СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии сотрудничества на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

С введением ФГОС нового поколения изменились требования, предъявляемые к результатам освоения образовательных программ. Теперь у учащихся необходимо сформировать УУД (универсальные учебные действия), позволяющие самостоятельно «добывать» и усваивать знания, а не получать их в готовом виде. Учителю необходимо овладеть современными образовательными технологиями, которые помогают организовать деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время в соответствии с требованиями ФГОС. Я хочу рассказать о своём опыте применения технологии сотрудничества на уроках  в начальной школе. Конечно, данная технология не является новой. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии сотрудничества на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14»













Обобщение педагогического опыта по теме

«Использование технологии сотрудничества на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения»












Выполнила: учитель начальных классов Эреджепова Раиса Анверовна

















2018-2019 уч. год

С введением ФГОС нового поколения изменились требования, предъявляемые к результатам освоения образовательных программ. Теперь у учащихся необходимо сформировать УУД (универсальные учебные действия), позволяющие самостоятельно «добывать» и усваивать знания, а не получать их в готовом виде. Учителю необходимо овладеть современными образовательными технологиями, которые помогают организовать деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время в соответствии с требованиями ФГОС. Я хочу рассказать о своём опыте применения технологии сотрудничества на уроках в начальной школе. Конечно, данная технология не является новой. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.

Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:

- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.

Чем же привлекает педагогов обучение в сотрудничестве?

независимо от предмета обучение в классе может быть построено таким образом, что ученики:

  • Соревнуются друг с другом за право называться лучшими;

  • Приобретают знания независимо друг от друга, ставя перед собой собственные цели и продвигаясь к ним с такой скоростью, которая им доступна;

  • Работают, объединившись в небольшие группы.

Целевыми ориентациями данной технологии являются: переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно – личностный подход к ребёнку, единство обучения и воспитания. Эта технология предполагает обучение учащихся посредством использования парной, групповой работы. Дети не просто выполняют задания вместе, они учатся вместе, «открывают» новое в процессе общения. Знания учащиеся получают самостоятельно в процессе совместной работы. Учиться легче, когда с тобой рядом твой одноклассник, у которого можно спросить о том, что непонятно, попросить помощи. Дети учатся ответственности за успех всей группы, пониманию, что от личного результата зависит результативность твоих товарищей. Учитель является наблюдателем, помощником, направляет работу детей, организует совместную работу, учит групповому взаимодействию, корректирует ошибки.

Обучение в сотрудничестве позволяет:

  • эффективно организовать работу на уроке;

  • увеличить объем изучаемого материала;

  • потратить меньше времени на освоение информации;

  • дети учатся общению, самостоятельности, комфортно чувствуют себя в классе и в школе;

  • ребята учатся самостоятельно оценивать свои действия, контролировать свою работу и работу своих товарищей;

  • для учителя появляется возможность использования индивидуального подхода к каждому ученику.

Целью моего исследования является обобщение опыта использования технологии сотрудничества в работе учителя начальных классов. Перед собой я ставлю следующие задачи:

  • проанализировать опыт использования групповой и парной работы на уроках;

  • отметить положительные стороны применения технологии сотрудничества;

  • наметить пути дальнейшей работы по применению технологии сотрудничества.

Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Существуют несколько вариантов данного метода обучения.

Основные варианты организации обучения в сотрудничестве

1 вариант - «Обучение в команде»

Большинство вариантов метода обучения в сотрудничестве используют идеологию именно этого варианта. В этом варианте особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению. Поэтому задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый член команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы. Основные принципы обучения в команде: «награду» команда получает одну на всех в виде балльной оценки. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей команды. Команды (группы) не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и разное время на ее достижения.

2 вариант обучения в сотрудничестве - «Пила»

Учащиеся организуются в группы по 4- 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов — это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.

3 вариант метода обучения в сотрудничестве - «Учимся вместе»

Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3—5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы — награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности — работают и здесь.

Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. На учителя ложится ответственность по вопросу комплектации групп, (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания (у каждого, таким образом, своя часть, свое подзадание): отслеживания правильности выполнения заданий партнерами,

мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, культуры общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую — достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую — осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно контролирует не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.

Достигнутые успехи, с одной стороны, влияют на результат групповой и коллективной работы, а с другой — вбирают в себя итоги работы других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся пользуется тем, что получено, как при самостоятельной групповой работе, так и при коллективной, но уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо при выполнении следующего нового задания, когда учащиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями всей группы.

