СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья : Технология смешанного обучения в процессе преподавания русского языка и литературы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье проводится анализ метода смешанного обучения и модели «Перевернутый класс», его преимуществ и недостатков; освещаются проблемы, возникающие при реализации данного метода. На метод смешанного обучения возлагается много надежд, и он призван решить комплекс задач, связанных с качеством подготовки, где на первый план выходят такие компетенции как работа с информацией, нахождение способов ее получения и обработки.

Просмотр содержимого документа
«Статья : Технология смешанного обучения в процессе преподавания русского языка и литературы.»

Технология смешанного обучения в процессе преподавания русского языка и литературы


Гизатулина О.И., преподаватель,

Якунина А., студентка 2 курса

Гулистанский государственный университет

г. Гулистан. Узбекистан


Аннотация: В статье проводится анализ метода смешанного обучения и модели «Перевернутый класс», его преимуществ и недостатков; освещаются проблемы, возникающие при реализации данного метода. На метод смешанного обучения возлагается много надежд, и он призван решить комплекс задач, связанных с качеством подготовки, где на первый план выходят такие компетенции как работа с информацией, нахождение способов ее получения и обработки.

Ключевые слова: смешанное обучение, информационные технологии, взаимодействие, модель «Перевернутый класс», индивидуализация обучения.

Быстрый процесс науки и техники вызывает массовые изменения в процессе обучения русскому языку и литературе. Одним из результатов развития науки и техники является Интернет. Интернет позволяет человеку делать множество вещей без ограничения времени и пространства. Люди могут выполнять работу, даже не присутствуя на рабочем месте. Интернет также широко применяется в образовательном процессе. Одним из применений является смешанное обучение.

Смешанное обучение — это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения. В нем используются специальные информационные технологии (компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.д.). Учебный процесс в этом случае представляет собой чередование фаз традиционного и электронного обучения. Смешиваться могут очное и дистанционное, структурированное и неструктурированное, самостоятельное и коллаборативное обучение. В подобном ключе можно смешивать учебу и работу, а также другие сферы, связанные с образованием.

Технология начала развиваться с 2006 года, с выхода книги К.Дж. Бонка и Ч.Р. Грэхема «Справочник смешанного обучения». В наше время в образовании цифровые сервисы используют 34% учителей (по данным 2017 года). 1

Плюсы смешанного обучения:

  • Расширение образовательных возможностей учащихся за счет доступности и гибкости образования.

  • Стимулирование формирования активной позиции ученика.

  • Трансформация, актуализация стиля преподавания.

  • Индивидуализация и персонализация образовательного процесса.

На сегодняшний день педагоги выделяют ряд трудностей, с которыми сталкиваются при переходе на смешанное обучение:

  • Технические проблемы: отсутствие технических устройств, затруднения доступа к интернету.

  • Методические проблемы: недостаточность практических наработок, значительные трудозатраты при подготовке, страх использования технических устройств.

Модели смешанного обучения:

«Ротация»

Автономная группа. Класс делится на две половины: одна группа занимается по традиционной модели, другая — по онлайн-курсам. Первой необходим преподаватель, второй — тьютор. Возможно чередование групп. Критерий деления определяет учитель. Численный состав может быть постоянным или переменным.

Перевернутый класс. Знакомство с новым учебным материалом переносится на домашнее изучение, а отработка производится уже в классе. Так появляется возможность организовать на уроке индивидуальную и групповую работу, обсудить изученное, уделить время практическим задачам. Это очень популярная модель. Основная сложность в ее использовании: сделать так, чтобы все ученики действительно выполняли домашние задания.

Смена рабочих зон. Класс делится на группы, и организуются: 1. Зона работы с учителем; 2. Зона работы в группе; 3. Зона работы онлайн. Модель чаще всего используется в средней и старшей школах. Группы действуют в соответствии с маршрутным листом. Такие уроки открывают учителю широкие возможности для обеспечения индивидуализации в обучении.

