СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология РКМ на уроках русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теория о технологии РКМ в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«Технология РКМ на уроках русского языка в начальной школе»


Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме

«Технология развития критического мышления на уроках русского языка в начальной школе»

Одной из задач внедрения ФГОС является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению. Требования стандарта ориентированы не только на индивидуальные достижения учащихся в рамках отдельных предметов, но и на освоение метапредметных и универсальных учебных действий, а также личностные результаты. Для достижения выше перечисленных требований важным компонентом является формирование критического мышления. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Чтобы добиться позитивных результатов в формировании и развитии мыслительной деятельности младших школьников, я приняла участие в работе практико-ориентированной дистанционной мастерской по теме: « СОТ: технология развития критического мышления» и на основании полученного опыта внедрила её в свою педагогическую деятельность.

Технология возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России она известна с конца 90-х годов. В основу ее положены идеи и положения теории американских педагогов об этапах умственного развития ребенка и  советского психолога Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, неразрывной связи обучения и общего развития ребенка.

Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание, как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Данная технология позволяет формировать у обучающихся все виды универсальных учебных действий. В этом и заключается её актуальность.

      Технология является личностно-ориентированной и позволяет мне решать широкий спектр образовательных задач.

Кроме того, с моей помощью учащиеся учатся подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать ситуации для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений.

Данная технология позволяет мне строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, умений анализировать и применять её.

Базовая модель технологии очень схожа с традиционной, также состоит из трёх этапов (стадий) урока, только названы они по – другому. 

Сегодня я хочу поделиться своими наработками по использованию одного из приёмов развития критического мышления на уроках русского языка. Это приём «Верно – неверно», применение которого дает положительные результаты.

Считаю, что наиболее эффективно использовать его на стадии рефлексии. На   этом   этапе   важно   активизировать   учащихся, помочь им освежить в памяти всё, что им известно по изученной  теме. 

Мной было разработано методическое пособие по русскому языку для учащихся 2 класса. Которое состоит из 22 тестовых заданий, соответствующих основным темам курса. Каждое задание содержит 5 высказываний. В специальной графе учащиеся пишут «да» или «нет», соглашаясь или опровергая. В конце пособия имеется сводная таблица с результатами по каждому заданию. На выполнение работы отводится 2-3 минуты. При проверке я сразу вижу, на сколько глубоко усвоены знания учащимися, что позволяет своевременно провести коррекцию.

Более того удобный формат, простота использования и проверки значительно облегчает работу педагога.

На основании результатов представленных в диаграмме видно, что уровень сформированности критического мышления у учащихся по параметрам: умение работать с информацией, анализировать и применять её на практике возрастает.

Таким образом, критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих умений и навыков, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. И формируется оно быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание, говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи.

Свое выступление хочу закончить словами Эдисона «Важнейшая задача цивилизации – научить ребенка мыслить».

Спасибо за внимание. Готова к педагогическому общению.