4. Исследовательская работа учащихся в группах

Этот вариант является разновидностью метода обучения в сотрудничестве, акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся, работают индивидуально или в группах до 6 человек. Они выбирают вопрос общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах этот вопрос разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый должен внести свою ленту в общую задачу. Обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика.

Разница между описанными выше вариантами технологии не существенна. Главное, что основные принципы — одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей — соблюдаются во всех случаях. Вариантов этой технологии очень много, но во всех вариантах это организация групповой работы. Особое внимание во всех вариантах уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над проблемой, подлежащей изучению.

Я думаю, что у многих возник вопрос: «Групповая работа? Что же здесь нового? Я сотни раз в своей практике использовала такой вид деятельности». Не спешите с выводами. Давайте лучше тщательно разберемся, так ли мы организовали групповую работу учащихся

Я работаю учителем начальных классов. В своей работе я использую УМК: «Перспективная начальная школа».

Хочется отметить, что элементы технологии сотрудничества я начала включать в свою работу начиная с 1 класса. В первом классе организация сотрудничества начинается с ознакомления с парной работой. Целью этой работы было обучение детей общению, т.к. многим детям трудно преодолеть стеснительность, скромность в общении, они не могут включиться в работу класса. Наиболее благоприятный период второй месяц обучения, так как дети уже познакомились друг с другом, усвоили основные правила общения на уроке с учителем. В этот период у детей огромное желание общаться друг с другом, но решать учебную задачу им пока трудно. Поэтому работа в парах строится по образцу учителя или по инструкции в виде памятки. Целесообразнее вводить её на этапе проверки самостоятельной работы. Лучше начинать с проверки по образцу на уроке письма или математики. Дети пишут буквы или цифры, они хорошо воспринимают графический образ знака и в состоянии адекватно оценить правильность написания элемента. В нашем случае приём называется «зажги огонёк». Детям предлагается обменяться тетрадями и проверить работу соседа. В этом возрасте дети наиболее критичны в оценке действий друг друга, поэтому следует сделать установку на положительный результат, то есть найти правильное изображение буквы (цифры) и под ней нарисовать точку красным карандашом («зажечь огонёк»). Постепенно парную работу можно использовать на всех уроках и на разных этапах урока.

На этапе актуализации знаний можно использовать приём «гусеница»

Дети по-разному включаются в урок, и этот приём способствует повышению мотивации учения. Паре предлагается за определённое время как можно больше вспомнить о пройденном материале (о числе, букве…) и рассказать друг другу. Каждое высказывание сопровождается выкладыванием кружка, на столе появляется «гусеница».

Когда дети научатся работать в паре постоянного состава, можно переходить к организации учебной деятельности в парах сменного состава. Для каждого класса этот переход будет индивидуален. Это может быть конец первого класса или начало второго.

Во втором классе основное внимание уделялось также парной работе, но на данном этапе целью работы было обучение совместному взаимодействию для достижения поставленной цели. Дети познакомились с правилами парной работы:

  • При разговоре смотри на собеседника.

  • Называй товарища по имени.

  • Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар.

  • Работать должны оба.

  • Один говорит, другой слушает.

  • Своё несогласие высказывай вежливо.

  • При затруднении попроси помощи у партнёра и помогай сам, если он просит об этом.

  • В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем. Мы думаем. Мы решили»…

  • Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.

  • Помни: вместе вы сделаете гораздо больше, чем каждый по отдельности.

  • Результатом работы является ваше общее мнение.

  • Покажите готовность вашей пары.

  • Оцениваем работу. Благодарим друг друга.

Очень сложно добиться того, чтобы дети включались в работу совместно, чтобы оба были заинтересованы в достижении результата. Важно при организации парной работы правильно сформировать пары: нельзя объединять в пары двух слабых учеников, а также учеников, конфликтующих между собой. Детям необходимо дать образец общения, проанализировать ошибки в работе, обратить внимание на ребят, у которых удачно сложилась совместная работа, но в то же время необходимо обратить внимание на тех ребят, которые не смогли договориться, не выполнили поставленную задачу, выяснить причины неудачи, наметить пути преодоления трудностей.

