СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология сельскохозяйственный труд 8 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осенне- весенние работы на пришкольном участке.

Просмотр содержимого документа
«Технология сельскохозяйственный труд 8 класс»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Козьмодемьяновская средняя общеобразовательная школа



«Согласовано»

Руководитель МС МОУ Козьмодемьяновская СОШ

_____ /______________ /

ФИО

Протокол №____ от

«___» _________ 201__г.




«Утверждено»

Директор МОУ Козьмодемьяновская СОШ

_____ /______________ /

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 201__г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Технология. Сельскохозяйственный труд

на уровне основного общего образования

для учащихся 8 класса.


Байда

Сергея Геннадьевича




















с. Козьмодемьяновка


2017-2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Источники составления программы.

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России 05. 03. 2004 № 1089.

Основой послужили учебное пособие « Сельскохозяйственный труд» 5-7 класс авторы Д.И. Трайтак , Г.В. Пичугина . Москва; « Просвещение» . Программы начальной и средней общеобразовательной школы : Сборник – М.: Гуманит. изд .центр ВЛАДОС, 2000.-112 с.


Срок реализации 1 год.

Рабочая программа учебного курса « Технология. Сельскохозяйственный труд »

Предназначена для обучения учащихся 8 классов средней общеобразовательной школы.

Направленностью данной программы курса «Технология. Сельскохозяйственный труд» является воспитание и развитие у учащихся средствами данного учебного предмета, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.

Значимость программы «Технология. Сельскохозяйственный труд» основывается на том, что программа предусматривает изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

 культура и эстетика труда;

 получение, обработка, хранение и использование информации;

 основы черчения, графики, дизайна;

 элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

 знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;

 влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

 творческая, проектная деятельность;

 история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Базовым для программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» является раздел «Растениеводство». Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу отбирается с учетом того, чтобы дать учащимся возможность овладеть определённым объёмом знаний, получить практические умения и навыки исходя из необходимости потребностей личности школьника, его семьи и общества.

Учебный материал отбирается с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. При изучение материала программы, связанного с практическими работами он должен предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. Теоретическая подготовка заключается, прежде всего, в формировании ведущих понятий технологий сельского хозяйства – сорт, урожайность, и т. д.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты, практические и лабораторно-практические работы, метод проектов. Практические работы в программе связаны с выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за растениями. На лабораторно-практических работах изучаются свойства почвы, удобрений. В соответствии с имеющимися в школе возможностями выбраны объекты и темы практических работ для учащихся, чтобы они как можно полнее представляли изучаемые агротехнологии. При этом учитывается посильность объектов труда для учащихся соответствующего возраста. Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также включение учащихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. Для каждой темы перечислены возможные и наиболее целесообразные виды практической деятельности.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.

Специфика сельскохозяйственных проектов такова, что их выполнение требует значительного времени. Продолжительность проекта определяется биологическими особенностями выращиваемых растений. Поэтому проектная деятельность организуется не как завершающий этап, а в тот период учебного года, когда необходимо начинать выполнение проекта в соответствии с агротехникой конкретных сельскохозяйственных культур. Предполагается, что значительная часть проектных работ будет выполняться во внеурочное время, в том числе во время летней практики. По методу проектов организована и традиционная для сельской школы опытническая работа.

Проекты имеют социальную направленность, требуют от школьников активной поисковой деятельности за пределами школы, в сельском социуме. Выбирая тему проектов, обращается внимание на ее практическую значимость для УОУ или приусадебных хозяйств, благоустройства и озеленения.

Для реализации обязательного минимума содержания по разделу «Растениеводство» в наличии учебно-материальная база для организации практической деятельности школьников (школьный учебно-опытный участок (УОУ).

УОУ имеет рекомендованный Министерством образования РФ набор ручных инструментов и оборудования для выполнения основных видов сельскохозяйственных работ. Программа предусматривает необходимость обеспечения безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций, недопустимость работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях. Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Для обучения технологиям сельского хозяйства наиболее важны связи с биологией и химией.


Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.


Достижение этих целей предусматривает решение следующих задач:

  • приобретение ребенком знаний, умений и навыков трудовой деятельности с учетом его возможностей и интересов, а также в соответствии с потребностями общества;

  • создание условий обучения, при которых учащиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире;

  • развитие творческих способностей, формирование профессионально значимых качеств;

  • достижение высокого уровня компетентности в избранной области трудовой деятельности;

  • формирование личности ученика, обладающей интеллектуальной, этической, технологической культурой, культурой ЗОЖ, способной к самовоспитанию и самореализации;

  • развитие потребности в трудовой деятельности.


