Здравствуйте Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу провести для Вас мастер-класс на тему Технология сотрудничества.
Девиз моего обучения в сотрудничестве
гласит так:
«Помогая другим, учимся сами!»
Технология сотрудничества - коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе.
Основные варианты организации обучения в сотрудничестве.
1 Обучение в команде, это когда класс на разно уровневые группы из 4-х учащихся. Группа получает задание. Задание распределяют на каждого по частям. Задание объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Общее обсуждение в классе или индивидуальный тест на проверку и понимание.
2 Учимся вместе, тут обучающиеся выполняют одно задание на группу, которое относится к общей теме класса, распределяют роли в группе и выполняют задание, в результате работы всех групп, достигается усвоение материала.
3 Исследовательская работа, ученики делятся на группы по 6 человек, каждой группе и для каждого дается отдельно задание и ребенок проводит индивидуальную самостоятельную работу, проводится дискуссия в группах, то есть составляется единый доклад и потом перед всем классом каждая группа презентует свою тему.
Я считаю что работать в группе можно на любом уроке. Сейчас во 2 классе мы этого не умеем делать, но на данный момент у нас идет подготовка к выполнению таких работ. Исследовательскую работу я буду проводить в 3-4 классе.
Преимущества работы в группе:
1.Учащиеся выясняют друг у друга все, что неясно и вместе не боятся обратиться за помощью к учителю.
2.Учатся самостоятельно добывать знания.
3.Формируют свою точку зрения и учатся ее отстаивать.
4.Развиваются коммуникативные умения.
5.Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Принципы формирования групп
по интересам: а) желание (дружба); б) по отношению к проблеме, к предмету; в) по уровню познавательной активности: одноуровневые – разноуровневые, слабые и сильные.
Я стараюсь при работе в группах, группировать сильных и слабых учеников, чтобы сильный ученик помогал слабому. Я считаю, что нельзя формировать только слабую группу, нужно сильного и слабого или 2 средние группы.
Я считаю, что нельзя формировать пару из двух слабых учеников; от детей требовать полной тишины; нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе; принуждать к общей работе детей, которые не хотят работать вместе; заниматься работой в группе более 10 — 15 минут
Для того, чтобы сотрудничество было плодотворным, я применяю методы и приемы, стимулирования инициатив у детей. Эти приемы, я взяла у известного автора технологии сотрудничества Шалвы Александровича Амонашвили. Он работает с детьми по системе гуманно-личностного подхода, которая создана на синтезе философии, основ бытия и педагогики сотрудничества. Несмотря на почтенный возраст, Шалва Александрович ведет активную творческую жизнь: проводит семинары и мастер-классы. У него есть несколько методов и приёмов стимулирования инициатив детей. Все эти методы с моей стороны я выполняю. Особенно они актуальны для детей младшего возраста.
Первый метод –это приём поддержки и помощи детям. В этом приёме присутствует жестикулирование при ответах, разрешены хоровые ответы и подсказки, а так же возможны одобрительные прикосновения к детям. На уроке я могу задать вопрос, если ребенок ответил правильно я его похвалю, подойду и дотронусь ласково до ученика, поглажу его по плечу или по руке, скажу какой ты молодец.
Второй метод – это приём Секреты. Мои дети делятся своими секретами со мной, с одноклассниками – это и есть способ доверительных отношений, делятся радостями и проблемами. Все это способствует доверительному отношению между учителем и учеником.
Приём предварительной индивидуальной работы, я провожу с неуверенными детьми, это позволяет вселить в них успех и тем самым я их поддерживаю.
Этот приём мне понравился тем, что он учит здороваться с детьми, хвалить, любить их. Шалва Александрович, может остановить урок, посмотреть в окно, рассмотреть природу, похвалить и описать её, при этом дети переключаются на несколько минут и это в своём роде небольшая медитация.
Особенно мне понравился приём Нашептывание на ухо. Этот прием важен потому что дети не бояться ошибиться, смело высказывают свои версии ответов, получают удовлетворение от общения с учителем.
А теперь я задам вам вопросы из викторины для настоящих учителей:
1.Девизом каких профессионалов может стать строка из песни: «Я в сотый раз опять начну сначала, начну сначала, всё начну с нуля…»? (Педагогов, которые принимаю новый набор учеников.)
2. В российском букваре XVII века гравюра изображала учителя в классной комнате за этим воспитательным процессом. Каким? (Порка.)
3. Лучшие российские актёры и режиссёры кино получают премию «Ника», телевизионщики – «Тэффи». А какую премию получают наши педагоги? («Хрустальный пеликан». Пеликан – символ самоотверженной материнской любви. Считается, что он собственную грудь разрывает, чтобы накормить голодных птенцов.)
Уважаемые коллеги, хочу Вам дать одну задачу, опустите головы и закройте глаза, прослушайте задачу. Как только вы решили задачу, покажите пожалуйста ответ на пальцах, не выкрикивая.
Забежал щенок в курятник,
Разогнал всех петухов.
Три взлетели на насест,
А один в кадушку влез.
Два — в раскрытое окно,
Сколько было их всего?
Вы наверное поняли цель такого приёма, дети без всякой наглядности смогут решить такие задания. Если же дети вдруг ошибаются у них не возникает тревожности, так как другие не видят ошибку. Этот приём важен для учеников 1 класса.
Есть еще один приём, я на своих уроках пользуюсь этим приёмом *Слова-подарки*. Уважаемые коллеги, давайте мы с вами придумаем и подарим слова подарки друг другу, а на уроках мы подарим слова детям, которые будут их призывать к хорошему и доброму.
Хочу подвести итог, существуют как плюсы так и минусы, в групповой работе нужно сначала научить, чем я сейчас и занимаюсь. Конечно у меня есть минусы, в которых учусь я и учу детей. На примере своей работы хочу сказать, что не только на уроке можно использовать данные технологии. Людям и в жизни тоже надо искать пути и способы, как двигаться вместе и сотрудничать друг с другом так, чтобы достичь общей цели быстрее и легче.