Пример использования парной работы на уроке русского языка:

- Поработайте в паре:

Задание. Подберите проверочные слова, выделите корень, подчеркните орфограммы, оцените свою работу:

Г.лова –

П.л.са-

М.л.дой-

В третьем классе особое внимание я уделяю групповой работе. Начала я с того, что познакомила ребят с правилами работы. Эти правила висят на стене класса и по необходимости проговариваются ребятами.

Правила работы в группе.

- в группе должен быть ответственный.

- работать должен каждый на общий результат.

- один говорит, другие слушают.

- своё несогласие высказывай вежливо.

Следующий этап – формирование групп. Существует несколько способов разделить ребят на группы. Первый способ – по желанию дети с удовольствием объединяются в группы со своими друзьями, соседями. Но такой способ не всегда будет эффективным при достижении поставленной цели. Все зависит от результата, который учащиеся должны достигнуть к концу урока. Следующий способ жеребьевка, случайный выбор: вытянуть жетон с номером группы, цветную карточку, приобрести билет и т.д. Можно формировать группы по интересам, набирать команду могут лидеры – по желанию или какому-то критерию. Также группы могут быть собраны по уровням сложности предлагаемых заданий. Я в своей работе чаще использую деление на группы по рядам, дети делятся на 5-6 групп с теми детьми, рядом с которыми они сидят. Этот способ наиболее удобный, ребята быстро разворачиваются назад на соседнюю парту. Это экономит время на уроке и позволяет на некоторое время не менять состав групп.

Следующий, с моей точки зрения, один из самых сложных этапов – это распределение ролей в группе. Здесь может быть несколько ролей: командир, секретарь, выступающий и др. В моем классе много детей, которые стремятся везде быть первыми, не всегда адекватно оценивающие свои способности. Это создает некоторые трудности при выборе командира группы. Если дети не могут договориться, то я предлагаю свою кандидатуру из участников группы, дети вправе согласиться или нет с моим мнением, проголосовать за предложенную кандидатуру. Часто дети выбирают лидера путем детской считалки. Если состав группы не меняется, ребята могут быть командирами по очереди, чтобы никому не было обидно.

Когда группы сформированы, дети распределили роли, приходит время для выполнения задания. Само задание может быть на карточке, на экране в учебнике, также может быть предоставлен маршрутный лист с перечнем этапов выполнения работы, инструкционная карта.

Например, на уроке русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова» на этапе «Постановка проблемы» было предложено следующее задание:

-Прочитайте слова на доске.

-Как вы думаете, сколько групп однокоренных слов записано?

(на доске в столбик слова-карточки: вода, водичка, падает, водный, падение, водопад)

-Какие это группы? (с корнем -вод- и с корнем -пад-)

-Распределите их по столбикам.

-Покажите на доске, как вы выполнили задание.

- Какой вопрос возникает? Почему получились разные ответы?

Ребята также выбирают способ выполнения задания. Это может быть «мозговой штурм». «Мозговой штурм» – каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы».

При проведении «мозгового штурма» возможны следующие варианты организации работы:

а) «Круглый стол»: члены группы (в произвольном порядке) высказываются. Пока один говорит, остальные слушают.

б) «Обсуждение по кругу». Порядок работы такой же, как на «круглом столе». Отличие в том, что члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке).

Во время мозгового штурма я не обсуждаю, какая идея плохая, какая хорошая. Записываю все предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма.

«Кооперативное взаимодействие» (дети договариваются о том, что будет делать каждый участник группы для того, чтобы сократить время выполнения заданий). Кооперативный тип взаимодействия – может быть использован при решении задачи, требующей больших затрат времени. Для ускорения решения задачи члены группы договариваются между собой, кто и что будет делать. Продукт групповой работы складывается из результатов работы каждого участника группы. В 1–2 классах применяю деление детей на пары или тройки. Из опыта своей работы сделала вывод, что желательно поместить в одну группу разнополых детей с разной успеваемостью. Необходимо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:

– чтец читает вслух;

– секретарь – записывает что–то от лица группы;

– докладчик – у доски рассказывает, что решила группа;

– хронометрист следит за временем.

Конвейерный тип взаимодействия – между детьми распределена последовательность операций, составляющих действие по решению задачи. Конвейерный тип взаимодействия удобен, прежде всего, для отработки навыков. Он эффективно работает при освоении операционального состава действия, где каждый участник малой группы отвечает за одну конкретную операцию. До тех пор, пока не будет выполнена одна операция, не может быть начата другая, например, при решении задачи в паре один участник читает задачу, второй разбирает условие, третий составляет краткую запись, четвертый записывает решение, пятый участник проверяет правильность выполнения задания.