Место предмета в учебном плане.

На предмет технология в 8 классе отводится 2 часа в неделю , 1 час в неделю из федерального компонента и 1 час в неделю из школьного компонента учебного плана. Таким образом, 8 классе на технологию отводится 70 часов в год, в том числе на модуль «Сельскохозяйственный труд» отводится 34 часа в год в осенне-весенний период.


Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология. Сельскохозяйственный труд»

В результате обучения учащиеся овладеют:

• трудовыми и технологическими знаниями и по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

• навыками использования распространенных ручных инструментов, культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения предмета «Сельскохозяйственный труд» ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:

познакомиться:

• с основными технологическими понятиями и характеристиками;

• с назначением и технологическими свойствами материалов;

•с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки почвы и получения продукции.

• с профессиями и специальностями, связанными с сельскохозяйсвенным трудом.


выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;

• находить необходимую информацию в различных источниках;

• применять технологическую документацию;

• составлять последовательность выполнения технологических операций или выполнения работ;

• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования.

• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами;

• находить необходимую информацию;

• проводить разработку творческого проекта .

• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

• распределять работу при коллективной деятельности;


Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. В качестве приоритетных методов обучения предлагается использовать упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ в конце каждого года обучения

Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.

Программа технологии предусматривает, что учащиеся получают технико-технологические знания и практические умения по сельскохозяйственному труду.

Знакомство с историей позволяет проследить за историей различных национальных промыслов своего края, воспитывает любовь к своим историческим корням. Коллективные занятия позволяют воспитывать творчество, взаимовыручку и взаимопроверку практических навыков.

Программой предусмотрено систематическое знакомство с миром профессий, что поможет учащимся в выборе своего жизненного пути. Для этого используются материалы литературы и Интернет ресурсы в виде презентации и прямых выходов в Интернет.

По каждой теме программы определено содержание теории и практических работ, приведены источники методической и дидактической литературы.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


Критерии оценки знаний и умений учащихся по сельскохозяйственному труду


Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу

Оценка «5» ставится, если учащийся:

- полностью освоил учебный материал;

- умеет изложить его своими словами;

- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.


Оценка «4» ставится, если учащийся:

- в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

- подтверждает ответ конкретными примерами;

- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.


Оценка «3» ставится, если учащийся:

- не усвоил существенную часть учебного материала;

- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

- слабо отвечает на дополнительные вопросы.


Оценка «2» ставится, если учащийся:

- почти не усвоил учебный материал;

- не может изложить его своими словами;

- не может подтвердить ответ конкретными примерами;

- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов у


Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ

Отметка «5» ставится, если учащийся:

- творчески планирует выполнение работы;

- самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

- правильно и аккуратно выполняет задание;

- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.


Отметка «4» ставится, если учащийся:

- правильно планирует выполнение работы;

- самостоятельно использует знания программного материала;

- в основном правильно и аккуратно выполняет задание;

- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.


Отметка «3» ставится, если учащийся:

- допускает ошибки при планировании выполнения работы;

- не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

- допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;

- затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.


Отметка «2» ставится, если учащийся:

- не может правильно спланировать выполнение работы;

- не может использовать знания программного материала;

- допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;

- не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.


Проверка и оценка практической работы учащихся

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.


Оценивание теста учащихся производится по следующей системе

«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.

Критерии оценки проекта

1. Оригинальность темы и идеи проекта.

2. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).

3. Эстетические критерии (композиционная завершенность).

4. Экономические критерии (экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).

5. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде ; экологическая безопасность).

6. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).


Практическим занятиям отводится ведущая роль в программе – это 75-80 % времени урока. Разные методы работы позволяют повысить эффективность урока, развивать трудовые навыки, удерживать устойчивый интерес к работе.

Планирование составлено на основе программ: «Трудовое обучение Сельскохозяйственные работы». М. Просвещение. 1991 г., «Сельскохозяйственный труд» М. Просвещение ,1994 г.

Количество часов в 5-8 классах всего 34 часа в год ( для каждого класса);

Плановых контрольных уроков- 1, тестов- 4 ( для каждого класса).

В программе сделаны изменения формулировок тем уроков с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение программы по сельскохозяйственному труду.