«Персонализированность»

Новый профиль. Если нескольким ученикам средней или старшей школы не подходит ни один из предложенных учреждением профилей, может быть выделена группа «Новый профиль» (что соответствует стандарту образования). Профильное обучение ведет педагог школы или приглашенный специалист.

Межшкольная группа. Аналогично «Новому профилю», однако в группу сотрудничества входят ученики из разных учреждений. Модель особенно актуальна для одаренных детей и детей с ОВЗ из малокомплектных школ.

Индивидуальный учебный план. Расписание оптимизируется для каждого ученика с учетом его образовательных потребностей. Модель целесообразна для учащихся с особыми образовательными потребностями.

Все модели реализуются с использованием электронных форм учебников. ЭФУ это:

  • Содержание печатных учебников, адаптированное для электронных устройств и дополненное мультимедийными компонентами.

  • Эффективное средство контроля и самоконтроля.

  • Использование закладок, заметок, быстрый переход по ним, а также быстрый поиск страниц, соответствующих печатному учебнику.

С 2013 по 2016 годы, нами был изучен опыт зарубежных коллег («Das umgedrethe Klassenzimmer» - Германия, «Flipped Classroom» - США) по внедрению технологии смешанного обучения (Blended Learning).

В конце 2015 года эксперимент с проведением «перевернутых уроков» был проведен сразу в трех группах. Этот эксперимент был признан крайне удачным, он показал, что так материал усваивается лучше, к тому же дает учащимся навыки самостоятельной работы.

Причина, по которой мы обратились к данной технологии, заключается в необходимости оптимизировать процесс обучения русскому языку и литературе, повысить эффективность домашней работы студентов. Цели, которые мы поставили перед собой, были следующими:

  • оптимизация процесса обучения русскому языку и литературе;

  • увеличение эффективности выполнения домашних заданий;

  • повышение уровня мотивации обучающихся;

  • формирование у учащихся чувства ответственности за обучение;

  • превращение учащегося в активного участника учебного процесса.

Внедрение технологии состояло из нескольких этапов. Первый - обсуждение с учащимися сути технологии, ее плюсов и минусов, принятие решения об апробации.

Следующий шаг - создание информационной среды. Это может быть персональный сайт учителя, блог на одном из образовательных ресурсов, группа в одной из соцсетей. Нами был создан блог на платформе Google и задействованы авторские образовательные сайты и учебные контенты преподавателя.

Третий этап - создание и публикация в сети цифровых учебных материалов. Мы использовали специально подготовленные презентации по изучаемым темам и видеолекции портала InternetUrok.ru.

На протяжении всего периода использования технологии осуществлялся контроль качества использования цифровых учебных материалов.

Апробация технологии осуществлялась в течение 2015/16 учебного года. В конце периода апробации была проведена диагностика результатов применения технологии. Проведенный опрос показал, что 87% учащихся положительно оценивают опыт использования «перевернутой» схемы обучения, 10% отнеслись к новации равнодушно и 3% (1 человек) - отрицательно. 59% опрошенных сказали, что воспринимать новый материал стало легче. 64% отметили, что стали тратить меньше времени на выполнение домашнего задания. К достоинствам технологии «перевернутый класс» учащиеся отнесли перераспределение и экономию учебного времени (34%), доступность учебного материала и простоту его восприятия (24%) и просто удобство (13%). На вопрос о недостатках 52% опрошенных ответили, что таковые отсутствуют. 32% сказали, что им сложно изучать новый материал без помощи учителя. 100% учащихся хотели бы продолжить использование технологии «Перевернутый класс» в дальнейшем.

Что такое «Перевернутый класс»?


«Перевернутый класс» - это инновационный сценарий обучения. Его отличие от традиционного сценария заключается в том, что теоретический материал изучается самостоятельно до начала урока  (как правило, посредством информационных и коммуникационных технологий: видеолекции, аудиолекции, интерактивные материалы и т.п.) , а высвобожденное время на уроке направлено на решение проблем, сотрудничество, взаимодействие с учениками, применение знаний и умений в новой ситуации и на создание учениками нового учебного продукта.