После выполнения предложенного задания группе необходимо представить результат работы. Чаще всего от группы выступает командир, но бывают и исключения, если ребята выбрали отдельного человека – выступающего. Также если ребята распределяли задания между участниками, то представлять результат выходит вся группа и по очереди высказывается по теме. В данном случае видна работа каждого участника микро группы, какой вклад внесен им в совместную работу. На этом этапе существует ряд трудностей, с которыми я столкнулась: ребята не умеют слушать выступление других групп, поэтому необходимо было останавливать выступающих, напоминать остальным группам правила дружной работы; проблемой является стеснительность некоторых ребят, неумение сформулировать свои мысли. Здесь мы ищем способы преодоление трудности: заранее написать текст выступления, поддержка, помощь в выступлении застенчивым ребятам (они могут выступать с места).




В своей работе выделяю следующие этапы работы в группе:

Этап

Действия

Первый

Выдвижение каждым участником своих гипотез, версий, изложение своей позиции. От остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения, безоценочное принятие всего сказанного.

Второй

Обсуждение высказанных гипотез.

Третий

Выработка группового решения. Оно рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее оптимального из них. Группа должна быть готова обосновать свой выбор.

Четвертый

Обсуждение итогов работы групп.

Пятый

Обсуждение процесса работы.



Каждый этап урока, где используется групповая работа, конечно, заканчивается этапом рефлексии, самооценки. Ребята учатся оценивать себя своих товарищей по группе и работу группы в целом.

Таким образом, я могу выделить следующие этапы групповой работы по технологии сотрудничества:

  1. Формирование группы.

  2. Постановка цели работы.

  3. Распределение ролей в группе.

  4. Совместное выполнение работы участниками группы.

  5. Представление результатов работы группы.

  6. Рефлексия, самооценка работы группы.

  7. Подведение итогов работы групп.

Необходимо иметь в виду, что целью обучения в сотрудничестве является не только овладение каждым учеником знаниями, умениями и навыками на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Но и очень важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.


Роль обучающегося и учителя видна из следующей таблицы.






Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

1. Организационно-подготовительный

Формирование мотивации участников, организует разноуровневые группы. Дает задания группам.

Распределяют роли внутри группы, поиск необходимой информации в учебнике.

2. Индивидуальная работа

Регулярное консультирование по содержанию изучаемого материала.

Изучают индивидуально, выполняют необходимые записи построения.

3. Работа экспертных групп

Объединяет обучающихся в экспертные группы, дает консультации.

Обсуждают изученный материал, консультируют друг друга.

4. Работа в группах сотрудничества

Организует работу групп сотрудничества, косвенно прослушивает ответы
в группах.

Каждый член группы освещает внутри группы свой вопрос.

5. Итоговый

Подведение итогов работы группы. Оценивание деятельности группы.

Отчитываются за данное задание.


Однако, чтобы идея сотрудничества не осталась пустым словом, она должна быть подкреплена методикой. Сотрудничество с детьми нельзя объявить или ввести с новой четверти, его приходится годами добиваться.

Заключение

В заключении сформулируем основные преимущества использования технологии сотрудничества:

- я считаю, что групповая работа в начальной школе является эффективным способом обучения детей общению со сверстниками. Классный коллектив является моделью будущего взрослого общества, поэтому важно научить ребят взаимодействовать между собой, «примерить» на себя разные роли в ситуациях общения,

-технология обучения в сотрудничестве дает широкие возможности для обучения учащихся совместной познавательной деятельности, самоконтролю, самооценке, взаимопомощи,

-детям нравится работать в группе, им легче справиться с заданиями, потому что они чувствуют поддержку одноклассников, понимают, что их работа важна для конечного результата группы,

-дети учатся быть самостоятельными, у них вырабатывается чувство ответственности, повышается работоспособность,

- идёт активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией, развивается умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы, формируются коммуникативные навыки,

- развивается творческая самостоятельность, вырастает чувство

ответственности,

- сохраняется интерес к познанию,

-знания учащиеся не получают в готовом виде, они учатся получать их сами, путем совместной групповой или парной работы,

- к групповой работе на уроке можно обращаться на различных этапах урока, в зависимости от необходимости и целесообразности такой работы.