Учебно-тематический план

8 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

Осенние работы в плодоводстве и овощеводстве.

18

9

9

Весенне-летние работы в плодоводстве

12

6

6

Проектная деятельность

4

2

2

Итого

34

17

17


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

8класс

Осенние работы в плодоводстве (18ч)

Основные теоретические сведения.

Группировка и характеристика плодовых и ягодных растений, районированные сорта и их характеристики. Вегетативное размножение и его роль в сельском хозяйстве. Технологии выращивания ягодных кустарников и земляники.

Практические работы.

№1 Уборка и учёт урожая.

№2 Ознакомление с плодовыми и ягодными культурами.

№3 Посадка саженцев плодовых деревьев.

№4 Посадка ягодных кустарников.

№5 Обработка почвы и полив.

№6 Обрезка сухих ветвей у смородины.

№7 Внесение удобрений, перекопка и полив .

№8 Укрывной материал.

№9 Сообщение о косточковых культурах.


Варианты объектов труда.

Земляника, малина, смородина, крыжовник.

Весенне-летние работы в плодоводстве.(12 ч)

Основные теоретические сведения.

Технология размножения ягодных кустарников черенками, отводками. Вредители и болезни ягодных кустарников и земляники. Основные виды минеральных удобрений, правила их внесения. Правила безопасного труда при работе с удобрениями и средствами защиты растений. Охрана окружающей среды от возможных последствий применения удобрений и средств защиты растений. Профессии, связанные с выращиванием растений и их защитой.

Практические работы.

№10 Посадка черенков чёрной смородины.

№11 Внесение удобрения в междурядья.

№12 Полив и подкормка ягодных кустарников.

№13 Подкормка земляники.

№14 Защита растений сада от вредителей и болезней.

№15 Закладка опыта.

Варианты объектов труда: земляника, малина, смородина, крыжовник.

ТВОРЧЕСКАЯ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (4ч)

Проект «Цветочный маскарад». Практическая работа на школьном участке « Оформление цветочных клумб»




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 класса


В результате изучения сельскохозяйственного труда ученик в зависимости от изучаемого раздела должен

знать/понимать:

• полный технологический цикл получения 2–3 видов наиболее распространенной растениеводческой продукции своего региона, в том числе рассадным способом и в защищенном грунте; агротехнические особенности основных видов и сортов сельскохозяйственных культур своего региона;

уметь:

• разрабатывать и представлять в виде рисунка, эскиза план размещения культур на приусадебном или пришкольном участке; проводить фенологические наблюдения и осуществлять их анализ; выбирать покровные материалы для сооружений защищенного грунта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для обработки почвы и ухода за растениями; выращивания растений рассадным способом; расчета необходимого количества семян и доз удобрений с помощью учебной и справочной литературы; выбора малотоксичных средств защиты растений от вредителей и болезней.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. Плакаты: Типы почв, сельскохозяйственная техника.

  2. Ручной сельскохозяйственный инвентарь (мотыги, грабли, лопаты, садовая тележка, культиватор, малый инвентарь., лейки, ведра. Этикетки, ручной опрыскиватель.

  3. Рассадники. Ящики для выращивания рассады. Семенной материал.

  4. Учебный опытный участок.

  5. Г.В.Устименко «Основы агротехники полевых и овощных культур», М., «Просвещение», 1991г

  6. В.М.Тарасов «Практикум по плодоводству», М., «Просвещение»,1976г

  7. Г.Т.Казьмин «Коллективный и приусадебный сад на Дальнем Востоке», Хабаровское книжное издательство, 1980г

  8. В.Ф.Белин «Овощные культуры (справочник)», М., «Росагропромиздат», 1988г

  9. В.А.Родина «Цветоводство», М., «Просвещение», 1974г

  10. Набор ручных инструментов и оборудования для выполнения основных видов с/х работ на УОУ: малый и крупный с/х инвентарь.

  11. Муляжи плодово-ягодных культур; гербарий и коллекция семян с/х, сорных растений; коллекции вредителей с/х культур и плодово-ягодных растений.

  12. Таблицы рельефные и на бумажной основе.

  13. Коллекция минеральных и органических удобрений.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Примерная программа созданная на основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд (Агротехнология)» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года.

  2. Д.И. Трайтак. Основы сельского хозяйства. Учебник для 5-7 классов. М. 1998г

  3. В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. Биология 7 класс


10