуации игры, он чувствует себя более уверенным. Школьник не боится совершать ошибку, а если и совершает, то у него есть возможность осознать её, понять причины данной ошибки и исправить. - Применение развивающей игры благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счёт повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения. |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | 1.З.А. Николаева. Методическое пособие « Технология развивающих игр на уроках русского языка: разработка, организация, проведение».- Чебоксары: ЧРИО, 2007. 2.Васильева Н.Л. Развивающие игры 3.Холодова О. «Юным умникам и умницам». (Холодова О, Юным умника и умницам: Задания по развитию познавательных способностей, 1, 2, 3, 4 класс, - М.: Росткнига, 2002) 4.Бабкина Н.В. «Радость познания» (Бабкина Н.В., Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителей. – М.: АРКТИ, 2002) 5. Тихомирова Л. Ф «Развитие интеллектуальных способностей школьника» Ярославль : "Академия развития", 2018 г.,(С: "Вместе учимся, играем"), популярное пособие для родителей и педагогов. Сборник. 6. Развивающие игры для школьников КалугинМ. А, НовоторцеваН.В. Ярославль: "Академия развития", 2018 г., (С: "Вместе учимся, играем"), популярное пособие для родителей и педагогов. Сборник. 7. Ребусы в картинках Рассел К., Картер Ф. Пер. с англ., Минск: 000 "ПОПУРРИ", 2005 г., для широкого круга читателей. Головоломки из Британской национальной организации MENSA: 160 загадок с иллюстрациями, для развития интеллекта . |
Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности. В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем. Поэтому у каждого ребёнка должно сформироваться положительное отношение к учению. Младший школьный возраст отличается тем, что положительное отношение к учёбе слабо дифференцировано, непрочно. Но если у ребёнка сложилось положительное отношение к учёбе, то ему легче учиться. Очень важен тот факт, что формирование положительного отношения к учению у младших школьников накладывает определённый отпечаток на весь процесс обучения. Ведь успешная учёба, осознание своих потребностей, умений качественно выполнять разные задания приводит к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания. Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируются, то у ребёнка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Организатором игр на уроке, конечно же, является учитель. От его мастерства, от его знаний зависит активность учащихся. Думаю, что работа с занимательными играми на уроках русского языка обладает исключительными обучающими возможностями. Именно такая работа на уроках обеспечивает базу для формирования важнейших умений и навыков в области словообразования, грамматики, орфографии. В процессе работы с занимательными играми затрагивается не столько память, сколько интеллект ребенка, его аналитические возможности. В связи с этим у учащихся более активно развивается способность к языковой догадке. Чему же учатся дети, играя в такие игры? Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие. На уроке русского языка при изучении темы «Изменение имён существительных по числам» на этапе закрепления материала предлагается ребятам от имён существительных единственного числа образовать имена существительные множественного числа, а слова такие: Переход, пешеход, улица, дорога, автобус, трамвай, машина, светофор. Как вы заметили эти слова связаны с ПДД. Во время выполнения задания дети вспоминают как надо правильно переходить улицу, что обозначает каждый цвет светофора. Так, например, для лучшего усвоения темы «Имя существительное» (4 класс) использую игру «Пароль - задание». Ученики входят в класс на урок только после ответа на пароль – задание. Пароль придумывают сами дети. Он составляется по изученному материалу, объем которого объявляется заранее. Например, часовые предлагают входящим такие задания: назови все падежи назови падежные вопросы приведи пример существительных I, II, III склонений Что касается трудностей при выполнении заданий, то они не возникают, если правильно выбрать вариант игры, который соответствует возрастным и индивидуальным особенностям игроков. Сделать это нетрудно, достаточно внимательно прочитать правила и методические рекомендации к ним. При разработке игр я старалась, чтобы они не загружали детей, а создавали ситуацию успеха и на положительном эмоциональном настрое пробуждали желание чему-то учиться и узнавать что-то новое. Все игры по-своему интересны. Их можно применять на уроках по всем существующим программам. Они могут быть использованы также для индивидуальных и групповых занятий. С помощью дидактических игр на уроках легко организовать коллективную работу или работу в малых группах в зависимости от особенностей группы или класса. Кроме того, эти игры могут стать существенным подспорьем при коррекционной работе с детьми. Ведь не секрет, что дети неодинаковы по уровню способностей, подготовки, и если они испытывают трудности, интерес к обучению падает. К примеру, в игре «Будь внимательным!» я объясняю задание и читаю ряд слов. Ребята должны быть предельно внимательными и отвечать хором. Итак, образуйте: а) множественное число - от единственного: дуга – дуги, рука – руки, мука - … , человек - … ; б) единственное число - от множественного: певцы – певец, венцы – венец, щипцы - … , пони - … ; в) женский род – от мужского: повар - повариха, портной – портниха, храбрец - … . Часто провожу игру «Орфографическое лото». Раздаю карточки, где написаны слова на трудные орфограммы. Выбираем ведущего, он называет номер фишки (например, №22). Ученик, которому выпал этот номер, выходит к доске, пишет слово и объясняет орфограмму. Ребята учатся замечать места, где может спрятаться ошибка. Таким образом, развивается орфографическая зоркость, увеличивается словарный запас. Учащиеся коллективно делают самостоятельные выводы, обосновывая свое мнение. В последние годы после изучения некоторых тем в 3-4 классах даю задание выпустить газету и подготовиться к ее презентации (по группам). В ходе презентации на доске вывешиваются газеты. От каждой группы ученик выходит к доске и рассказывает, например, об основных признаках существительного, приводя примеры из газеты. Остальные внимательно слушают. Если выступающий пропустил какие – либо признаки, учащиеся задают ему вопросы. Отвечать он должен, находя примеры из той же газеты. В конце работы мы подводим итоги, учитывая, чей рассказ был интересней, все ли примеры правильно приведены, красочно ли оформлена газета. И так можно много говорить по каждой игре, отмечая её пользу в учебном процессе. Добавлю, что развивающая игра – увлекательное занятие для учителя и для ученика. При этом характер занимательных заданий и упражнений по темам может быть очень разнообразным. Сразу станет ясно, какой материал усвоен учащимися, а какой нет, успешно ли идёт процесс становления у учеников навыков грамотного письма. За время работы в школе собрала, придумала и составила с детьми более 100 дидактических и интеллектуальных игр. Я глубоко уверена, что фундамент грамотности закладывается в начальных классах. Поэтому с учениками нужно больше заниматься и играть в развивающие игры. А это вызовет интерес и желание больше узнать, учиться думать, логически мыслить, конечно же, общаться друг с другом. Надо, чтобы каждый урок, каждая, даже самая трудная тема, вызвала интерес у школьников, желание больше узнать, чтобы потом этими знаниями уверенно пользоваться в жизни. Чудес в педагогике не бывает, есть большая, трудная, но бесконечно радостная по отдаче работа. И очень хочется, чтобы мои дети встречались в школе с радостью. Ситуация успеха, созданная на каждом уроке, вот к чему я стремлюсь, обучая своих учеников! |