Для учителя предоставляется возможность реализации индивидуального подхода при формировании групп, при распределении заданий для групп.

При организации парной и групповой работы учитель должен избегать следующих ошибок:

1. Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.

2. Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: «Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока».

3. Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).

4. Нельзя занимать совместной работой детей более 10–15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе – это может привести к повышению утомляемости.

5. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен «шумомер» - звуковой сигнал, говорящий о превышении шума. 

6. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка).

Подводя итоги, хочется отметить, что работа по применению технологии сотрудничества не закончена. Я планирую осваивать новые виды организации работы в группе, паре; применять разнообразные виды заданий;

обучать детей эффективному взаимодействию внутри группы;

осуществлять контроль над эффективностью применения технологии на уроках.

Применение технологии сотрудничества не ограничивается только работой на уроке. Данная технология применяется в урочной и внеурочной деятельности, при работе с родителями, проведении внеклассных мероприятий. Технология учит общению не только в школе. Она готовит ребенка к жизни в современном обществе, помогает учителям и родителям эффективно взаимодействовать между собой, детьми, с окружающим миром. Применение технологии сотрудничества – это путь к успеху в обучении и воспитании.





Приложение 1



Карточка – инструкция № 1.

(для работы в паре)



  Правила работы в паре:


  1. Говорим шёпотом.


  1. Работаем вместе.


  1. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.


  1. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, думаем, мы решили….»


  1. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки вверх.


  1. Оцениваем работу, благодарим друг друга.



Карточка – инструкция № 2.

(для работы в группе)


Правила работы в группе:

  1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.


  1. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.


  1. Не бойся высказывать своё мнение.


  1. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.


  1. Думай сам, а не рассчитывай на других.


  1. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.


  1. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.


  1. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.


Карточка – инструкция № 3.

План работы над задачей (в группе).

  1. Прочитайте задачу.

  2. Дополните краткую запись.

  3. Запишите решение.

  4. Запишите ответ.

  5. Распределите роли.

  6. Представьте задачу у доски.

Желаю Вам успехов!

В гараже было 60 легковых машин, а грузовых машин было на 4 больше, чем легковых. Сколько всего машин было в гараже?



Л егковые - м.

Г рузовые - , на м. , чем


Решение:






Ответ:







Результаты обучения по предметам


Класс: 2 «В»

Учитель: Колмакова И. В.

Всего: 14 учащихся


Предмет

I

II

III

IV

год

Кол – во учащихся

Кол – во учащихся

Кол – во учащихся

Кол – во учащихся

Кол – во учащихся

14

14

14

14

14

Усп.

Кач.

Усп.

Кач.

Усп.

Кач.

Усп.

Кач.

Усп.

Кач.

1

Русский язык

100

54

100

57

100

57

100

57

100

57

2

Лит. чтение

100

77

100

86

100

86

100

93

100

86

3

Математика

100

54

100

64

100

64

100

64

100

64

4

Окр. мир

100

85

100

79

100

93

100

93

100

86

5

Физкультура

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

6

Музыка

100

100

100

93

100

100

100

93

100

93

7

ИЗО

100

92

100

86

100

86

100

100

100

92

8

Технология

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

9

Иностранный язык

-

-

100

86

100

93

100

86

100

93



























Результаты участия в олимпиадах за 2012 – 2013 уч. год


Ф. И. уч - ся

«Русский медвежонок»

«Кенгуру»

«Эму»

«Продленка»

«Вот задачка»

1

Айтыкин Тимур

Участие

-

-

-

-

2

Амаханова Гюзель

участие

6 место в школе

Русский язык -3 место в школе

-

Русский язык – 3 место

3

Лысова Арина

Участие

4 место в школе

Русский язык – 2 место в школе

Окр. мир – 3 место

Участник

4

Очакаев Мурад

Участие

-

-

-

-

5

Ошхарели Никита

-

-

-

-

Участник

6

Репьев Тимофей

-

7 место в школе

Математика – 1 место в школе;

Окр. мир – 3 место в школе

Окр. мир – 3 место

Участник

7

Соколова Надежда

Участник

-



-

-

-

8

Черная Валерия

Участник

11 место в школе

Лит. чтение – 5 место в школе

-

Участник




Приложение 3



Правила для учителя при организации сотрудничества детей.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами. 
Моя главная задача –

помочь им раскрыться и развить собственные идеи».

