Технология Синквейн – эффективный метод речевого развития дошкольников.
Из множества стратегий критического мышления я выбираю те, которые доступны моим детям:
Приём «синквейн». В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Пример синквейна на тему «Жизнь»:
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство.
Работая в группах над составлением синквейна, дети учатся подбирать нужные прилагательные, глаголы, синонимы, составлять предложения, а также повторяют порядковый и количественный счет. Активизируется и пополняется словарный запас ребят, развивается мышление, речь, внимание, умение слушать друг друга. Дети развиваются творчески, сочиняя интересные пятистишия и эссе.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования выделена, как самостоятельная образовательная область «Речевое развитие», включающая в себя обогащение активного словаря, развития связной грамматически правильной диалогической и монологической речи дошкольников.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Одним из эффективных методов обогащения лексического запаса дошкольников является технология Синквейн, позволяющая быстро получить результат.
Примеры :
1. Зима.
2. Снежная, холодная.
3. Морозит, заметает, восхищает.
4. Серебристым снегом укрывает землю.
5. Волшебница.
Лексическая тема «Игрушки»
1. Кукла.
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.
Лексическая тема «Транспорт»
1. Машина.
2. Быстрая, мощная.
3. Едет, обгоняет, тормозит.
4. Я люблю кататься.
5. Транспорт.
Лексическая тема «Времена года»
1. Дождь.
2. Мокрый, холодный.
3. Капает, стучит, льется.
4. Я не люблю дождь.
5. Вода.
1. Осень
2. Золотая, поздняя
3. Наступает, раскрашивает, грустит
4. Я люблю золотую осень
5. Листопад
Лексическая тема «Деревья»
1. Береза.
2. Тонкая, белоствольная.
3. Растет, зеленеет, радует.
4. Береза — символ России.
5. Дерево.
***
1. День рождения
2. Яркое, незабываемое
3. Поздравляют, дарят, любят
4. Счастливое торжество раз в году
5. Праздник
Лексическая тема: «Новый год»
1. Новый год.
2. Радостный, долгожданный.
3. Приходит, веселит, радует.
4. Я люблю этот праздник.
Лексическая тема «Дикие животные
1. Заяц
2. Белый, пушистый.
3. Скачет, прячется, боится
4. Я жалею зайца.
5. Дикие животные.
Лексическая тема «Детский сад»
1. Наша группа
2. Весёлая, дружная.
3. Учимся, играем, танцуем.
4. Наш любимый детский сад.
5. Мы — дружные ребята!
Лексическая тема «Домашние животные»
1. Котёнок
2. Чёрненький, пушистенький.
3. Играет, спит, ест
4. Он мой друг
5. Домашнее животное.
Лексическая тема «Овощи. Фрукты»
1. Помидор
2. Круглый, красный
3. Растет, созревает, краснеет
4. Помидор – сочный овощ
5. Огород
***
1. Яблоко
2. Круглое, сочное
3. Висит, спеет, наливается
4. Яблоки растут в саду
5. Яблочный пирог