Рис.1. Перевернутый класс

Таким образом, суть методики перевернутого класса можно свести к трём основным компонентам:


  1. Подготовка (подбор или создание) учителем виртуальной образовательной среды: видеоуроков , презентаций, иных материалов и заданий к ним, а также выбор электронного сервиса для обратной связи с учениками.

  2. Организация учебной деятельности: определение учителем ключевых компетенций по теме, форм работы с учениками на уроке, подготовка заданий для работы учеников в классе. В то же время ученики в процессе совместной работы с учителем решают дополнительные задачи: углубление, закрепление и повторение пройденного материала.

  3. Текущая и итоговая оценка знаний и компетенций учеников. Учитель может выбрать совместно с учащимися несколько форм итоговой работы, например, в виде теста или проекта.

Основное преимущество перевернутого класса заключается в такой организации учебной работы, при которой:

  • Поддерживается развитие качеств и умений XXI века, таких как сотрудничество, творческий подход, способность решать проблемы, самостоятельность, грамотность в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

  • Обеспечивается возможность для поддержки развития каждого учащегося.

В чем же преимущества «перевернутого» обучения?



рис.2

Фасилитатор – в переводе с латинского – лѐгкий, удобный. Это человек, который обеспечивает успешную групповую коммуникацию.

Как видно из представленных выше треугольников, учитель традиционного подхода в большем объеме передает ученикам информацию в готовом виде и в меньшем проектирует учебную ситуацию.

Учитель, работающий в парадигме личностно-ориентированного образования, в меньшем объеме поставляет ученикам информацию в готовом виде, делая акцент на сопровождении обучения и создании условий для познавательной деятельности учащихся.

Из следующей схемы можно сделать вывод, что традиционный подход постепенно превращает ученика в потребителя, а это не соответствует современным требованиям.


Рис.3


Таким образом, можно выделить несколько главных компонентов, которые нужно учесть при подготовке урока по сценарию «перевернутого» класса:


1. Объем необходимых знаний, который должны получить студенты. Причем лучше всего разделить эти знания на две группы: в первую группу войдут те знания, которые будут переданы непосредственно при помощи видеолекций учителя, а во вторую группу те, которые студенты получат в ходе самостоятельной практической деятельности.

2. Определить виды практических работ, которые будут выполняться на занятиях совместно, индивидуальные и групповые работы, домашние задания.

3. Определить, какие материалы (продукты) в виде конспектов, презентаций, проектных работ должны разработать учащиеся во время прохождения курса. В какой форме они будут представлены преподавателю. Есть ли необходимость сохранить их после завершения обучения или сделать общедоступными в сети Интернет.

4. Приготовить (создать или найти) видеолекции и задания к ним, вспомогательные материалы, содержащие памятки, алгоритмы, шаблоны, на которые будут ориентироваться учащиеся, выполняя свои работы. Ясно, что главным примером и эталоном для работ учеников будут являться материалы (продукты), разработанные учителем, особенно если он выполнил их самостоятельно.

5. Придумать гибкую систему оценивания работ учеников, конкретные критерии для выставления отметок. Причем они должны быть максимально доступны ученикам для того, чтобы они имели возможность самостоятельно оценить свою деятельность. Оценки не должны наказывать ученика, но показывать ему возможности для дальнейшего совершенствования.

6. Установить виды и способы коммуникации с учениками и получения от них обратной связи. Продумать систему работы, при которой учитель сможет уделить достаточно внимания каждому обучаемому.

Таким образом, смешанное обучение позволяет сделать больше с меньшими затратами и относится к любому сочетанию традиционного и дистанционного обучения, где лучше контролируется, выполняет больше шагов и реализует индивидуальный путь обучения.