И.Г. Песталоцци

  • Правильно объединить детей в группы.

  • Давать учащимся время на обдумывание их ответов.

  • Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.

  • Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).

  • Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.

  • Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

  • Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.

  • Оценивать общую работу всей группы.

  • Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.


Приложение 4



Примеры заданий

Урок труда. Тема «Лепка из пластилина».

Задание группам: изготовить композицию по сказке «Колобок» (группа от 3 до 6 человек).

Раздаточный материал (один на группу).

Возможные роли членов группы:

- ведущий (1 чел.) – предлагает общую композицию: какой фрагмент сказки будет представлен, какие фигурки будут вылеплены, продумывает расположение фигурок на месте, представляет готовую работу;

- исполнители (от 1 до 5 чел.) –изготавливают отдельные элементы композиции;

- декоратор (1 чел.) – укрепляет изготовленные фигурки на листе.

Данное задание полностью обеспечивает взаимозависимость членов группы. При его выполнении ученики связаны:

- единым результатом – создать общую композицию;

- общими ресурсами – один лист на группу;

- распределение ролей – каждый отвечает за свой участок работы;

- общей оценкой.

Другие группы могут получить такое же или иное задание. Группы имеют право выбрать различные эпизоды сказок или создать свою собственную композицию по тому же эпизоду.

Другой вариант. Разным группам предлагаются разные сказки.


На уроке математики групповая работа запланирована на различных этапах.

А) В начале урока на этапе проверки письменного домашнего задания в группах из 4 человек организуется проверка домашних примеров «по вертушке». Допущенные ошибки исправляются, выполняется работа над ошибками. Затем все четыре тетради складываются вместе и сдаются на проверку учителю. Учитель сообщает, что проверять он будет только одну тетрадь из каждой группы.

Б) Далее группы «рассыпаются» и происходит обычная индивидуальная проверка знаний учащихся, например, в форме математического диктанта или проверочной работы.

В) Затем учитель объясняет всему классу способ решения новой задачи, например, «на движение», заслушивает от нескольких учеников класса комментарий ее решения. Снова объявляется групповая работа. На сей раз группам предлагается решить аналогичную задачу «на движение». Распределение обязанностей в группах будет следующим: один ученик выполняет чертеж, другой выписывает необходимые величины, третий подбирает формулы, четвертый выполняет вычисления (работа «по цепочке»). Отрабатывается понимание решения данной задачи всеми участниками группы.

Г) Правильность решения определяется либо выборочной проверкой тетради любого члена группы, либо на основе устного ответа любого участника




Литература

1. Карпова Е.В., Кулешова О.Н. Развивающие системы обучения и формирование мотивации. Яр., 2004

2. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? Москва-Рига, 2000

3. Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г.Кудряшова, О.В.Чиханова // Начальная школа плюс До и После. – 2007. №3.

4. Кузнецова, И.В., Почему нужно работать в группах? / И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 11.

5. Танцоров, С. Групповая работа в развивающем обучении / С. Танцоров. – Рига, 1997.

6. Цукерман, Г.А., Зачем детям учиться вместе?/ Г.А. Цукерман. – М.: Просвещение,1985.



Использованы материалы:

http://uchitel.edu54.ru/node/95444

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/statya-organizatsiya-sotrudnichestva-mladshikh

http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/tekhnologiya-tvorcheskogo-sotrudnichestva


Чтение книг – это не чтение от скуки, не развлечение. Это серьезное и важное дело, цель которого, чтобы каждый  мог задуматься, поразмышлять.

Эта акция родилась у меня  из предыдущей акции.  Весь класс я поделила  на три команды. Цвета команд определили первые участники акции  «Плакат - реклама по прочитанной книге» - Бущик Егор, Пчихатлук Самира, Бурлаченко Андрей.

Они выбрали три цвета синий, желтый  и  красный.  На стенке нашего класса появились  «головки» гусениц, а туловище гусеницы будут появляться, как участник команды,  подготовит «Плакат - рекламу» и принесёт своей команде часть гусеницы  кружок своего цвета, его мы будем подписывать  именем и прикреплять к «головке» своей команды. По мере того, чья команда читает больше книг  «гусеницы» будут расти.

Результаты акции подведем  в конце года.

Первый "Плакат -рекламу по прочитанной книге" подготовил Бущик Егор, 13 января,он рекомендует ребятам прочитать книгу Н.Носова " Витя Малеев В школе и дома"





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!