   

Преподаватели предпочитают смешанное обучение, потому что:


  • увеличивается количество и качество взаимодействия участников учебного процесса;

  • увеличивается возможность для активного совместного обучения;

  • помогает  подготовиться к дискуссиям или лабораторным работам;

  • способствует разнообразию использования медиа для представления содержания курса;

  • добавляет в обучение новые типы интерактивной учебной деятельности;

  • позволяет основное время использовать на активное обучение, сдвигая освоение содержимого курса в онлайновую среду;

  • помогает создать чувство общности в больших классах;

  • позволяет  получить доступ к материалам курса и осваивать их в удобное время, в удобном месте, в своем темпе.



Выделяют четыре характеристики гибридного обучения :

  • включает в себя и старые, и новые технологии.

  • нацелено на существующих клиентов.

  • пытается выполнить работу технологии, которая существовала ранее.

  • менее "безопасный" и не приводит к существенному снижению уровня знаний.





В заключении, можно сделать следующие выводы:

- на основе обобщения опыта преподавателей и учителей ФРГ автор статьи создал план действий по внедрению модели «Перевернутый класс» в собственную педагогическую практику;

- после анализа недостатков данной системы был использован творческий подход к их устранению. Например, отсутствие прямого контакта с преподавателем было заменено возможностью использования социальной сети, и электронной почты учителя для установления связи при необходимости по Skype;

- смешанное обучение - это метод, который сочетает в себе традиционное обучение лицом к лицу и некоторые элементы дистанционного обучения. Применение смешанного обучения в преподавании русского языка и литературы имеет ряд преимуществ и недостатков.

- смешанное обучение сочетает в себе преимущества как традиционного, так и дистанционного метода обучения.

С традиционного метода, смешанное обучение дает преподавателю и студентам много возможностей взаимодействовать во время занятий. Все время преподавателя занято преподаванием, наблюдением, оцениванием и получением обратной связи от студентов. Обучение становиться более напряженным и эффективным благодаря плотному взаимодействию. Студентам традиционный метод дает много возможностей учиться, наблюдать, задавать вопросы и получать обратную связь от преподавателя. Это интенсивное взаимодействие дает благоприятную среду для развития.

С позиции дистанционного обучения смешанная модель обеспечивает больше гибкости (свободы) в осуществлении образовательного процесса. Гибкость включает в себя несколько аспектов образовательного процесса.

Во-первых, преподаватель имеет больше свободы презентаций учебных материалов. Он уже не обязан выдавать все материалы во время занятий. Преподаватель имеет возможность разделить все материалы во время занятий, скажем, на две части и одну представит во время аудиторной работы, а другая может быть получена учащимися посредством самостоятельной работы в Сети или с другими источниками Интернет.

Во-вторых, смешанное обучение дает преподавателям больше гибкости и свободы в контроле и оценивании. Преподаватель имеет возможность проводить онлайн тестирования, размещать задания и тесты, и даже итоговый тест в конце семестра. Подобная возможность хороша как для преподавателя, так и для студентов. Преподаватель имеет больше времени для оценки деятельности студентов, а студенты имеют возможность работать над своими заданиями из любого места, не приходя в класс.


Список литературы / Интернет- источники


  1. Марина Куртвис «Модель «Перевернутый класс», управление школой,№5-6,6-7.

  2. Краснова Т.И. Смешанное обучение: опят, проблемы и перспективы // В мире научных открытий . 2014. № 11. С. 10-26.

  3. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности. М.Л.Кондакова – к.п.н., директор Научно-­исследовательского центра открытого образования; Е.В. Латыпова – директор Центра инновационных образовательных программ, «Вестник образования» М, 2013

  4. Гизатулина О. И. «Перевернутый» класс — инновационная модель обучения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 116-118. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12239/ (дата обращения: 12.10.2018).

  5. Видеоуроки по русскому языку http://slovesnikgizatulina.zn.uz/

  6. Видеолекции по литературе http://gulistan77777.ucoz.ru/index/videolekcii_po_literature/0-32





1 https://www.ispring.ru/elearning-insights/chto-takoe-smeshannoe-obuchenie/

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!